«Лазерное хулиганство – дурость с серьёзными последствиями»
Первые случаи ослепления пилотов лазером произошли в Иркутске на прошлой неделе. Сначала под луч попали лётчики рейса Хабаровск – Иркутск, сутками позже – Сочи – Иркутск. Восточно-Сибирское линейное управление МВД России на транспорте продолжает проверку, но подозреваемые пока не установлены. По одной из версий, пилотов ослепили вовсе не хулиганы, а иллюминация торговых центров и ночных клубов. В подобных ситуациях, чтобы предупредить тяжёлые последствия, на помощь экипажу и пассажирам может прийти российское изобретение – очки, которые задерживают лазерное излучение. О новой разработке «Конкуренту» рассказал генеральный директор ОАО «РТ- Химкомпозит» (холдинг ГК «Ростехнологии») Сергей Сокол.
– В связи с чем появился проект?
– Вы знаете, что в последнее время участились инциденты ослепления лётчиков с помощью портативных лазерных устройств — лазерной указкой или более мощными средствами. По данным Росавиации, с начала этого года было зафиксировано уже более 40 случаев ослепления пилотов при заходе самолёта на посадку. Наши учёные-разработчики оперативно отреагировали на эту проблему. Так появился опытный образец инновационного изобретения очков со специальным наноразмерным покрытием на стекло. Это покрытие не пропускает лазерный луч, снижая его воздействие в сотни раз, и не позволяет ослеплять лётчиков. Мы считаем, что разработку создали вовремя. Это подтверждает и возникший интерес к этому продукту со стороны авиакомпаний и спецслужб. После того как изобретение продемонстрировали на МАКСе, у нас была лавина обращений от СМИ и потенциальных заказчиков.
– Кто и как долго работал над созданием опытных образцов?
– Проектом с начала этого года занимается ведущее предприятие нашего холдинга — ФГУП ОНПП «Технология», которое производит изделия из композиционных материалов. Оно находится в Обнинске (Калужская область). На этом предприятии давно и успешно работают над многофункциональными оптически прозрачными наноразмерными покрытиями. Грубо говоря, это остекление кабин самолётов и вертолётов. Изделия с таким покрытием выпускаются для новых боевых самолётов МИГ-29К, СУ-30, СУ-35, а также для вертолётов «Ансат», К-32. И сейчас мы собираемся выпускать такие изделия для пассажирских самолётов SSJ-100 (Sukhoi Superjet 100. – «Конкурент») и МС-21, который, кстати, планируется производить в корпорации «Иркут». Так что очки, защищающие от лазерного ослепления, это параллельная научная разработка наряду с уже серийным производством аналогичных элементов.
– Какова стоимость проекта?
– Пока сложно назвать окончательную сумму инвестиций в разработку. Она ещё не определена, поскольку процесс продолжается.
– Сколько будут стоить такие очки?
– Сейчас они существуют всего в трёх экземплярах, один из которых бесценен – он демонстрировался на МАКСе-2011 руководству страны. Этот образец будет находиться в музее холдинга. Когда речь пойдёт о серийном производстве, очки будут доступны. Недорогое удовольствие за вполне разумные деньги. Вероятно, даже дешевле, чем можно предположить. У нас есть надежда, что производство очков станет массовым. Тем более что авиакомпании уже проявили интерес. Изготавливать продукт, по нашим планам, будет сам разработчик – ОНПП «Технология». Возможно, это будут не очки, а стекло для кабины. Вообще сфера гражданского применения таких материалов очень широка. К примеру, автомобилестроение, ведь случаи ослепления яркими вспышками могут быть и на дорогах.
– В какой срок может завершиться медицинская сертификация изделия?
– Мы сейчас оформляем все необходимые документы. Но помимо этого будем ещё дорабатывать прототип и проводить НИОКР, чтобы увеличить коэффициент отражения зелёного спектра лазерного излечения с 500 до 10000 раз. Кроме того, работаем над оптимизацией геометрической формы линз, а также технологией селективных защитных покрытий. Так что о сроках начала выпуска очков пока говорить рано. Но если случится форс-мажор и придётся изготовить партию очков, к примеру для военных нужд, мы это сделаем без вопросов хоть завтра. Но с учётом того, что мы хотим представить более совершенную версию продукции, в которой будет учтено мнение заказчика, нам потребуется ещё время.
– На ваш взгляд, может ли наличие очков, препятствующих лазерному ослеплению, стать обязательным требованием для перевозчиков?
– Разработку очень благосклонно восприняли в Росавиации, но обяжут ли авиакомпании приобретать такие средства защиты, пока сложно сказать. Думаю, каждый перевозчик, который заботится о безопасности полётов, станет самостоятельно принимать решение. С учётом невысокой цены, вероятно, продукт будет востребован.
– Чем вызван, по вашему мнению, рост количества случаев ослепления пилотов?
– Для меня это загадка. Думаю, в большинстве случаев это элементарная человеческая дурость и глупость, которая может обернуться тяжёлыми последствиями. Не случайно недавно в мире появился термин «лазерное хулиганство». Но люди зачастую этого не понимают. Такие поступки заслуживают резкой негативной оценки. В ряде стран введён запрет на покупку таких лазеров и есть законы, регламентирующие их использование. Насколько я знаю, сейчас в России готовится законопроект по установлению наказания за эти нарушения. Ведь пока тяжело привлечь к ответственности людей, ослепляющих пилотов лазерами. Кроме воспитательной беседы, к ним ничего сейчас нельзя применить, если только, не дай бог, не произойдёт трагический случай. Но по новому законодательству, насколько мне известно, планируется установить наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет. В любом случае, нашим изобретением всерьёз заинтересовались и спецслужбы, и военные. И лично премьер одобрил нашу разработку.