«Цвет – это язык общения»
Художник Виталий Смагин выступил в неожиданной ипостаси
Многие из тех иркутян, которые побывали на презентации выставки известного мастера живописи Виталия Смагина, по их признанию, открыли для себя новую, в каком-то смысле неожиданную ипостась художника – на суд зрителей он представил этюды, исполненные в реалистическом ключе – яркие, отмеченные тонким лиризмом и одухотворённостью.
Мы знаем Виталия Георгиевича как признанного корифея монументальной живописи, автора впечатляющих росписей, гобеленов, мозаик, витражей, многокрасочных композиций, в которых особым образом интерпретируется опыт современного искусства с его ритмикой, поиском цветовых гармоний. Находясь у истоков авангард-ного искусства Иркутска, Смагин разработал свой собственный ассоциативный язык мифотворчества.
Выставка, представленная Иркутской галереей Виктора Бронштейна, тем более впечатляет, что открывает совершенно новую сторону творчества художника. В экспозиции демонстрируется около 50 этюдов, в которых прочитывается поэтическое восприятие окружающего мира. Образы природы Сибири, величественный мир Байкала, городские пейзажи пропущены художником через призму собственных глубоких переживаний. Вот лишь несколько названий этюдов: «Яблони в снегу», «Аршан», «Ольхонский пейзаж», «Перламутр Малого моря», «Байкал. Золото вечера», «Старый город»… Экспозицию, помимо работ последних десятилетий, украшают и ранние этюды, начиная с 1970-х годов.
Народный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, почётный гражданин города Иркутска, Виталий Георгиевич Смагин многие годы возглавляет кафедру монументально-декоративной живописи в Иркутском политехническом университете. Среди учеников профессора Смагина – члены творческих организаций, заслуженные художники России, лауреаты и дипломанты выставок в нашей стране и за рубежом.
Говоря об экспозиции в целом, нелишне привести слова самого автора выставленных работ: «Цвет – это язык общения, такой же, как слово, движение, музыка. И через цвет и ритмы можно доносить информацию на чувственном уровне. Уже в процессе создания произведения я доверяю себе и живу только тем, что на холсте вырисовывается. Я до конца не знаю, что в итоге получится. Можно писать на неуловимом дыхании, чувственном вулканическом выбросе. Внутри кипит, а потом выплёскивается на холст».
Остаётся добавить, что свой выставочный проект организаторы экспозиции посвятили 350-летнему юбилею родного города.