Командировка длиной в 30 лет
аслуженный строитель РСФСР Анатолий Закопырин отмечает юбилей
Анатолий Закопырин родился в 1931 году в казацкой слободе Радьковка под Прохоровкой. В 1955-м окончил Харьковский горный институт. В 1955–1958 годах работал прорабом, начальником участка в тресте «Тулшахтострой». В 1958 году поступил в очную аспирантуру Академии строительства и архитектуры УССР (Киев). Во время учёбы в аспирантуре практиковался на строительстве горно-обогатительных комбинатов в Кривбассе. В 1960-м уехал в Сибирь на строительство Коршуновского ГОКа в Железногорске-Илимском Иркутской области на один год (по договору между академией и «Братскгэсстроем»). Но задержался в Сибири на тридцать календарных лет.
Анатолий Николаевич возглавлял специальные управления строительства «Таймырэнергострой» и «Братскгэсстрой» Минэнерго СССР, работал на крупнейших всесоюзных ударных комсомольско-молодёжных стройках Сибири и Крайнего Севера – Железногорский ГОК, Братский ЛПК, Надеждинский металлургический завод (Норильск), Усть-Илимский ЛПК, БрАЗ, на объектах энергетики Якутии, Хабаровского края и Амурской области, КАТЭКа. Строил молодые сибирские города Железногорск, Братск, Усть-Илимск, Кодинск, Шарыпово. На строительстве Богучанской ГЭС с его участием в 1983 году был заложен первый кубометр бетона.
Награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями.
В 1990-е годы был народным депутатом Верховного Совета РСФСР, членом Президиума Верховного Совета, председателем Комиссии по транспорту, связи, информатике и космосу, председателем подкомитета по координации законодательства по межреспубликанским проблемам транспорта и энергетического строительства. С 1994 года – помощник депутата Государственной Думы Виталия Шубы (на общественных началах).
Уместившийся в несколько строк сухой перечень должностей, мест работы и наград говорит о многом, но не может полностью раскрыть реальный масштаб личности Анатолия Закопырина. Анкетные данные не объяснят, почему его имя стало легендой для Норильска, Братска и других городов, где ему довелось работать. Почему именно его правительство направляло на самые сложные, зачастую провальные стройки, будучи уверенным, что он их «вытянет». Почему он всегда делал больше, чем от него требовалось, несмотря на то что часто этим вызывал недовольство «вышестоящих» своим «чинонепочитанием», если это касалось защиты интересов дела и людей.
Талантливый инженер и организатор, созидатель по натуре, неформальный лидер, обладающий невероятной жизненной активностью, он заражал людей своей неуёмной энергией и творческим напором. Люди шли за ним, зная, что не подведёт.
Забота о развитии социальной инфраструктуры – одна из основных задач, которые всегда ставил перед собой Анатолий Николаевич. Плановых средств на такие цели выделялось очень мало. Десятки объектов сооружены по его инициативе и зачастую в обход существующих норм и правил. Это детские сады с плавательными бассейнами, спортивные залы, горнолыжные трассы и базы, воднолыжные станции, карусели, трамплины, вышки, лыжные трамплины, тиры, лыжероллерные трассы, лучший в России картодром, профилактории…
Когда в 1977 году после шести лет строительства металлургического завода «Надежда» в Норильске стройка оказалась в «провале», Минэнерго СССР, с согласия ЦК КПСС и Совмина СССР, назначило руководить строительством в должности начальника специального управления «Таймырэнергострой» Анатолия Закопырина. Собрав вокруг себя команду квалифицированных единомышленников, Анатолий Николаевич, как тогда говорили, «стройку вытащил». Комбинат, известный сегодня всему миру как «Норильский никель», успешно работает по сей день.
После Норильска Закопырин назначается начальником «Братскгэсстроя». В северный город были переброшены тысячи лучших инженерно-технических работников, бригадиров, механизаторов, лэповцев и других рабочих, прошедших стройки Усть-Илимска и Норильска.
Смелость принимаемых Анатолием Закопыриным технологических и инженерных решений часто поражала и вызывала недоверие. Но он умел убеждать, и к его мнению вынуждены были прислушиваться. Когда речь шла об интересах дела, он не стеснялся спорить и с всесильными секретарями обкомов или крайкомов, и с министрами.
Сегодня, несмотря на возраст, Анатолий Николаевич Закопырин не уходит на покой. Предмет его заботы – участники Великой Отечественной войны и дети, проживающие в сёлах. Как неравнодушный гражданин, он борется за сохранение природы родного края, не жалея на это ни времени, ни сил. По-прежнему Анатолий Закопырин несгибаем и несговорчив, как всегда, исключает возможность компромисса со своей совестью.
Написанные и изданные им монографии и книги – «Колодцы большого диаметра», «Транспорт России», «Связь России», «Белгородчина: ради наших детей спасём, пока не поздно!», «Строители НАДЕЖДЫ» – нашли своего читателя и практическое применение. Готовится к изданию книга «Записки начальника «Братскгэсстроя». Закопырин является автором многих публикаций на актуальные темы в газетах «Белгородская правда», «Заполярная правда», «Заполярный вестник». Анатолий Николаевич поддерживает спортивную форму, последние пять лет является участником и призёром Буковельских игр по горным лыжам, в его активе две золотые и две бронзовые медали.
Свой 80-летний юбилей Анатолий Николаевич встречает в родной Радьковке, в кругу близких и родных, друзей и соратников, единомышленников и коллег. Он полон планов и надежд. Пожелаем ему здоровья, бодрости и удачи во всех делах!