Не спешите менять полисы
«Не спешите менять полисы», – советует директор Территориального фонда ОМС доктор экономических наук Сергей Шойко. А его разговор с нашим корреспондентом помог убедиться в справедливости этих слов.
– Сергей Валентинович, ключевые слова наших дней – «модернизация России». Они на устах общественных деятелей, бизнесменов, представителей власти. При этом подчёркивается, что речь идёт не только об изменении подхода к экономике в государстве, но и о кардинальном улучшении важнейшей составляющей человеческого ресурса общества – здоровья.
– Последнее мне, конечно, ближе, поскольку с начала 2011 года действует новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а подписанный президентом 8 декабря 2010 года Закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» является для нас прямым руководством к действию. Точно так же, как и бюджет Территориального фонда ОМС граждан Иркутской области, утверждённый Законодательным Собранием Иркутской области.
– Эксперты говорят, что это не косметический закон, а самая настоящая реформа – она должна привести к совершенству всю систему здравоохранения, сделать так, чтобы не декларативно, а по-настоящему пациент стал главной фигурой во всей этой уже начавшейся модернизированной системе.
– Полностью согласен с этим. Только добавлю: как никогда, возрастает роль и значение страховых компаний, лечебных учреждений, органов управления здравоохранением и, конечно, Территориального фонда ОМС граждан Иркутской области. А поскольку наш фонд – государственное финансово-кредитное учреждение, по его работе можно судить о многом. Например, как идёт аккумулирование денежных средств, их расход.
– Я знаю, что недавно все ваши 13 филиалов доложили о своей работе. О чём свидетельствуют цифры сводного отчёта?
– Прежде всего – о доходной части бюджета. Можно констатировать: из всех источников денежные средства поступили в полном объёме. Наконец-то по-настоящему заработал Пенсионный фонд. Он, как известно, является администратором доходов по сбору страховых взносов на работающее население и выполнил план на 117%. Полностью поступили финансовые средства на неработающее население от администрации области. И – тоже полностью – из Федерального фонда в рамках базовой программы ОМС. Считаю необходимым сказать, что регулярно поступают средства на диспансеризацию работающих граждан да и сама диспансеризация проходит успешно – сказывается наработанный годами опыт. Достаточно денежных средств получено на диспансеризацию детей-сирот.
Что касается «прямых» средств на модернизацию здравоохранения – здесь видимые результаты проявятся позже. Почему? Потому что областное министерство здравоохранения вплотную работает с федеральными структурами, тщательного выверяет «сферы вливания» денежных потоков. Как только всё будет согласовано, начнётся массовая компьютеризация, монтаж локальных систем – информатизация станет по-настоящему полномасштабной, хотя уже сегодня очень многое сделано и делается в лечебных учреждениях и страховых компаниях. Например, мы одними из первых в России стали избавляться от бумажных носителей, стали заводить на больных электронные «паспорта», в которых хранятся все данные о состоянии пациента, все его анализы и т.д. Такие электронные амбулаторные карты больного заводятся уже в тридцати лечебных учреждениях Иркутской области – от участковых больниц до областных клинических. Однако повсеместно их внедрение сдерживается отсутствием компьютеров и локальных систем. Словом, мы уже наработали немало программных «продуктов», получили лицензию Федеральной службы по техническому и экспертному контролю на право работы с конфиденциальными сведениями о пациентах и готовы идти дальше. Чтобы ускорить эти процессы, сделать лечение более качественным и доступным, наш Территориальный фонд уже перечислил в Министерство здравоохранения России 1 миллиард 418 миллионов рублей, в том числе на ремонт лечебных учреждений, строительство новых, приобретение медицинского оборудования для муниципальных и государственных лечебных учреждений.
С удовлетворением отмечу, что в лечебные учреждения области перечисляются и поступают денежные средства на внедрение стандартов качества, доплату «узким» специалистам и прочее.
– Перспективы действительно значительные. Однако фонду приходится заниматься текущей, но не менее значимой работой: изучать жалобы населения.
– Да, они есть. Мы изучаем их по-всеместно: в лечебных учреждениях, в страховых компаниях, наконец, даже в средствах массовой информации. И анализ этих жалоб нам многое даёт, в частности подсказывает, на что надо обращать особое внимание. Недавно, например, мы подсчитали, что обоснованных жалоб в 2011 году стало меньше, чем в первом полугодии 2010 года, однако их всё-таки было подано 216. На первом месте – жалобы граждан на незаконное взимание денежных средств, по Иркутску их 22, по Ангарску – семь, по Братску – четыре. Все жалобы были рассмотрены, везде заявления граждан были удовлетворены с материальным возмещением – на сумму 268 тысяч рублей. На втором месте – жалобы на некачественную медицинскую помощь. 10 жалоб только в Иркутске, две – в Ангарске и по две – в Братске и Усть-Илимске. На третьем месте – жалобы на организацию работы лечебных учреждений, также в крупных городах области. Все жалобы направляем руководителям лечебных учреждений, в адрес руководителей муниципальных образований, словом, по ведомственной принадлежности. Считаем, что эта работа даёт главный результат, который заложен, кстати, и в программе модернизации, – сделать лечение качественным.
– Но ведь есть и жалобы необоснованные?
– Да. Они связаны с недостаточной информированностью населения, скажем, о том же новом законе об ОМС. Поэтому мы, работники фонда, его филиалов, страховых компаний, усилили профилактику: выступаем с разъяснениями по радио, на телевидении и, конечно, в газетах.
– Сергей Валентинович, давайте прямо сейчас ответим тем, кто задаёт вопросы в редакцию нашей газеты.
– Как не воспользоваться ещё одной возможностью?! Спрашивайте!
– Нужно ли спешить менять старые полисы ОМС, ведь новый закон уже начал действовать?
– Ни в коем случае, потому что полисы старого образца будут действовать до 1 января 2014 года. Мне понятен этот вопрос, потому что вначале было объявлено, что с мая 2011 года будут выдаваться полисы единого образца на бумажном носителе. Изучив вопрос тщательно, Министерство здравоохранения России и Федеральный фонд ОМС пришли к выводу: надо внедрять полисы в электронном виде уже с 1 января 2012 года. Таким образом, нет смысла получать полис единого образца, если нас всех ждёт электронный полис. А отказа в лечении по старым полисам быть не может, об этом все предупреждены. Так что лучше дождаться января 2012 года и получить электронный полис.
– Что даёт право каждого гражданина выбрать «свою» страховую компанию?
– В течение календарного года, но не позже 1 ноября каждый из нас может изъявить желание выбрать страховую организацию. Для этого необходимо подать заявление о своём выборе в ту или иную страховую компанию. Это в том случае, если кого-то не устраивает работа уже знакомой страховой организации. Если устраивает – никуда не надо обращаться, страхование продолжается.
– А безработные граждане должны получать полис по месту прописки или можно это сделать по месту жительства?
– Согласно ст. 16 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», застрахованное лицо самостоятельно выбирает страховую медицинскую организацию и может подать заявление в неё как на территории проживания гражданина, так и по месту постоянной регистрации независимо от того, работает он или является безработным. Сейчас создаётся Единый федеральный регистр, который предоставит возможность человеку с полисом ОМС обращаться в медицинские учреждения на всей территории РФ. В этом и заключается суть реформы, осуществляемой по новому закону.
– При обращении в страховую медицинскую компанию за получением медицинского полиса мне выдали временное свидетельство. Заменяет ли оно медицинский полис?
– Да. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 28 февраля 2011 года № 158н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования», страховая медицинская компания выдаёт застрахованному лицу полис или временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса и удостоверяющее право на бесплатное оказание им медицинской помощи. Временное свидетельство действительно до момента получения полиса, но не более тридцати рабочих дней с даты его выдачи.
– Что делать в случае потери полиса?
– Вам необходимо обратиться в страховую медицинскую организацию с заявлением о выдаче дубликата.
– Не получится ли так, что при возможности выбора лечебного учреждения некоторые поликлиники будут перегружены (те, что считаются «лучшими»), а некоторые («захудалые») будут иметь небольшое количество прикреплённых, соответственно, и меньшее финансирование?
– Одним из важных новшеств закона является создание конкурентной среды между медицинскими организациями. Вводится заявительный порядок участия в системе обязательного медицинского страхования для медицинских организаций, имеющих право осуществлять такую деятельность. Создаются равные условия для медицинских организаций любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, а также частнопрактикующих врачей.
Руководители медицинских организаций должны быть заинтересованы в оказании качественной и доступной медицинской помощи гражданам – для получения большего финансирования своей организации. Поликлиники, от которых открепилось население, потеряют в объёме зарабатываемых средств и вынуждены будут сокращать штаты.
– При лечении в стационаре иногда приходится покупать лекарства. К кому обратиться для возмещения денежных средств, затраченных мною при получении медицинской помощи?
– Вам необходимо обратиться в свою страховую компанию, где жалоба обязательно будет рассмотрена и примут меры для возврата лечебным учреждением финансовых средств, затраченных вами.
– Куда обращаться в связи с нарушением прав пациента?
– К руководителю или иному должностному лицу медицинской организации, в орган управления здравоохранением муниципального образования, министерство здравоохранения Иркутской области, страховую медицинскую организацию, взявшую на себя ответственность по оплате медицинской помощи, предоставляемой пациенту, и защите его прав. Наконец, в филиал фонда ГУ ТФОМС – в том случае, если претензии пациента уже рассматривались страховой медицинской организацией и не были удовлетворены.