издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Притяжение земли

Боханские фермеры возрождают производство с чистого листа

– А теперь посмотрим наш цех по лесопереработке, – предложила Софья Баранникова, и мы перешли на огороженную площадку. Софья Еремеевна, специалист хозяйства, что-то говорила о намерении строить жильё для работников, но я рассматривал двор, едва воспринимая её слова. Ну ладно, принадлежали бы огромные штабеля лесоматериалов крупному, давно устоявшемуся сельхозпредприятию, а здесь так развернулось со строительством небольшое фермерское хозяйство. Этот стройцех на окраине села Хохорск Боханского района находится в ведении индивидуального предприятия Валентины Коняевой.

Софья Баранникова продолжила знакомить нас с базой. Всё рядом с конторой: склады, стройцех, стоянка для машин. Время от времени раздавались резкие звуки пилорамы. Это трое молодых парней разделывали брёвна.  Все ребята местные, их отцы, матери работали раньше здесь в колхозе. 

– Пока они пилораму обслуживают, а потом будут учиться на механизаторов, –  говорит Софья Еремеевна. – Надо же смену готовить. У нас работают на тракторах мужчины лет 40–50, они досконально знают свою технику. А новому поколению предстоит осваивать машины, напичканные электроникой. 

Сейчас у хохорских фермеров в деле 1200 гектаров пашни, из которых зерновыми засевается более 800 гектаров. По прежним меркам не ахти какая площадь, но в сегодняшних условиях вполне солидно.

– А начинали мы с нуля, – вспоминает Софья Еремеевна. – Единственное, что получили от предшественников, так это скважину. Стали обживать территорию, смотрим: заглушка. Осмотрели, проверили – действующая скважина. Пользуемся теперь.

Баранникова когда-то начинала экономистом в здешнем колхозе имени Ленина и со временем стала квалифицированным специалистом. Владимир Коняев – колхозный шофёр, тоже был на хорошем счету. Валентина Коняева, глава индивидуального предприятия, трудилась раньше в школе. Есть в коллективе знатная в прошлом доярка, известные механизаторы. Все они местные, не пришлые. Согласно закону о реорганизации колхозов и совхозов, целому ряду постановлений правительства России, все проживающие в сельской местности наделялись земельными долями. В Хохорске, собрав все свои доли, земельные участки родственников, основатели фермерского хозяйства ещё пятнадцать лет назад создали свой мини-колхоз, который год от года расширяется.

Нынче фермеры из Хохорска приступили к посевной необычно рано – 4 мая. Весна поторопилась заявить о себе: солнце грело и грело, влага терялась. Уже 16 мая сев закончили. И в разгар нынешнего лета, когда селяне с тревогой заговорили о засухе, местами уже начали заявки готовить на компенсацию ущерба, вызванного гибелью части посевов, у Коняевых хлеба были «в тонусе». А затем пошли дожди.

– Земля у нас непростая, – говорит Софья Баранникова. – Местами красная глина выступает. А глина она и есть глина. Но и при колхозе урожаи неплохие получали, и нам удаются хлеба. 

Кстати, колхоз имени Ленина имел огромное поголовье скота в 3 тысячи голов, держал 5,5 тысячи свиней, свыше 4 тысяч овец, пасекой своей славился. Зерновыми засевал 5,5–6,5 тысячи гектаров (сейчас целые районы не могут выйти на подобный уровень) и получал по 18–20 цент-неров зерна, то есть это было многоотраслевое хозяйство. Потом всё рухнуло, но в Хохорске остались люди, преданные своей земле. Появились фермеры также в Воскресенке, Харатиргене, Шунте – все эти деревни были когда-то бригадами крупного колхоза. Да, до своего предшественника им ещё далеко. Совокупной пашни вчетверо меньше, чем у прежнего колхоза, скота, коров, свиней в десятки раз меньше. Однако хозяйства нащупали свой путь и неплохо развиваются. Движение вперёд было бы более быстрым, если бы не различные преграды.

Крестьянину деваться некуда, и потому он принимает правила игры. Но правила порой  обретают абсурд-ную форму. Взять 2008–2009 годы. Дважды страна получила более-менее сносный урожай, но он больше бед принёс крестьянам, чем радости. Цены на хлеб упали ниже некуда. Оправдывая это падение, учёные и политики заговорили о перепроизводстве. Но какое здесь перепроизводство, если на 6 миллиардов долларов ежегодно закупаем за рубежом мяса и молока? Если бы страна сама решила производить мясную и молочную продукцию эквивалентно импортным объёмам, то на это потребовалось, по самым скромным расчётам, свыше 20 миллионов тонн зерна. И тогда не об избытке хлеба шла бы речь, а о его дефиците. 

Фермерское хозяйство в Хохорске ориентируется на производство продовольственного зерна. Его берут Буретское хлебоприёмное предприятие (расположено на территории Боханского района), а также Иркутский хлебозавод. Качество пшеницы настолько высокое, что мука идёт нарасхват. Фермеры имеют свою мельницу, пекарню, печёным хлебом обеспечивают жителей Хохорского муниципального образования. Нет проблем с реализацией овса и ячменя. Селяне в связи с развалом колхозов и совхозов вынуждены держаться за своё личное хозяйство. А там – и бурёнки, и свиньи. Да и фермеры Хохорска на скорую руку соорудили свинарник, завели чушек, а потом поехали по Сибири искать наиболее эффективную технологию. Сейчас строится под неё новый свинарник. В общем, возрождение аграрного производства продолжается.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры