«Играем, учимся, творим»
На Ольхоне прошёл фестиваль «Сибирская рампа»
Фестиваль любительских театров «Сибирская рампа–2011» с нетерпением ждали целый год. И не только в Иркутской области, но и далеко за её пределами. В театральное действо, которое ежегодно в течение 12 лет устраивают на острове Ольхон Международная ассоциация любительских театров «АИТА», руководитель ангарского народного театра «Факел» заслуженный работник культуры РФ Александр Кононов, ОЦНТиД г. Иркутска и ДК «Современник», с готовностью вовлекаются театралы-любители из всех уголков России. А некоторые даже приезжают из других стран, чтобы стать участниками событий, происходящих в международном летнем театральном центре в сердце Байкала.
«Сибирская рампа–2011» во многом отличалась от прежних фестивалей. Тема этого года была на удивление простой и по максимуму отражала содержание и смысл работы театрального центра на Байкале – «Играем, учимся, творим». Но темы меняются каждый год. А в этом году изменился и формат фестиваля. Только 8 дней и всего 15 театров! Но в ограничении количества театров-участников есть и положительная сторона. Все они прошли через процедуру предварительного отбора: организаторы фестиваля отсматривали видеозаписи спектаклей, претендовавших на участие. Это позволило повысить общий уровень постановок.
Планировалось внести изменения и в график показа спектаклей: не более двух в день. Но обилие привезённых работ (некоторые коллективы подготовили по две и даже три постановки) заставило часть из них вынести за пределы конкурса. Они были объединены в так называемую «off-программу», которая частенько затягивалась заполночь. Здесь были свои странности, открытия и многообещающие актёрские работы.
Томский коллектив «Новое театральное товарищество в «Аэлите» удивил своих зрителей тем, что сыграл спектакль «Зоки и Бада» не на сцене, а за ней. Созданный на базе Иркутского педколледжа учебный театр «Alter homo» внёс в сюжет известной пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» свои коррективы: у них ученики, не отставая от времени, требовали от классного руководителя бланки ЕГЭ. Семилетняя Настя Есипова из Ангарска показалась членам жюри настолько убедительной в роли согбенной старухи из чеховской «Канители», разыгранной вместе с режиссёром ангарского школьного театра «Канителька» Николаем Щербаковым, что была награждена номинацией «Надежда фестиваля».
Спектакли, родившиеся в Иркутске, запомнились участникам «Ольхона-2011» надолго. «Alter homo», учебный театр Иркутского педагогического колледжа, создал по пьесе Людмилы Петрушевской «Квартира Коломбины» нечто среднее между бытовым представлением театра абсурда и площадной комедией дель-арте.
Актриса Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова Ольга Шмидгаль уже не первый год выступает на ольхонском фестивале в роли режиссёра. На «Сибирскую рампу–2011» она привезла сразу два театра – молодёжный «Эксперимент», с работами которого здесь уже знакомы, и «молодой» коллектив ветеранов Иркутского авиазавода «Белая ворона». «Эксперимент» показал рождественскую сказку «Маленький ослик Марии». О представлении «Белой вороны» нужно поговорить особо. Их вариация вампиловского «Дома окнами в поле» у всех зрителей фестиваля вызвала восторг. У младших участников – потому что уж больно естественно и заразительно пели и плясали бабушки и дедушки, а старшие диву давались, насколько удачно режиссёр и актёры поработали с пьесой. Не исказив текста Александра Вампилова, сохранив фабулу, они просто вывернули действие наизнанку и показали, о чём может думать, говорить и петь та самая «полянка». В основу текста легли реальные истории «начинающих» актёров пенсионного возраста.
Большой удачей спектакля были уличные декорации: забор обычного хужирского дома, расписные ворота, лавки, оккупированные пенсионерами. Ветераны авиазавода увезли в Иркутск приз зрительских симпатий.
Ангарск представляли, кроме школьных «4 этажа» и «Канительки», народный театр «Факел» (ДК «Современник») и две студии образцового театра «Родничок» (Дворец творчества детей и молодёжи). Количество на этот раз вылилось в качество.
Факельский «Дом Бернарды Альбы», поставленный Александром Кононовым по пьесе испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки, – стильный, резкий, правдивый – члены жюри единодушно признали лучшим спектаклем фестиваля. Кроме того, актриса «Факела» Любовь Вахрушева получила приз за лучшую женскую роль (она сыграла Бернарду Альбу) и награду за лучшее художественное оформление спектакля в дуэте с ангарским художником Александром Чевтаевым.
«Звёздный мальчик», спектакль по мотивам сказки Оскара Уайльда, воплощённый Тагиром Хамитовым в детской студии театра «Родничок», по словам столичных педагогов, оказался «заложником» текстовых недосказанностей и излишней символичности экстравагантного автора. Их не смог до конца преодолеть даже драматургический талант Людмилы Разумовской, делавшей инсценировку. Но жюри не могло не отметить находки режиссёра в работе с таким сложным материалом и его умение увлечь за собой детей. В результате «Звёздный мальчик» назван лучшей педагогической работой фестиваля. Классический, а потому современный спектакль «Доходное место» по пьесе Александра Островского молодёжной студии «Родничка», затрагивающий, как во всех постановках Тагира Романовича, вопросы трудного нравственного выбора человека, стал лауреатом III степени.
Молодёжный театр-студия «Шлагбаум» и школьный театр «12-й подъезд» (г. Красноярск) открыли для себя этой поездкой байкальский театральный остров. Спектакль «Клетка» ребят из «Шлагбаума» вернул нас в 70–80-е годы 20 века, когда умы драматургов занимали мысли о свободе человека в обществе. Образы обитателей зверинца, родившихся и выросших за решёткой, им удались, как и работа в единой команде. Поэтому «Шлагбаум» получил приз «За лучший актёрский ансамбль».
«Сибирская рампа–2011» была щедра на режиссёрские находки. Галина Каминская, режиссёр спектакля «Кладбищенский ангел, или Любовь в раю» нижнеудинского народного театра «Экспромт», ввела в качестве одного из действующих лиц рок-группу «Шестая печать». В результате спектакль, воспринятый зрителями неоднозначно и заставивший говорить о себе, получил сразу три награды: за лучшее музыкальное оформление, за лучшую мужскую роль (Он в исполнении Владимира Балабанова) и стал лауреатом I степени.
Отставший от него на одну ступень пьедестала томский театр «Новое театральное товарищество в «Аэлите» удивил театралов этническим представлением на темы индийской истории религии «Сказание о Двараке». На фестивале завязывается немало дружб, его атмосфера всегда способствует взаимовыручке. Поэтому когда спектакль домашнего театра «Приют комедиантов» из посёлка Магистральный – «Замёрзли» по пьесе Нины Садур – оказался под угрозой срыва, так как одного из актёров не отпустили с работы, на его роль был срочно введён актёр из народного молодёжного театра «Зеркало» (город Железногорск-Илимский), блестяще справившийся с поставленной задачей.
Самым важным для актёра-любителя в фестивале-лаборатории (а именно к таким относится «Сибирская рампа») является возможность учиться мастерству у профессионалов. В этом году аппетиты желающих приобрести новые знания и закрепить их на практике были удовлетворены сполна. Из Москвы были приглашены декан режиссёрского факультета знаменитой «Щуки» Вячеслав Терещенко и доцент кафедры сценической пластики РАТИ Олег Волынцев. На помощь руководителям театров, изнывающим без качественного драматургического материала, из Санкт-Петербурга прибыл писатель и драматург Андрей Зинчук. И конечно, мастер-классы по организации внимания актёра-кукольника проводил бессменный педагог фестиваля главный специалист по любительским театрам Областного центра народного творчества и досуга Валерий Кирюнин.
Долгожданные для режиссёров обсуждения постановок проводились по мере накопления отсмотренного материала. Надо отдать должное педагогам фестиваля: будучи профессионалами в своём деле, они учитывали специфику любительского театра. Их суждения носили рекомендательный характер, всегда оставляя режиссёру право на личное мнение.
Пожалуй, эти беседы за общим столом или вокруг костра, где ещё тлеют угли, оставшиеся после ночных бдений, когда мнения сплетались и расходились, когда каждый мог сказать то, что он думает, и послушать более опытных людей, остаются одной из самых ценных традиций фестиваля. В них часто рождаются откровения – как это произошло на последнем обсуждении, когда и любителям и профессионалам так не хотелось покидать тёплый круг. Вячеслав Терещенко заметил тогда, что современный любительский театр намного свободнее профессионального. Там, где профессиональному театру приходится оглядываться на зрительский вкус и кошелёк, любительский остаётся независимым выразителем режиссёрской мысли и мнения. Суть театрального процесса сегодня получает наиболее чистое выражение именно на любительской сцене, поэтому так важно, чтобы «Сибирская рампа» продолжала жить и работать. Не случайно к фестивалю на Ольхоне примыкают новые проекты европейского уровня. Так, в этом году в лоно фестиваля влился франкоязычный фестиваль «Маски», в котором участвовали театры из Конго, Швейцарии, Венгрии и России.
Сказочный и суровый богатырь Ольхон проводил своих беспокойных гостей. Развеялась театральная атмосфера, окутывавшая Хужир в течение почти двух недель. Но она надолго останется в памяти у тех, кто принимал участие в этом театральном действе. И будет напоминать о себе мелодией песни, спетой под гитару у костра, ощущением мокрых от дождя досок сцены под ногами, чувством единения с людьми почти не-
знакомыми, но ставшими такими родными. И тех, кто глотнул ольхонского театрального воздуха, на следующий год вновь неудержимо потянет сюда, на фестиваль «Сибирская рампа». Подготовка к которому, кстати, уже началась.
Фото автора