Через плотину на «электричке»
Новые рабочие колёса с дополнительным оборудованием общим весом свыше 300 тонн для турбин Саяно-Шушенской ГЭС легко «перепрыгнули» стометровый гребень Красноярской ГЭС с помощью уникального судоподъёмника, созданного гидростроителями почти два десятилетия назад, но до сих пор изумляющего своей технологичностью.
Весь процесс занял менее двух часов. Баржа с важнейшим для сибирской гидроэнергетики грузом благополучно миновала «горку» гидроузла красноярской плотины и по акватории Красноярского водохранилища отправилась дальше – до Майнской ГЭС. Оттуда уже по земле драгоценное гидрооборудование отправлено в пункт назначения. Одиссея, достойная стать сюжетом всемирно известного цикла передач «Суперпереезды» канала National Geographic, продолжительностью более месяца и общей протяжённостью пути около 6 тысяч километров, завершается в машинном зале восстанавливаемой Саяно-Шушенской ГЭС. Нынешней осенью и в навигацию следующего года вслед за тремя первыми колёсами к станции тем же путём – от причала предприятия-изготовителя (Ленинградского металлического завода ОАО «Силовые машины») в Санкт-Петербурге по Ладожскому и Онежскому озёрам, через Беломорско-Балтийский канал, Белое и Карское моря, Енисей и по специально оборудованной автотрассе от Майнской ГЭС – отправятся ещё семь новых рабочих колёс с оборудованием. Они дадут вторую жизнь гидроагрегатам пострадавшей станции.
У подножия живописных горных круч, возле врезавшейся мощными бетонными плечами в берега могучего Енисея красноярской плотины на воде у причала застыла баржа, прикованная швартовыми тросами к буксиру с красивым, почти былинным наименованием «Славгород». Баржа самая обыкновенная, каких много на реке. Но её название, «Рудовоз-11», пусть и малым штришком, но уже вошло в индустриальную историю современной России. Настолько важный для страны груз оказался на её борту.
Огромные, высотой в три человеческих роста, каждое почти по семь метров в диаметре и весом в 145 тонн, рабочие колёса для гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС были плотно «пришиты» к палубе баржи. Команда буксира приготовилась к «взлёту» массивного оборудования на стометровую высоту над гладью Енисея к верхнему бьефу Красноярской гидроэлектростанции. За ним – искусственное море. По его просторам гружёной барже предстояло пройти заключительные водные километры непростого пути из Балтики.
Уникальный рейс дал начало масштабной транспортной операции, нацеленной на восстановление технологической целостности гидроэнергетического комплекса из каскада ГЭС – Саяно-Шушенской, Майнской, Красноярской. Возвращение к полномасштабной работе СШГЭС в такой связке даст новый импульс социальноэкономическому развитию Сибири, модернизации её промышленного потенциала.
Не спеша с высокого гребня плотины по массивным рельсам прямо в воду невдалеке от пришвартованной баржи спустился судоподъёмник красноярского гидроузла. Обывателю он напомнит пятиэтажный дом с гигантской «ванной» шириной 17 метров, длиной около 90 метров и грузоподъёмностью до 2 тысяч тонн. Это единственное в мире инженерное сооружение, способное прямо с водой легко поднимать и опускать довольно крупные речные суда.
Построенный в конце 1970-х годов и проработавший без крупных технических сбоев с даты начала своей промышленной эксплуатации, 4 ноября 1982 года, до сегодняшнего дня, судоподъёмник за свою историю совершил более 8 тысяч полуциклов (подъёмов и спусков), перевёз более 7 тысяч судов и почти 2,5 миллиона тонн грузов. Прежде ему уже доводилось поднимать из реки в водохранилище плавсредства с рабочими колёсами для гидроагрегатов – всё той же Саяно-Шушенской ГЭС, когда станция ещё только строилась. Сегодня судоподъёмник вновь потребовался для выполнения аналогичной задачи. Благо он по-прежнему в строю. А ведь в трудные для страны постперестроечные годы уникальное сооружение власти едва не законсервировали. Вовремя одумались, признав объект стратегическим.
– Подобных комплексов больше нет нигде на планете. Многие комплектующие для него изготавливаются по специальному заказу в штучном экземпляре, – рассказал «старейшина» судоподъёмника главный специалист по ремонту и материально-техническому снабжению Виктор Елизов, проработавший на подъёмнике не одно десятилетие. – И вся эта сложная конструкция готова служить и дальше.
– Эту махину можно смело назвать ещё одним чудом света наравне с легендарными египетскими пирамидами, – восторженно и практично оценил значение инженерного комплекса руководитель транспортировки груза генеральный директор ОКБ «Спецтяжпроект» Сергей Тропин. – Благодаря тому что судоподъёмник остаётся в промышленной эксплуатации, нам удалось большую часть пути после северных морей провезти груз по воде. Это значительно упростило задачу, ведь ни самолётом, ни даже многосильной железной дорогой столь массивный «негабарит» никак не доставить. Автомобильная перевозка тоже стала бы слишком экстремальным и дорогим занятием. Пришлось бы на всём протяжении перестраивать дороги, мосты и прочие дорожные инженерные сооружения или даже возводить что-то заново. Кроме того, поворот с таким грузом на автоплатформе даже на минимальной скорости в 5–7 километров в час – это всё равно что на легковушке пытаться поворачивать, разогнавшись почти до сотни.
Уникальная техническая возможность гидроузла Красноярской ГЭС ещё и заметно ускорила процесс. Хотя движение по Енисею тоже получилось не самым простым – неоднократно пришлось преодолевать туманы на реке. Буквально крадучись шли по фарватеру. Впрочем, опыт полезный, ведь впереди ещё три рейса с колёсами для гидротурбин.
Заурчали дизеля буксира, и баржа оторвалась от причала. Попыхивая сигареткой, капитан судна уверенно и довольно быстро завёл баржу в створ судовозной камеры подъёмника. Спустя минуты корабль оставил груз и ушёл обратно. Из-под воды поднялся герметичный затвор, заключивший в «чреве» судовозной камеры гружёную баржу и тонны воды. Не спеша «ванна» судоподъёмника начала свой путь наверх – к вершине плотины. Энергию для столь тяжёлой работы комплекс черпал в проводах над рельсами – с помощью «рогов» токоприёмников, подобно обычной железнодорожной электричке. А двигали его по 9-метровой колее 156 гидромоторов, вращавших 78 зубчатых колёс, цеплявшихся за специальные рельсы.
Не прошло и одного часа, как груз был уже на 100-метровой высоте окружающих Красноярскую ГЭС горных хребтов. Судовозная камера совершила «пируэт» на поворотном круге, а затем незначительно погрузилась в водную гладь водохранилища. Затвор опустился, баржу подхватили прицепом два буксира и повели на встречу с Майнской ГЭС.
– Для нас, эксплуатационников и монтажников, восстанавливающих Саяно-Шушенскую станцию, доставка рабочих колёс и сопутствующего оборудования венчает один из основных этапов работы. Это по-настоящему долгожданное и ключевое событие года, – отметил главный инженер СШГЭС Тимур Юсупов. – Оно означает, что мы войдём в зиму не с минимальным набором из четырёх рабочих гидроагрегатов, восстановленных в минувшем году, а как минимум с пятью.
Пуск очередного гидроагрегата намечен на декабрь. Следующий должен состояться в марте 2012 года. Ежегодно в период с 2012 по 2014 год на станции планируется вводить в строй по три гидротурбины. В целом в рамках восстановительных работ в машинном зале СШГЭС будут установлены десять абсолютно новых гидроагрегатов. Новую «начинку» получат даже те четыре турбины, которые менее других пострадали в аварии и сейчас уже работают. Срок службы новых агрегатов увеличится до 40 лет, а максимальный КПД каждой гидротурбины составит 96,6 процента. Модернизация улучшит энергетические и кавитационные характеристики гидроагрегатов. Станция оснащается передовыми и надёжными системами безопасности.
Всё это заметно усилит мощность станции. Если в минувшем году Саяно-Шушенская ГЭС вместе с Майнской станцией выработала около 10 миллиардов киловатт-часов электро-энергии, то в планах на этот год стоит показатель свыше 18 миллиардов киловатт-часов.
– Масштабное обновление мощностей Саяно-Шушенской гидроэлектростанции трудно переоценить. Для энергетики Сибири это большой шаг вперёд и одновременно возврат к спокойной планомерной работе всего каскада сибирских гидроэлектростанций, в числе которых две из десятки крупнейших в мире, – поделился убеждением генеральный директор Красноярской ГЭС Сергей Каминский. – Очень важно, чтобы весь этот огромный и сложный производственный комплекс и впредь работал как швейцарские часы.