Добро пожаловать в «Тубдэн-Даржилин», центр мировой цивилизации!
Очень уместно применительно к событию процитировать слова Чебурашки: «Мы строили-строили и наконец построили. Ура!» После первой неудачной попытки двадцать лет назад, после семилетнего ожидания воплощения нового проекта и после почти полутора лет строительных работ в посёлке Усть-Ордынский ввели в эксплуатацию новый дацан. На этот праздник приехал почётным гостем и деятельным участником лично глава буддистов России Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев, мужик деятельный, хваткий и харизматичный. Из довольно рядового мероприятия – окончания строительства «под ключ» – он сделал яркое культурно-религиозное событие, заявив, что новый дацан на территории УОБО должен послужить краеугольным камнем для объединения бурят как нации под пёстрыми знамёнами буддизма.
Буддийский храм строили всем шаманским миром
Население Усть-Ордынского Бурятского округа традиционно в большинстве придерживается тэнгрианской веры, то есть шаманизма языческого толка, с поклонением духам предков и природы. Трудно сказать, по этой причине или в связи с объективными экономическими проблемами строительство буддийского культового здания на территории округа затянулось более чем на два десятилетия – то ли последователей недоставало, то ли денег не хватало. Первую подобную попытку предприняли ещё в 1991 году, когда в Усть-Орде зарегистрировали существование буддийской общины, неподалёку от Булусы выделили территорию под строительство дацана и даже начали само строительство, но по разным ныне забытым причинам эта стройка быстро сошла на нет.
Проект строительства нового дацана возник снова семь лет назад, когда группа эхирит-булагатских буддистов выступила с такой инициативой. Стройку попытались продолжить на новом месте. Как символ того, что новое культовое строение будет правопреемником и продолжателем несвершённых дел Булусинского дацана, первое строение храмового комплекса на выделенной территории в два гектара на въезде в Усть-Ордынский было выстроено из бруса, привезённого из-под Булусы. Этот домик сейчас занял достойное место в комплексе: там находится сахюсан-дуган, в котором, по буддийским верованиям, обитают духи-хранители дацана.
Однако после этого проект снова заморозили на неопределённое время, пока чуть менее полутора лет назад из Иволгинского дацана в округ не приехал Саян-лама: его послали возродить и завершить строительство храмового комплекса. Он начал с того, что обошёл влиятельных бизнесменов и представителей власти. Тогда при администрации округа были созданы фонд и попечительский совет. Как вспоминает член попечительского совета, заместитель директора компании «Согаз-Мед» по Усть-Ордынскому округу Дмитрий Бурбанов, работы начались в апреле позапрошлого года, а начинали методом народной стройки.
Первый взнос сделал глава МО Ревякинское Леонид Фролов, в буквальном смысле заложивший фундамент нового дацана. Первый этаж построили за счёт частных пожертвований жителей округа – он выложен именным брусом, то есть каждая семья могла купить и положить своё брёвнышко в основание буддийского храма. Заканчивали строительство и отделочные работы братья Алексей и Владимир Дмитриевы – гендиректор угольной компании и депутат Законодательного Собрания области. Открытие состоялось в четверг, 4 августа, – Саян-лама объяснил, что по астрологическому прогнозу этот день очень подходит для новых начинаний и им обещан светлый путь в будущее.
– Впервые почти за век к нам приехал с пасторским визитом глава буддистов России Пандито Хамбо-лама, – рассказал Дмитрий Бурбанов. – Его сопровождают шериту, настоятели всех дацанов Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, сорок лам. Это высшие иерархи, поэтому молебен получился редкий по мощности и все присутствующие получили огромный заряд благодати.
Чуть позже удалось уточнить, что всего в молебне на освящении нового дацана принимал участие 41 лама: 30 из Республики Бурятия, семеро забайкальцев и четверо представителей буддийских общин Иркутской области.
– Дмитрий Ильич, а как быть с тем, что Усть-Орда традиционно придерживается шаманизма? Не конфликтует это с буддийскими традициями? – поинтересовался «Иркутский репортёр».
– Никак не конфликтует! – категорично заявил Бурбанов. – Я бурят, жена у меня русская, дети – крещёные. Я сам шаманист, но слушаю аудиолекции Аюведы и помогаю буддистам. Главное – быть верующим. Верующие – люди адекватные, с ними можно иметь дело!
Храмовый комплекс будет достраиваться и дальше, будет облагорожена территория, установлены статуи, под которые уже поставлены бетонные кубы-постаменты, планируется сделать кузню и воскресную школу по изучению бурятского языка и культуры. В штате дацана состоят четыре ламы. Дацан очень концептуально назвали «Тубдэн-Даржилин» – с тибетского это переводится как «земля, приумножающая учение».
Буддист и шаманист – братья навек
Торжественный молебен проходил очень демократично. Для тех, кто не поместился в основной придел храма, велась трансляция во двор через динамики – звукорежиссёр с видом опытного диджея хмурился и подкручивал настройки громкости. На просторном крыльце слева от входа люди составляли пофамильные списки семей, чтобы за них помолились ламы. Справа стоял стол с подношениями: как и в шаманистских обрядах, люди приносили белую пищу – водку и молоко, конфеты-печенюшки, фрукты и сыр. В соответствии с современными санитарными нормами слева на крыльце был смонтирован пандус для въезда инвалидных колясок.
Открытие дацана стало подлинным праздником интернациональной и межконфессиональной дружбы. Среди местного населения выделялись не только ламы, одетые в бордовые тоги на жёлтые майки, но и гости из Республики Бурятия в национальных атласно-узорчатых халатах-дыгылах и такой же расцветки остроконечных шапках-малагаях. Один из приглашённых, Жамсо Цыренжапов, приехавший, как он с гордостью заявил, «из села Оронгой, с родины ламы Итигэлова» (Даши-Доржо Итигэлов родился в местности Улзы Добо, сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия).
– Местное население, их обычаи или просто привычки отличаются от ваших?
– Мы приехали только вчера, не успели ещё осмотреться. Но на первый взгляд – на подобные праздники у нас принято одеваться в национальные костюмы. Здесь такого я не вижу, – осуждающе покачал головой Жамсо.
Представители народов Средней Азии тем временем отдыхали на хоздворе, равнодушно наблюдая за молебном раскосыми глазами. Открытие дацана оторвало их от строительных работ. Оказалось, бригада из Узбекистана, работает на стройках Иркутска, здесь занимается бетонными работами.
– Вы мусульмане?
– Да.
– А вера не препятствует работать на строительстве культовых объектов другой веры?
– Нет. Главное – работать честно. Нам что? Мы туалет построили – деньги отправили домой, там купили хлеб. Остальное нас не касается…
В это время внимание «Иркутского репортёра» привлекла группа женщин, целеустремлённо двигавшаяся за здание дацана – так из офисов люди выходят покурить. Но оказалось, что это такая традиция – трижды обойти дацан по часовой стрелке, прикасаясь к нему руками. Самые истовые богомольцы даже целовали стены.
– Что вы делаете?
– Мы делаем коро (в Бурятии это называется «гороо». – Авт.), – ответила одна из паломниц, не останавливаясь. – Это обряд обращения к нашим богам, к нашим духам, чтобы не забывали и охраняли.
С тем же вопросом «Иркутский репортёр» обратился к стоявшему во дворе гостю из Бурятии Зорикто-ламе. Он уточнил: это обряд, при котором люди создают себе заслуги, подобный тому, как в буддийских монастырях крутят молельные барабаны хурдэ:
– Простые люди не могут читать священные буддийские книги, поэтому они таким способом молятся, совершают благодеяния.
«Западные буряты выставляли мясо на стол тазами!»
Домик, построенный из бруса Булусинского дацана, был наполнен запахом благовоний, украшен развешанными по стенами буддийскими флажками. Выходя из него, «Иркутский репортёр» столкнулся с монгольского вида молодым человеком, который строго сказал:
– Это – сахюсан-дуган, здесь живут духи – хранители дацана. К ним нельзя, выходя, поворачиваться спиной – они могут обидеться и сильно наказать, – и стал удаляться, пятясь задом.
В это время в домик забежал лама, что-то взял и торопливо побежал в дацан, не боясь своей спиной обидеть духов. Молодой человек несколько смешался и пояснил:
– Если очень торопишься по делу, то можно и спиной. Но если никуда не торопишься, как вы, то лучше проявить уважение.
Ну, понятно, это не только у буддистов так – не еврей для субботы, а суббота для еврея.
Жители Усть-Орды отличались тем, что легко смешивали обычаи шаманизма с буддийскими обрядами. Группа женщин, отстояв на молебне, отошла к забору и совершенно язычески начала бурханить – брызгать водкой и молоком, делая подношения духам предков. Широкими жестами разбрызгивая одной рукой водку, а другой – молоко, пожилая опытная бурятка учила более молодую подругу:
– Через руку брызгать нельзя. Нужно вот так – по кругу, на три стороны, – белые и прозрачные брызги веером летели по двору дацана. – С непокрытой головой – нельзя!
«Иркутскому репортёру» она легко объяснила свою универсальную веру:
– Шаманизм – это «чёрная» религия, религия земли. Буддизм – белая, небесная. То есть мы обращаемся и к земле, и к небу, ко всем духам. Буддизм и шаманизм у нас идут нога в ногу, ведь заповеди везде одни: не убивай, не кради, не ври…
И тут из дацана стали выходить ламы – проводить свой большой гороо, чем-то напоминающий крестный ход.
Лама Аюшеев обращался со своей паствой решительно и умело. Появившись на крыльце, он обратился к стоящим перед дацаном с первыми словами внушения:
– Ну-ка, на корточках не сидим – на корточках зэки сидят! Все ваши желания сбудутся. Кто не верит – я не виноват!
Обходя вокруг дацана, он разогнал толпящихся перед ним:
– Разойдись, балбесы, лама идёт!
Лама очень тепло отозвался о своих усть-ордынских единоплеменниках:
– Последний раз я здесь был в 1991 году тогда ещё рядовым ламой Иволгинского дацана. У нас в Бурятии жителей Иркутской области считают западными бурятами. И не в обиду нашим, восточным, бурятам, скажу: нигде меня так не принимали! Иркутские буряты меня удивили своим гостеприимством, щедростью, умением накрыть на стол – мясо ставили тазами!
Так же решительно он пророчествовал на геополитические темы. На открытии праздника он сказал, не пренебрегая ветхозаветными мотивами:
– Мой народ был разделён… Единственное, что нас способно объединить – не как род, не как племена и не как кучку людей, а как нацию, – это буддизм. Если вы хотите чувствовать себя комфортно, будьте буддистами. Это не религия, это не наука – это цивилизация. И сегодня вы входите в великую мировую цивилизацию, которая называется буддизм.
Затем были соревнования спортсменов, представлявших все приехавшие на праздник дацаны. Пандито Хамбо-лама сказал про них, что это «сила, меткость и мощь моего народа, лучшие стрелки, борцы, наездники на лошади». Невольно представилось, что сейчас дацаны – это что-то вроде легендарного монастыря Шаолинь, где куются отважные воины-монахи.