«У нас очень низкая активность людей»
Зампрокурора Иркутской области рассказал «Сибирскому энергетику» о причинах частых злоупотреблений в коммунальной сфере
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства, которое проводится в последние годы по всей стране, даёт неоднозначные результаты. С одной стороны, внедряются современные технологии, приходят инвесторы, способные вкладывать деньги в модернизацию устаревших теплоисточников, и выделяются огромные средства государ-ством. С другой – общее состояние коммунальных систем по-прежнему тяжёлое, затраты населения на услуги ЖКХ год от года растут. При этом нелегко проследить, как расходуются эти деньги. С начала года прокуратура Иркутской области начала тотальную проверку финансовой деятельности управляющих компаний, в том числе каким образом расходуются бюджетные ресурсы. Заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов рассказал корреспонденту «СЭ» о предварительных итогах проверки за шесть месяцев и высказал своё видение перспективы развития законодательства о ЖКХ.
– Когда началась такая проверка, подведены ли предварительные итоги?
– Глобальная проверка деятельности компаний, управляющих многоквартирными домами, началась с января текущего года. Она ведётся не только в нашей области, но и по всей стране. Её основная цель – проверить законность использования и расходования финансовых средств в системе ЖКХ. В течение месяца прокуроры проводят проверки, после чего вся информация стекается в прокуратуру области, где мы анализируем ситуацию. На сегодняшний день в Иркутской области нет ни одного города и района, где в многоквартирных домах не было бы выявлено нарушений.
– Сколько зафиксировано нарушений?
– В настоящее время уже выявлено 717 нарушений в сфере ЖКХ, из них 215 – при использовании средств, предназначавшихся на капитальный ремонт многоквартирных домов. При этом основная доля нарушений – 154 случая – допущена в управляющих организациях, на счету органов местного самоуправления 38 нарушений. Прокурорами выявлено более 70 правонарушений, связанных с нецелевым использованием средств на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, почти половина из которых совершена органами местного самоуправления, чуть меньше – 22 – управляющими компаниями, остальные – подрядными организациями.
За шесть месяцев нами принято 168 мер прокурорского реагирования, в том числе в адрес органов местного самоуправления внесено 35 представлений с требованием устранить нарушения законов, 65 – в адрес управляющих организаций, ещё 19 – в адрес подрядных фирм. Прокуратура возбудила 15 административных дел, по каждому из них к ответственности привлечены виновные должностные лица. По шести материалам прокурорских проверок ведутся доследственные проверки и решается вопрос о возбуждении уголовных дел. По трём уже возбуждены уголовные дела. Всего с начала года предъ-явлено в суды 23 иска в защиту прав граждан, из них к управляющим организациям – 21, к органам местного самоуправления – 2.
– Какие нарушения являются наиболее распространёнными?
– Очень часто встречаются нарушения при заключении договоров управления многоквартирными домами, они, как правило, не соответствуют требованиям Жилищного и Гражданского кодексов, не позволяют пользоваться правом на получение информации о предоставляемых услугах. В договорах, заключённых с жильцами управляющими организациями, не определяется состав общего имущества многоквартирных домов, а полномочия управляющей компании прописаны необоснованно широко. К примеру, законодатель жёстко требует установить в договорах норму об отчёте управляющих организаций по взимаемым и, соответственно, истраченным платежам. Но зачастую в договорах не определены цена за содержание, ремонт многоквартирного жилья, условия внесения платы за эти услуги. Если открыть платёжку, то можно увидеть, что оплата за вывоз того же мусора условно составляет 4 рубля с человека, в эту сумму должны входить все параметры, в том числе и периодичность услуги – например, обязаны вывозить мусор четыре раза в неделю, а вывозят всего лишь один раз. Но по факту берут четыре рубля. Вот и получается, что делают на рубль, а куда исчезли остальные деньги, остаётся только предполагать.
Прокуроры регулярно выявляют многочисленные факты нарушения порядка ценообразования на коммунальные услуги. Начисление платы за горячее водоснабжение и отопление производилось исходя не из показаний приборов учёта, а из норматива потребления тепловой энергии. Такие нарушения встречаются в Ангарске, Братском, Заларинском районах и в Кировском районе Иркутска. Так, например, в Ангарске произошёл беспрецедентный случай. Прокурор города, защищая интересы неопределённого круга лиц, поскольку жильцы практически не обращаются в прокуратуру с соответствующими заявлениями, обратился в суд с иском в отношении управляющей компании «Дост», которая рассчитывала и взимала средства не по показателям счётчиков, а по нормативам, что является очевидным нарушением. В итоге 21 июля текущего года Ангарский городской суд вынес решение о признании незаконным действий УК «Дост». Суд заставил провести перерасчёт платы жильцам за потреблённую энергию.
– Почему допускаются такие нарушения, в чём причина?
– Проблема в том, что у нас очень низкая активность людей. Если жильцы сами не хотят идти в суд, мы не можем взять и без их желания взыскать безосновательно какую-то сумму денег. А в данном случае суд обязал недобросовестную УК саму пересчитать плату собственникам жилья в соответствии с той методикой, которую потребовал прокурор. Аналогичные случаи были выявлены и в Ленинском районе Иркутска.
Первая и основная причина нарушений заключается в несоблюдении как органами местного самоуправления, так и управляющими организациями действующего закона. Речь идёт о договорах, заключённых противозаконно. Отсюда вытекают разнообразные факты ненадлежащего оказания услуг и неподтверждения различных сумм. Очень наглядным примером служат факты расходования денег на капремонт. По результатам актов приёмки выполненных работ выявлено, что наименования работ, указанных в документах, не соответствуют работам, предусмотренным в локальном сметном расчёте. То есть заявляется ремонтных работ на два миллиона, а фактически выполняется на миллион, а куда подевался остаток, непонятно. В настоящее время выяснением, как израсходованы средства, занимаются следственные органы. По результатам прокурорских проверок девять материалов направлены в следственные органы. По трём из них уже возбуждены уголовные дела. По шести проводятся доследственные проверки.
– Уголовные дела возбуждены в отношении должностных лиц?
– К примеру, в Братске возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий в отношении директора муниципального учреждения «Дирекция капитального строительства и ремонта», который, используя свои полномочия, зная, что подрядчик не выполнил ремонтно-строительные работы, подписал акты приёма работ. В результате чего в коммерческую организацию было перечислено более 10 миллионов рублей. По версии следствия, это сделано из корыстных побуждений, и такой факт был нами подтверждён, но до решения суда мы не можем считать человека преступником.
Второе уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ возбуждено в Усолье-Сибирском в отношении гендиректора управляющей компании «Твой выбор качества». Было установлено, что в период с 2010 по 2011 год по предварительному сговору, используя подложные документы, он перечислил денежные средства жителей города Усолья-Сибирского в коммерческую службу за оказание коммунальных услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов. Однако на самом деле это предприятие таких услуг не оказывало. В результате был установлен ущерб в сумме 2 миллионов 759 тысяч рублей. Аналогичное преступление было выявлено в Нижнеилимском районе, когда должностное лицо администрации подписывало акты выполненных работ, а реально работы не проводились. Ущерб оценили в 1 миллион 230 тысяч рублей. В июне текущего года по данному факту было возбуждено уголовное дело. В Усть-Илимском районе привлечён к уголовной ответственности глава администрации посёлка Железнодорожный. И хотя дело сейчас уже направлено в суд, глава посёлка до сих пор не отстранён от должности. Ещё одно уголовное дело в Усть-Илимском районе возбуждено по факту согласования незаконно выполненных работ в отношении должностного лица в администрации Усть-Илимска, сейчас оно отстранено от должности. Оба дела объединены в одно производство и направлены в суд.
Также шесть материалов в отношении различных должностных лиц и администраций управляющих организаций прокуратура направила следователям для решения вопроса о возбуждении уголовных дел. В основном это факты подписания фиктивных актов проведённых работ, зафиксированные в городах Бирюсинске, Байкальске, Братске, Усть-Илимске, Ангарске. Прокурором Братска направлен материал о мошенничестве в сфере ЖКХ. В Чунском районе прокурор усмотрел признаки халатности и неэффективного использования бюджетных средств.
– В Иркутской области есть такие компании, которые сами себя доводят до банкротства?
– В своё время в сфере ЖКХ подобных правонарушений выявлялось достаточно много. Но тогда играми с законом занимались муниципальные предприятия, которые таким путём пытались уходить от уплаты налогов, расчётов с поставщиками услуг. Схема была достаточно простая. К примеру, около года работает компания, потом все активы предприятия забираются, а на следующий год возникает другая компания с тем же имущест-вом. Первая же объявляется банкротом, и ей прощаются все долги. Такие случаи выявлялись в Братске, Иркутске, Ангарске, однако были пресечены. Прокурорами была отработана судебная практика, когда незаконные решения глав администраций отменялись. Сейчас по подобной схеме пытаются действовать коммерческие структуры. Но и эти мошеннические схемы пресекаются.
– А сколько подобных случаев?
– С начала текущего года по непроведению конкурсных процедур предъявлено шесть заявлений в Арбитражный суд Иркутской области, которые в настоящее время рассмотрены и удовлетворены.
– В чём причина таких проблем в сфере ЖКХ?
– Надо сказать, что наше жилищно-коммунальное хозяйство находится в плачевном состоянии. Инфраструктура, оставленная нам нашими отцами и дедами, давно устарела и обветшала. Последние десятилетия, пока мы искали пути политического и экономического развития, системой ЖКХ никто не занимался. Столбы гнили, провода рвались, трубопроводы не ремонтировались. Сейчас государство в лице правительства принимает срочные меры. Но действовать приходится уже в рамках рыночных отношений. Сегодня мы находимся в самом начале реформы. Только в Иркутской области по квоте на реформирование ЖКХ выделено более 4,5 миллиарда рублей, к тому же сейчас сумма увеличилась. И надо отдать должное правительству региона, которое добилось увеличения этих средств.
Но когда мы начинаем проверять расходование выделенных средств, то зачастую обнаруживаем, мягко говоря, недобросовестных граждан, которые «на чужой пирог разевают свой роток». Необходимо выработать действенный механизм контроля. Соответствующее представление, направленное на усиление контроля за расходованием денежных средств, мы внесли в адрес правительства региона.
– В чём смысл жилищной реформы?
– Изначально законодатель с некоторой долей наивности полагал, что собственник жилого помещения станет настоящим хозяином, который каждую копейку, потраченную на своё жильё, будет считать и контролировать. Предполагался механизм контроля самого заинтересованного в этом лица – собственника. Однако граждане оказались не готовы к принятию такой ответственности и относятся к своим обязанностям несерьёзно. До сих пор по привычке полагают, что государство должно ремонтировать им подъезды, вкручивать лампочки. То есть оказались не готовы нести бремя собственника. На мой взгляд, оценка готовности собственников считать каждую копейку, каждый рубль была несколько преувеличенной. Поэтому необходимо усиливать механизм контроля со стороны соответствующей структуры – службы государственного жилищного и строительного контроля. Необходимо законодательно вводить аудит.
Но, несмотря на то что хромает системный контроль, есть и положительные моменты. Как правило, в новостройках, где изначально создаётся ТСЖ, где люди, заплатившие за свои квартиры большие деньги, выбирают нормального управленца, очень серьёзно подходят к внедрению энергосберегающих технологий. К примеру, устанавливают регулируемые тепловые узлы. Гражданин сам должен пробудить в себе хозяина, собственника, а для начала ему нужно выяснить, сколько в год с него берут лишних денег, и не лениться заниматься этим вопросом.
Ещё одна причина проблем кроется в том, что собственники жилья не используют предоставляемых им законом возможностей по защите своих прав. Некоторые управляющие организации, в том числе в Иркутске, – монополисты на рынке оказания услуг. При этом надо ясно понимать, что мощным рыночным механизмом, который заставит управляющую организацию защищать интересы жильцов, является конкуренция. Только в этой ситуации УК будет выгодно оказывать жильцам весь комплекс услуг и при этом стараться, чтобы они денег меньше платили.
Многие предприимчивые компании уже оценили огромный денежный поток, вращающийся в сфере ЖКХ, и начали предлагать свои услуги, тем самым разрушая монопольную систему, и это хорошо.
– Когда завершится прокурорская проверка в жилищно-коммунальном комплексе?
– Это огромный объём работ, пока я не вижу конца проверки. Мы обязаны выяснить ситуацию, довести дело до конца, разобраться с каждым нарушителем закона. По итогам года мы обобщим всю проделанную работу и о результатах сообщим населению.