После смерти мамы
На следующей неделе в суд будет направлено уголовное дело, возбуждённое в отношении 24-летнего безработного Андрея Марченко, ставшего виновником аварии, в которой пострадали пассажиры трёх машин. Пьяный Марченко не справился с управлением и вылетел на встречную полосу, врезавшись в «Хонду Степвагон». В результате этого на глазах у мужа погибла 34-летняя Ольга Андриянова. У неё осталось двое несовершеннолетних детей.
ДТП произошло 12 июня в начале десятого вечера на улице Старокузьмихинской, когда Денис Зайцев и его жена Ольга Андриянова вместе с друзьями возвращались по домам.
– Мы ехали из Иркутской государственной сельскохозяйственной академии – там Ольга показывала свой диплом преподавателю, потому что у неё через два дня должна была состояться защита, – поясняет Денис Зайцев. Он говорит очень спокойно, стараясь не упускать детали. – За рулём «Хонды Степвагон», в которой мы ехали, находился мой друг, я сидел в пассажирском кресле рядом. Сзади сидели моя жена и её подруга, которую мы собрались подвезти домой, в микрорайон Университетский.
Как значится в официальном описании ДТП, «в 21.02 гражданин Марченко Андрей Валерьевич, 1987 года рождения, управляя личным автомобилем «Тойота Марк II», номер АКО 057, в состоянии алкогольного опьянения, не справился с управлением, выехал на встречную полосу и допустил столкновение с «Хондой Степвагон». По словам Дениса, всё это произошло стремительно: «Марк II» мчался очень быстро, его мотало по дороге из стороны в сторону и вдруг резко вынесло на встречную полосу, после чего машина врезалась нам в заднее колесо. Дальше я всё помню очень плохо. По-моему, мы врезались в ещё одну машину», – рассказал он.
«Хонда Степвагон», в которой находились Денис и его жена, опрокинулась в кювет, прокатилась на правом боку ещё метров 150 и действительно столкнулась с другим автомобилем – по странному совпадению, он тоже оказался марки «Хонда Степвагон». По словам Дениса, вероятно, Ольга, которая сидела сзади водителя, от удара вылетела из двери машины, но её одежду зажевало. «Получилось, что автомобиль буквально на ней проехал эти 150 метров, – тихо поясняет Денис. – По сути, весь удар пришёлся на неё, на нас троих – ни царапины. Когда мы выбрались из машины и перевернули её, Олины глаза были открыты и она дышала, но её уже было не спасти, я это сразу понял: полголовы у неё не было. «Скорая помощь» быстро приехала, и врачи там понимающие были. Сказали, давай мы её в машину положим и отъедем, чтобы она тут не лежала».
«В результате ДТП гражданка Андриянова Ольга Анатольевна, 1977 года рождения, от полученных травм скончалась в автомобиле «скорой помощи», – сообщается в официальном описании ДТП. Кроме неё, травмы получили водитель и пассажиры, ехавшие во второй «Хонде Степвагон»: двое из них были госпитализированы в областную клиническую больницу, ещё двое после посещения травмпункта смогли уехать домой.
Езда без прав
Когда приехали сотрудники ГИБДД, оказалось, что 24-летний водитель тонированной «Тойоты Марк II» Андрей Марченко находится в состоянии алкогольного опьянения. В его машине обнаружили бутылки из-под спиртного и папиросы, пассажиры его машины тоже были пьяны.
– Вначале этот парень не хотел ничего сообщать, говорил, мол, я не помню, я не знаю, – рассказывает Денис Зайцев. – Потом понял, наверное, что отпираться бесполезно, и признался, что ехал на высокой скорости, километров 150 в час, что был пьян. К тому же при нём не было водительского удостоверения: оказалось, что он лишён прав. Зато в машине валялось удостоверение кандидата в депутаты Думы Иркутского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14. Наверное, от гаишников им отмахивался.
Руководитель аппарата Думы Иркутского района Эльвира Батурина подтвердила, что Андрей Валерьевич Марченко и правда баллотировался на должность депутата Молодёжного муниципального образования в 2009 году, однако выборы он не прошёл. «Поэтому этот документ давно является недействительным и Андрей Марченко к нам практически никакого отношения не имеет», – отметила она.
Практически – это потому, что мама виновника ДТП Наталья Павловна Марченко является начальником организационно-технического управления администрации Иркутского района. Денис Зайцев утверждает, что через несколько дней после трагедии он случайно встретил сотрудника ГИДББ, который выезжал на место аварии.
«Он рассказывал: мать этого парня приезжала к ним в тот же день, кричала, плакала, просила отпустить сына, говорила, что он не виноват, – говорит Денис. – После звонила моим друзьям и через них предлагала мне денег. Но я сказал, что нам с детьми такие деньги не нужны. Какая бы сумма ни была, Олю уже не вернуть». Сам лихач, ставший виновником трагедии, ни разу не пытался связаться с пострадавшими и извиниться.
Две недели до суда
Андрей Марченко был отпущен под подписку о невыезде. В отношении него было возбуждено уголовное дело по статье 264 УК РФ, часть 4 (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершённое лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлёкшее по неосторожности смерть человека). Осуждённый по ней наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет.
Уголовное дело ведёт следователь по ДТП Главного следственного управления МВД по Иркутской области Ольга Озонова. Судя по данным из её небольшого интервью, датируемого 8 апреля 2011 года, она работает следователем второй год, расследует дорожно-транспортные происшествия, которые повлекли за собой тяжёлые последствия для людей – тяжёлые травмы, гибель. За это время направила в суд больше двадцати дел.
Сейчас, по словам Ольги Озоновой, проходит судебная экспертиза, которая должна будет прояснить механизм совершения ДТП. Когда будут известны её результаты, следователь не уточнила, однако заявила, что до 14 августа дело точно будет направлено в суд.
Денис Зайцев за всё время, прошедшее с момента ДТП, был вызван на допрос единожды, через неделю после аварии: Ольга Озонова взяла у него показания и сказала, что позвонит, когда это будет необходимо. В уголовном деле, возбуждённом по факту ДТП, мужчина проходит в качестве свидетеля, так как их с Ольгой брак не был зарегистрирован официально. Потерпевшими были признаны пожилые родители Ольги Андрияновой.
На руках у Дениса Зайцева остались двое детей: 8-летняя Настя (её день рождения случился через несколько дней после смерти мамы) и 14-летний Олег. «После аварии мне срочно нужно было пристроить ребят куда-нибудь и разобраться с проблемами, возникшими после Олиной гибели с её работой, – говорит Денис. – Так что я вначале отвёз детей в деревню к бабушке и дедушке, после – сына в лагерь, а дочь со мной оставил. Сейчас сына в Питер отправлю, а дочку в санаторий. Про гибель мамы я им сказал правду. Дочка пока маленькая и не очень поняла это известие, а вот парень замкнулся и свои переживания в себе держит».
Дети присутствовали и на похоронах своей матери. «Я в морге попросил как-нибудь голову Оли собрать, чтобы в гроб положить можно было, там люди понимающие работают», – рассказывая об этой трагедии, вообще обо всех людях, участвующих в ней и просто выполняющих свою работу, Денис использует эпитет «понимающие». И очень надеется, что такими же окажутся следователи и судья.