Лес по дереву не плачет?
Программу «ВСП» и Агентства лесного хозяйства Иркутской области «Леса для людей» поддержали лесозаготовители
Газета «Восточно-Сибирская правда» и Агентство лесного хозяйства Иркутской области, поддерживая провозглашение Организацией Объединённых Наций 2011 года Международным годом лесов, продолжают реализацию информационно-просветительской кампании «Леса для людей».
Главной программной целью кампании, напомню, является повышение осведомлённости населения о современном состоянии лесов и содействие формированию массового общественного сознания, при котором человек начнёт понимать, что сибирские леса во всём их разнообразии – это не только «месторождение древесины». В первую очередь это наша естественная среда обитания.
К числу важнейших программных компонентов кампании мы относим поиск положительного опыта в коммерческой лесопользовательской деятельности для его распространения. Но именно этот пункт вызвал наибольшие трудности. Примеров нерационального, хищнического и даже криминального лесопользования в Сибири и в нашей области – хоть пруд пруди. А хорошее в отношениях бизнеса и государства к лесу… Есть лишь отдельные элементы, из которых пока не складывается целое.
Даже то, что делается в полном соответствии с новым Лесным кодексом, у многих лесоводов вызывает внутренний профессиональный и личностный протест. Много раз слышал от лесников (слово «лесники» здесь и далее не более чем собирательный образ лесоводов, лесохозяйственников, поскольку должность эта Лесным кодексом упразднена) утверждение, что их профессия благодаря заложенным три века назад русским лесоводческим традициям давно преобразовалась в образ жизни. А потому противоречие между личностным пониманием профессионального долга и должностными инструкциями выдерживают не все. Кто-то увольняется сам. Кому-то – чрезмерно упрямому, чинящему на основании профессиональных знаний «излишние» препятствия лесному бизнесу в интересах живого леса, – предлагают уволиться. Освободившиеся должности нередко занимают не профессиональные лесохозяйственники, а менеджеры, которые с одинаковой уверенностью берутся за управление хоть молочным комбинатом, хоть всеми живыми и пока ещё, слава Богу, необъятными лесами России. В итоге расхожая глупость о том, что если лес не срубить, «он пропадёт зря», всё чаще воспринимается как аксиома.
Меня не удивила активная поддержка ещё не программы даже, а едва родившейся идеи проведения этой информационно-просветительской кампании Агентством лесного хозяйства Иркутской области и немедленное присоединение к числу исполнителей Центра защиты леса Иркутской области и Прибайкаллеспроекта – филиала ФГУП «Рослесинфорг». Эти структуры хоть и в разной степени, но объективно, по определению заинтересованы в сохранении и благополучии живого леса. Провозглашение ООН 2011 года Международным годом лесов полностью совпадает с их сегодняшними и долгосрочными перспективами.
Другое дело – лесопользователи, зарабатывающие деньги вырубкой лесов, заготовкой древесины. Стратегические интересы у них, если рассуждать идеалистически, те же самые – обилие в стране живого, здорового, спелого леса, пригодного для заготовки древесины. Но беда в том, что лес, в отличие от морковки, растёт долго. Человек, потративший сегодня деньги на посев и посадку сосен, на уход за посадками, на их защиту от летних пожаров, не успевает получить отдачу от таких инвестиций. Люди выращивают лес не для себя лично, а для того, чтобы прибыль смогли получить, в лучшем случае, их дети, скорее даже внуки. Вот и получается, что при формальном рассмотрении проблемы, да ещё с учётом полувековой аренды лесных территорий, инвестиции в лесовосстановление противоречат первому пункту уставов – получению прибыли. Неудивительно, что многие лесозаготовители стремятся всеми правдами и неправдами этих расходов избежать.
Общественная пассивность лесопользователей, сделавших вид, что они не заметили ни провозглашения ООН нынешнего года Международным годом лесов, ни связанного с этим проекта информационно-просветительской кампании на страницах «Восточно-Сибирской правды». На этом фоне, тем более в пик июньских лесных пожаров, звонок представителя Группы «Илим», крупнейшего арендатора лесов не только в нашей области и в России, но, возможно, и в мире, показался неожиданным. Коротко расспросив о проекте, попросили неделю на размышления. И скоро по телефону прозвучало: «Да. Мы присоединяемся к проекту». По электронной почте в редакцию поступил комментарий Артёма Савко, директора по информации и общественным связям лесопромышленной компании, объясняющий побудительные мотивы присоединения «Илима» к проекту «Восточно-Сибирской правды» и Агентства лесного хозяйства Иркутской области.
– Почти 20 лет «Илим» работает в лесной отрасли, это позволило накопить компании приличный багаж знаний и опыт в области лесопользования. Мне кажется, что из-за недостатка информации о современных технологиях заготовки, ведения лесного хозяйства и лесовосстановления общество в основном привыкло негативно оценивать лесной бизнес, – считает Артём. – Надеюсь, благодаря проекту «Восточки» такой информации станет больше. Если говорить о нашей компании, то мы используем методы неистощительного лесопользования. Это позволяет не только сохранять, но и приумножать лесные богатства России.
Ежегодно мы восстанавливаем леса на площади примерно 30 тысяч гектаров. Привлечённые специалисты лесного хозяйства и специально обученные работники нашей компании сажают леса в местах вырубок и гарей, проводят согласованные с лесоводами мероприятия, содействующие естественному лесовосстановлению.
Ежегодно мы высаживаем около шести миллионов саженцев, а в прошлом году впервые попробовали новый метод – посадку саженцев с закрытой корневой системой. Это дороже, но эффективнее: приживаемость таких саженцев составляет до 98 процентов! Опыт оказался удачным, и потому мы планируем создать собственный лесной питомник и выращивать в нём около двух миллионов саженцев с закрытой корневой системой в год.
Мы считаем, что будущее лесной отрасли связано с переходом на интенсивные методы ведения лесного хозяйства и повышением качества лесовосстановительных и, что тоже крайне важно и актуально особенно в последние годы, противопожарных работ.
Насчёт «приумножения» лесных богатств России Группой «Илим» у меня, признаюсь, есть некоторые сомнения. Хотя по поводу лесовосстановления (ну, как минимум, стремления компании к максимально эффективному лесовосстановлению) директор по информации скорее всего душой не кривит. В Агентстве лесного хозяйства мне тоже приводили в качестве положительного примера именно эту группу. Не всегда и не все её инновации по лесовоспроизводству завершаются однозначным успехом. Осечки бывают. Но важно, что они стремятся к тому, чтобы их деляны после вырубок превращались не в захламлённую пустыню, а в молодой, набирающий силу лес, который лет через сто можно будет срубить снова.
Артём почему-то скромно промолчал ещё об одном факте. К нынешней весне группа, как рассказывали мне в Агентстве лесного хозяйства, приобрела два импортных, современных и жутко дорогих агрегата для механизированной посадки леса. Я их не видел, но лесоводы, специально выезжавшие в Братский район на испытания, рассказывают, что это нечто похожее на многофункциональный комбайн, который, продвигаясь по отработанной лесосеке, превращает в труху, в естественное удобрение все порубочные остатки. Тут же пропахивает на заданном расстоянии борозды и засевает их.
Оценки эффективности агрегатов по первым впечатлениям разнятся до полной противоположности. Кто-то, посмотрев комбайн в работе, пренебрежительно махал рукой: «Дорогая и бессмысленная игрушка». Другие отмечали с восторгом: «Революция в лесовосстановлении». Мне кажется более важным другое: если лесозаготовитель тратит приличные деньги не на адвокатов, защищающих его в арбитражных судах от «нападок» надзорных и контролирующих органов, а на повышение эффективности лесовосстановительных работ, значит, он, наверное, на самом деле стремится к неистощительному лесопользованию. Хотя выводы, понимаю, делать рано. Время и практика покажут.
Опытный этап информационно-просветительской кампании, посвящённой Международному году лесов, «Восточно-Сибирская правда», напомню, начала самостоятельно в январе. Публично о её проведении было объявлено в «Восточно-Сибирской правде» 19 апреля, после согласования программы с Агентством лесного хозяйства Иркутской области. С той поры, кроме Группы «Илим», в редакцию не позвонил больше ни один арендатор, зарабатывающий прибыль вырубкой леса. А их в нашей области, по данным Агентства лесного хозяйства, более полутысячи.