Аполитичный месяц
Июль – едва ли не самый аполитичный месяц в году: сезон отпусков, школьных и парламентских каникул, дачных заготовок и путешествий в самом разгаре. В Иркутской области с полным напряжением сил работают только правительство, энергетики да селяне – эти помнят, что летний день год кормит.
Рутина
В течение месяца при правительстве области, которое продолжает работу в обычном режиме, начали свою деятельность рабочая группа для реализации решений по Стратегии развития строительной отрасли, рабочая группа по вопросам организации Фонда посевного инвестирования и Фонда содействия развитию венчурных инвестиций и оперативный штаб по подготовке объектов ЖКХ к отопительному сезону 2011-2012 годов. В Иркутске состоялись заседание рабочей группы по модернизации моногородов при комиссии правительства Российской Федерации по экономическому развитию и интеграции, презентация федеральной земли Бавария, I Международный молодёжный промышленный форум «Инженеры будущего – 2011» и серия слушаний в рамках так называемого «народного бюджета».
Большая часть мероприятий была интересна только непосредственным участникам (мало у кого есть дела в Баварии, да и инженером хочет стать явное меньшинство), но вот подготовка к зиме и «народный бюджет» заслуживают отдельного разговора. Первая тема не уходит с газетных полос и из новостей ТВ не только благодаря огромным суммам, выделяемым на подготовку к отопительному сезону из областного бюджета, но и из-за того, что из года в год всё равно возникают проблемы – то в одном районе, то в другом. Министр ЖКХ Пётр Воронин в течение июля несколько раз отчитывался перед губернатором, депутатами и СМИ о ходе работ. И если в начале месяца министр критиковал некоторые муниципальные образования за отставание от графика, то уже 25 июля он заявил, что «подготовка муниципального жилищного фонда, теплоисточников, тепловых, водопроводных, канализационных и электрических сетей идёт быстрее, чем в прошлом году». Наверстать отставание всего за три недели – это, конечно, достижение. Важно, чтобы посёлки Янталь и Рудногорск, которые чаще всего упоминались в связи с разного рода жалобами и угрожающим положением зимой 2010-2011 годов, зазвучали в другом контексте. Судя по тому, что Усть-Кут, который переживал самые трудные времена в 2003-2005 годах, до сих пор находится под особым надзором правительства, изменить ситуацию могут только принципиально новые подходы к работе. Может быть, то самое опорное предприятие «Усть-Кутские тепловые сети и котельные», которое начало работать в Янтале в этом году.
Обстоятельства формирования «народного бюджета», в подготовке которого принимают участие самые широкие – насколько это возможно по летнему времени – слои общественности, напротив, вызывают больше вопросов, чем стоит формальное, в принципе, мероприятие. Слушания по проекту прошли в короткие сроки: 12 июля – по развитию системы образования; 14 июля – по привлечению молодёжи в сельское хозяйство; 15 июля – по первоочередным задачам в области социальной защиты населения; 18 июля – по развитию строительной отрасли; 21 июля – по партийным проектам «Единой России», 26 июля – о проблемах малого бизнеса и так далее. Вице-спикер Законодательного Собрания и член конкурсной комиссии (именно она будет обобщать предложения муниципальных образований) Геннадий Истомин пояснил, что в ходе этих слушаний стороны пытались «чётко представлять цели и задачи, которые ставят перед собой отраслевые министерства, узнать, каких показателей мы хотим добиться, выяснить перспективные направления, которые имеет смысл включить как в местные, так и в федеральные программы». Проделана большая (региональное отделение «Молодой Гвардии Единой России» утверждает, что только её активисты собрали тысячи предложений), сложная и никому не нужная работа. Зачем, спрашивается, огород городить, если у депутатов на руках старая, ещё 2008 года, нереализованная версия «народного бюджета», муниципальным образованиям сразу отказали в поддержке проектов капитального строительства, а прозвучавшие предложения не содержат ничего нового по сравнению с тем, о чём в области говорят последние десять лет? От обсуждения болевых точек денег в бюджете больше не станет, а эти точки, если верить участникам предварительного народного голосования «Единой России» и Общероссийского народного фронта, у нас в области буквально везде.
В течение месяца стала известна судьба двух памятников истории и архитектуры – усадьбы Бревнова и Дома офицеров, которые из федеральной собственности были переданы в областную. Теперь этими объектами будет управлять областное министерство имущественных отношений, и даже в том случае, если они не начнут вскоре приносить прибыль, то хотя бы не будут портить облик города своим неухоженным видом. Именно наличием в центре Иркутска зданий, относящихся к федеральной, областной, муниципальной, частной и разным формам коллективной собственности, отчасти объясняется непрезентабельный внешний вид некоторых улиц: собственники зданий попросту проигнорировали просьбы областных и муниципальных властей привести свою собственность в порядок хотя бы к юбилею.
Не обошлось в июле без инновационных обещаний. После встречи с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Сергеем Ситниковым губернатор заявил, что уже в 2012 году в Иркутской области начнёт вещание цифровое телевидение. В том же 2012 году в области планируют создать шесть пожарно-химических станций для борьбы с лесными пожарами. В ближайшее время должна быть разработана программа поддержки садоводческих товариществ (которые вообще-то постепенно уступают место банальной пригородной коттеджной застройке), а уже осенью откроются три дополнительных диализных центра. Работа над проектом закона о тестировании учащихся на употребление наркотиков должна быть ускорена – лишь бы потом закон не постигла судьба закона о защите детей от вредных факторов: судя по регулярным сообщениям о ЧП, случившихся с детьми что в населённых пунктах, что на трубазах и в лагерях отдыха, исполнять закон никто не собирался. Хотя если закон о тестировании будет реально действовать, область сможет экономить на таком бесполезном занятии, как уничтожение дикорастущей конопли: если нет потребителей, пусть себе растёт.
В двух шагах от юбилея
В начале месяца губернатор принял участие в торжественных мероприятиях, посвящённых 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. Хотя, как не без ехидства отметили многие наблюдатели, 300-летие отмечалось в1959 году, а 350-летие состоялось соответственно в 2009-м, в праздничных мероприятиях приняли участие председатель правительства РФ Владимир Путин, вице-премьер Алексей Кудрин, министр транспорта Игорь Левитин, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский и руководители различных субъектов федерации. Событие тем не менее оказалось по-домашнему тихим: его не отметили не только иркутские СМИ, но даже и улан-удэнские блоггеры. Многим уже хочется, чтобы и юбилей Иркутска прошёл точно так же: прошло две трети лета, а подготовки к славной дате – в виде хотя бы косметически отремонтированной проезжей части – так и не видно на большинстве улиц города.
Достаточно непросто обстоят дела и на юбилейных объектах. Судя по информации, прозвучавшей во время очередного штаба по подготовке к празднованию, большинство руководителей строек сомневаются в том, что вверенные им объекты будут введены в строй в назначенное время и в нужном для демонстрации руководству государства объёме. В лучшем случае строители обещают завершить фасадную часть объектов без внутренней чистовой отделки и уж во всяком случае без полной пусковой готовности. Из всех причастных к юбилею руководителей наибольшую активность и настойчивость проявляет именно губернатор, хотя у любого другого давно опустились бы руки: давить на сознательность, требовать выполнения взятых обязательств и грозить судебным преследованием за невыполнение контракта в нашей стране умеют немногие. Стоит ли удивляться, что и в бизнесе практически ни один инвестиционный проект не реализуется в срок.
От того, что какие-то объекты будут завершены не к круглой дате, а спустя некоторое время, пострадают, разумеется, трудовые биографии и послужные списки подрядчиков и контролирующих чиновников, но город (и область) выиграют всё равно. Самым важным будут даже не здания и сооружения, не отстроенная «Иркутская слобода», а понимание того факта, что в Иркутске можно реализовать крупные проекты. Можно если не сохранить, то хотя бы восстановить целые кварталы деревянной застройки – и ничего не потерять в смысле туристической привлекательности: в конце концов, пресловутый Стоунхендж за последние 110 лет подновляли и реставрировали шесть раз, выпрямляя и бетонируя основания (с применением современной техники) большей части камней.
Работой на юбилейных объектах после их завершения будут гордиться даже те, кто критиковал их выбор. За предыдущие несколько лет в области уже не осталось нереализованных крупных проектов, если не считать таковыми огромный государственный долг и дефицитный бюджет. Пусть проект того же 130 квартала кажется экспромтным, а участие в его реализации общественных и государственных структур не различить под микроскопом, у победы будет много отцов. Кто вспомнит через несколько лет, как добывались федеральные средства на его реализацию, кто уговаривал инвесторов, кто подталкивал чиновников? Таких памятливых у нас мало. Что даёт, например, «Единой России» возможность без тени смущения заявлять сегодня о своём активнейшем участии в борьбе против нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Поверили одной фантазии – поверят и другой.
Гвоздь сезона
Предварительное народное голосование, организованное партией «Единая Россия» и Общероссийским народным фронтом, вообще заслуживает выделения в отдельный материал – настолько этот сюжет богат поворотами и нюансами. После шести проведённых голосований, результаты которых были обнародованы, неоспоримое лидерство оказалось у депутата Законодательного Собрания Сергея Тена. На втором месте, с отставанием почти в два раза, – председатель Законодательного собрания Людмила Берлина, на третьем — президент корпорации «Иркут» Алексей Фёдоров. Всего же в десятке лидеров три депутата Государственной Думы, четыре депутата Законодательного Собрания, министр регионального правительства, один крупный руководитель и секретарь региональной партийной организации. Во втором десятке оказались ещё несколько депутатов Законодательного Собрания, два мэра, первый зампред правительства области, один депутат Государственной Думы (с большим административным прошлым). В этих двух десятках, что примечательно, всего один чистый, без партийной примеси и тени, общественник. Да и тот, по большому счёту, бессменный член Общественной палаты Иркутской области с первого дня её создания.
Всё это приводит наблюдателя к одному важному выводу: голосование поставило под вопрос всё, для чего создавался Общероссийский народный фронт. Если дословно, то вся затея была для того, чтобы «были востребованы все конструктивные идеи, чтобы у гражданского общества – молодёжных, женских, ветеранских организаций, деловых кругов, профессиональных союзов и объединений – была дополнительная возможность непосредственно, напрямую участвовать в выработке важнейших государственных решений, чтобы эффективно работали социальные лифты, чтобы каждый, у кого есть потенциал, творческая созидательная энергия и стремление работать для России, мог проявить себя». Но предварительное голосование завершилось чистой победой тех, из-за кого «Единую Россию» называют «партией власти», кто на социальных лифтах катится вверх всю сознательную жизнь и кто давно уже без всяких препятствий и ограничений мог высказывать любые идеи. Можно, конечно, ожидать чего-то оригинального даже от того, кто провёл во власти последние 20 лет и уже не мыслит себя вне какого-нибудь полномочного органа. Но зато те, кого ждал в этих органах лидер партии Владимир Путин, по итогам предварительного голосования не имеют никаких существенных шансов оказаться во власти. В Иркутской области, во всяком случае, даже замыкающие места в четвёртом десятке занимают ректор самого крупного вуза и два председателя комитетов Законодательного Собрания – какие уж там самовыдвиженцы! В список вошли, правда, два или три сравнительно новых имени из списка хронических участников разнообразных «профессиональных команд» и «кадровых резервов», однако они безнадёжно далеко от призовых мест.
Опыт участия новичков и беспартийных (считая губернатора, таких в первых четырёх десятках всего трое) в предварительном голосовании заставляет задуматься о настроениях, царящих в рядах тех, кому партия «Единая Россия» и ОНФ доверили важную работу по формированию рейтинга потенциальных кандидатов в депутаты. Во-первых, вопреки всякой логике явка на процедуру голосования не соответствует заявленной: вместо 200 партийцев и 200 народофронтовцев в голосовании участвуют от силы 250 – 300 человек. При этом голосуют почти как на настоящих выборах: в среднем каждый участник праймериз ставит 3-5 «галочек». Во-вторых, можно, конечно, поверить, что лидер голосования Сергей Тен начал готовиться к процедуре заранее и действительно объехал большую часть муниципальных образований. Это всё равно не объясняет, как ему удаётся всякий раз, почти на любой территории и при любом составе выборщиков, обходить с большим перевесом таких опытных политиков, как Виталий Шуба, Валерий Малеев или Гайдар Гайдаров. Понятно, что ни Александр Битаров, ни Людмила Берлина, заранее заявившие о нежелании уходить в Государственную Думу, могли не утруждаться агитационной работой среди членов партии и ОНФ. Но вот тот факт, что все остальные, кто очень хочет, имеет большой опыт работы и обширные связи, всё равно проиграли, вызывает очень большие вопросы о настроениях в партийной среде: а что, всё настолько плохо, что нынешняя работа и прошлые заслуги не в счёт? Дело ваше, внутрипартийное, но если вы не цените своих формальных лидеров, то чего ждать от остального населения?
Недолгий опыт участия в предварительном голосовании губернатора Дмитрия Мезенцева, главы Усть-Ордынского округа Сергея Серебренникова и члена Совета Федерации Владимира Якубовского (снявших свои кандидатуры уже перед вторым голосованием) ставит вопрос о мотивации участников процедуры ещё более остро. С одной стороны, если глава области и глава округа так заняты на основной работе (а там одна только подготовка к зиме чего стоит), то не следовало давать согласие на участие, не стоило вводить в искушение участников праймериз. С другой – как минимум три председателя комитетов Законодательного Собрания после пяти голосований имели меньше голосов, чем губернатор после двух, некоторые не участвовали в праймериз вообще, а многие видные члены партии не набрали и пары десятков голосов. Тут уж что-то одно: если голосование серьёзное, то надо привести в соответствие должность и степень уважения со стороны соратников, если оно понарошку, то не зря ли партия отвлекает серьёзных людей от работы?
Впрочем, ещё в самом начале месяца губернатор твёрдо обещал Александру Битарову и Людмиле Берлиной, что региональное правительство и впредь будет тесно сотрудничать с Законодательным Собранием и партией «Единая Россия». И нет никаких оснований сомневаться в том, что это обещание будет выполнено.