издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обратный отсчёт

Вице-спикер ЗС рассказал «Сибирскому энергетику», почему в Иркутской области не успевают устанавливать приборы учёта

В ноябре 2009 года был подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», согласно которому все объекты социальной сферы – муниципальные и региональные – должны быть оборудованы приборами учёта. В Приангарье счётчики тепла, воды, электроэнергии установлены в стопроцентном объёме только на областных объектах. Когда этим смогут похвастаться частные и муниципальные здания, сказать не может никто. Как реализуется ФЗ об энергосбережении в Иркутской области, «Сибирский энергетик» спросил у вице-спикера Законодательного Собрания Геннадия Истомина.

– Сколько средств заложено в областном и территориальных бюджетах на реализацию программы?

– 2 декабря 2010 года в Иркутской области была принята программа «Энергосбережение». На последней сессии Законодательного Собрания депутаты заложили в бюджете 100 миллионов рублей для её исполнения. Параллельно с этим в 39 муниципальных образованиях были приняты аналогичные документы. Однако при формировании бюджетов в большинстве территорий не были заложены денежные средства на реализацию программы из-за отсутствия финансовых ресурсов. Сколько на сегодняшний день освоено средств, сказать сложно, поскольку подсчётом мы ещё не занимались. В следующем году в программе запланирована сумма 108,5 миллиона рублей, из них 100 миллионов – из областного, остальные средства – из муниципальных бюджетов.

– Какие мероприятия в этом направлении выполнены на сегодняшний день? 

– В настоящее время выполнена часть мероприятий. В крупных городах мы начали серьёзно заниматься со старшими по домам, со старшими по подъездам, с председателями ТСЖ. Проводилось обучение по управлению жилым фондом и реализации закона об энергосбережении. В конце июня текущего года было организовано обучение в Ангарске, которое прошли 40 человек. С сентября снова начнутся курсы в Иркутском и Ангарском технических университетах. Причём специалисты будут готовиться по направлениям отдельно, это руководители ТСЖ, руководители управляющих компаний и старшие по домам, поскольку для каждой целевой группы должен быть свой объём знаний. 

Началась подготовка к сбору данных для составления электронных паспортов по каждому многоквартирному дому. В этот паспорт заносятся все показатели, которые есть по данному дому, начиная от срока его введения: когда проводились косметический, текущий и капитальный ремонты, технические характеристики  здания. Это делается для того, чтобы, когда в дом заходит новая управляющая компания, у неё были все данные об истории этого дома. 

– Сейчас начали проводить энергетические обследования?

– Такая работа ведётся СРО «Содружество», на сегодня уже проведено такое обследование по 60 домам. Были специально взяты разные здания, с разным конструктом, для того чтобы выявить наиболее типовые места утечки тепла. Это одно из основных требований федерального закона. В настоящее время СРО «Содружество» готовит анализ по типовым утечкам тепла, и будут подготовлены методические рекомендации для всех УК с целью более серьёзно заняться вопросами энергосбережения, исходя из тех показателей, которые были выявлены при энергоаудите. Как правило, это несколько моментов: подвальное перекрытие, кровля, стыки и окна. 

– Как ведётся работа по установке приборов учёта?

– Проведена серьёзная работа на объектах областной муниципальной собственности. Счётчики установлены на всех 100% объектов областного значения. Что касается муниципальной собственности, этот вопрос обстоит намного хуже, сегодня в 40% зданий установлены счётчики. Мы направили письма в адрес мэров муниципальных образований, чтобы они эту работу ускорили и до конца текущего года по крайней мере постарались установить все приборы учёта. Гораздо тяжелее обстоит ситуация с установкой приборов учёта в частных домах. Хотя сейчас Госдума РФ продлила сроки, мы понимаем прекрасно, что на сегодняшний день не успеваем уложиться в них. 

– Почему это происходит?

– Мне кажется, что эта тема недостаточно ярко звучит в СМИ. Сегодня большинство граждан видят только разовые вложения, которые необходимо понести им как владельцам квартир на установку приборов учёта, стоимость которых колеблется от трёх до пяти тысяч рублей. Не каждый человек в силу своих низких доходов готов выложить эту сумму для установки прибора учёта. При этом депутаты на протяжении последних полутора лет проводили анализ по своим избирательным округам. Исходили из фактической оплаты стоимости за квартиру. Причём сравнивали жильё, где ведётся учёт за потреблённое тепло и воду, и квартиры, не оборудованные приборами учёта. По всем районам, где были взяты данные с поквартирных карточек, была выявлена одна тенденция: в тех квартирах, где ведётся учёт, экономия по оплате за потреблённые услуги составляет от 700 рублей до 2100 рублей. Установка приборов учёта окупается за 3–6 месяцев. И люди должны это понимать. В Иркутске порядка 37% квартир оборудовано приборами учёта, в других городах и районах ещё хуже: называют цифры от 3% и выше. В крупных городах – Иркутске, Ангарске, Братске, Черемхове, Саянске, Усть-Куте – проводится достаточная работа по установке счётчиков. К сожалению, в других территориях, отдалённых от областного центра – Ольхонском, Балаганском, северных районах, – эта работа сильно отстаёт. 

 – С введением так называемых опорных территорий решается проблема энергосбережения? 

– В области работает программа «Развитие коммунальной теплоэнергетики». Эта программа действует уже несколько лет, но два года назад было выбрано принципиально иное направление – это опорные территории. Когда из областного бюджета централизованно выделяются средства на ту или иную территорию, занимаемся реконструкцией теплоисточников, теплосетей и решаем вопросы энергосбережения комплексно. На 13 территориях, обозначенных как опорные, мы видим заметные улучшения всех технических показателей по расходам энергоресурсов. В настоящее время «Облжилкомхоз» заходит как управляющая компания в Слюдянский район. Мы с министром по жилищной политике Петром Ворониным на месте посмотрели состояние каждой котельной, канализационной системы, водопроводных сетей, убедились, что там сложилась критическая ситуация. 

– В чём критичность ситуации?

– К примеру, котельная «Перевал», где из трёх котлов работает только один, на котельной «Строитель», которая отапливает Слюдянку, вообще не работает ни один котёл. Котельная №7 в посёлке Култук, которая находится в аварийном состоянии вследствие землетрясения, запрещена к эксплуатации. Котлы в селе Ангасолка не способны работать, поскольку туда ведёт всего один водовод, поэтому нужно срочно тянуть вторую линию водовода. Стоимость работ оценивается в шесть миллионов рублей. Все эти проблемы на территории не решались из-за отсутствия средств, может быть, ещё в силу каких-то причин. В минувший вторник состоялось совещание у зампреда правительства Николая Хиценко, где этот вопрос был поднят особенно остро. Было решено, что необходимо объявить режим повышенной готовности из-за некачественной подготовки к отопительному сезону в Слюдянском районе. 

– Что подразумевает под собой режим повышенной готовности?

– Режим повышенной готовности подразумевает под собой немедленное принятие решения по приобретению котлов без конкурсов и выделение средств из областного резервного фонда. Цена вопроса – порядка 20–30 миллионов рублей. Всего в резервном фонде предусмотрено 270 миллионов рублей. 

– Ещё есть такие проблемные ситуации?

– Пока сейчас у нас есть проблемы по 5-6 теплоисточникам, но это министерство жилищной политики решает в рабочем порядке. Есть в Чуне проблемы и в других территориях. Сложность в следующем. На протяжении последних 20 лет никто серьёзно не уделял внимание вопросу реконструкции системы ЖКХ. У нас были тяжёлые аварийные ситуации в 2002, 2004 годах в Черемхове, когда нам пришлось в аварийном порядке поздней осенью готовить коммунальное хозяйство к зиме, когда из об-ластного бюджета пришлось выделять сумасшедшие деньги. Была аналогичная ситуация в Чунском районе. В Лесогорске – туда даже с других районов направляли ремонтные бригады, – в Усть-Куте. Это из-за того, что системно не уделялось внимание реконструкции и содержанию коммунального хозяйства. Сегодня мы, решив проблему опорных территорий, не в полном объёме выделяем финансовые ресурсы на другие территории. К сожалению, так получается, что в других муниципалитетах из-за нехватки денег, когда львиная доля средств уходит только на заработные платы, у мэров не остаётся возможности для манёвра финансами с целью решения проблем коммунального хозяйства. Не в полном объёме заложены средства и в областном бюджете на компенсацию разницы в тарифах на услуги ЖКХ. Если раньше эту проблему было легче решить, потому что средства выделялись муниципалитетами, то сегодня эти деньги идут напрямую организациям и юридическим лицам, которые осуществляют услуги по поставке тепла. 

– Сколько средств нужно на выплату разницы в тарифах?

– Необходим 1 миллиард 800 миллионов рублей, а в областном бюджете заложен 1 миллиард 440 миллионов рублей, то есть 360 миллионов уже не хватает. Сейчас юридические лица подают из-за этого исковые заявления в правоохранительные органы. Поэтому наша задача – на ближайшей сессии в обязательном порядке заложить эти деньги. Эти средства идут на содержание котельных, приобретение топлива, на выплату зарплаты, как раз эти деньги нужны на подготовку к зиме. На мой взгляд, необходимо отдавать те долги, которые мы обязаны юридическим лицам. Надеюсь, мы сможем настоять на своём, по крайней мере, на последней сессии ЗС увеличили расходы по этой статье, был всего 1 миллиард 15 миллионов рублей. Я считаю, что на сегодня вопросы коммунального хозяйства должны быть первоочередными.

– В последнее время много нареканий вызывает работа управляющих компаний. Как, на ваш взгляд, следует решать эту проблему? 

– Сейчас СРО «Содружество» создаёт свою контрольно-ревизионную службу, которая будет проверять каждую компанию, входящую в состав СРО, а это около 70 предприятий. Осенью текущего года в Госдуме планируется принять федеральный закон, который обязывает создавать саморегулируемые организации. Думаю, эта работа приобретёт системный характер и все УК, которые войдут в состав СРО, вынуждены будут работать открыто и по одним правилам. 

– В чём причина борьбы за управление многоквартирными домами?

– Рынок управления многоквартирными домами – это криминальная поляна, потому что там крутятся большие деньги. Государство само создало для этого все условия. Если государство решило запустить частный бизнес, в эту тему, но тогда нужно параллельно издавать те законы, которые касаются прозрачности, отчётности. Необходимо завести в тарифно-квалификационном справочнике профессию управдома, чтобы можно было официально нанимать людей, организовывать курсы для них, то есть нужно расписать всю систему и все действия в законе. А то получается, что одно только выхватили, создали частный бизнес, сказали: вы забирайте, – и начинается бардак. Эта тема на федеральном уровне вообще не отрегулирована. Это должны делать Госдума и правительство РФ. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры