«Такой выбор – глаза разбегаются»
Досрочные выборы мэра Листвянкинского муниципального образования – самого популярного туристического места Иркутской области – пройдут 7 августа. Настойчивую борьбу за кресло главы поселковой администрации ведут десять зарегистрированных кандидатов – от бывшего физрука до действующей секретарши. Внимание к предвыборной кампании в Листвянке неслучайно: предыдущий мэр муниципалитета Татьяна Казакова была условно осуждена в прошлом году и лишена права занимать руководящие посты в течение трёх лет. Её обязанности уже два года исполняет Татьяна Горбачевская. Собеседники «Конкурента» не исключают, что нынешние выборы главы тоже не обойдутся без скандала. Екатерина АРБУЗОВА попробовала на месте разобраться, как воспринимают нынешнюю агитационную кампанию жители Листвянки и почему едва ли не за каждым кандидатом им мерещится Татьяна Казакова.
Широкий ассортимент
Регистрация кандидатов на пост мэра Листвянкинского МО закончилась 16 июля. Вторую неделю они ведут агитацию, констатирует председатель Иркутской районной территориальной избирательной комиссии (ТИК) Иван Садчиков. Все полномочия по проведению выборов Листвянка передала району ещё зимой, поэтому с Садчиковым мы разговариваем в Иркутске. В посёлке остались только два избирательных участка, ещё один – в Больших Котах. По словам председателя ТИКа, десять кандидатов на электорат Листвянки – это много. Хотя могло быть и больше. О претензиях на пост главы Листвянкинского МО заявляли ещё четыре человека: врач медчасти санатория «Байкал» Сергей Зарубин, начальник смены дежурной части ГУ МВД по Иркутской области Александр Шамсудинов, председатель Иркутской областной общественной организации «Антикоррупционный комитет» Егор Батоев и депутат Думы Листвянки, замдиректора ИП Гессен И.А. Вадим Иссерс. Всем им отказали в регистрации из-за недостаточного количества собранных подписей, пояснил Садчиков. Факт занимательный, поскольку для прохождения было достаточно всего лишь 19 подписей.
В итоге на Листвянку с населением около 2,5 тыс. человек пришлось десять кандидатов. Чтобы запомнить их фамилии и должности, корреспонденту «Конкурента» потребовалось два дня. В ТИКе уверены, что жителям посёлка большинство имён потенциальных мэров по-прежнему ни о чём не говорит. Сам Садчиков быстро проходится по списку, воздерживаясь от подробных комментариев.
– Василий Рукосуев, глава административно-хозяйственной службы Дорожной службы Иркутской области. Валентин Шубин, генеральный директор ООО «Байкал-Вотер». Ещё два бизнесмена: заместитель гендиректора ООО «Байкал-Вест» Александр Костин и гендиректор ООО «ВЛ-Байкал» Вадим Лишин. Кстати, Лишин – единственный кандидат, которого поддержала партия, в его случае КПРФ, – перечисляет Садчиков.
В списке также индивидуальный предприниматель Галина Истомина, главный врач больницы Листвянки Юсуп Эргашев, специалист поселковой администрации Галина Бичевина и экс-мэр директор юридической компании «Аспект» Галина Морозова. В гонку включились ещё и два иркутских кандидата: заведующая хирургическим отделением областной больницы, депутат Думы посёлка Порт Байкал Елена Глинская и юрисконсульт из областного кожвендиспансера Елена Кочнева. Самая состоятельная из всего списка, по словам Садчикова, Галина Истомина, которая владеет четырьмя участками общей площадью 1 тыс. кв. м в Листвянке, двумя домами в Иркутске и Листвянке, четырьмя квартирами и десятью нежилыми помещениями в областном центре.
В ТИКе уверены, что кандидаты до выборов ещё успеют перессориться. Они уже жалуются друг на друга в избирком. Так, например, Елена Кочнева из Иркутска заявила на Галину Истомину, обвинив её в выпуске ненадлежащей агитации. Как оказалось, предприниматель издавала незарегистрированный предвыборный листок. Вопреки закону в его десятом выпуске значился тираж не в 999, а в 1000 экземпляров.
– Следовательно, газета не имела права участвовать в агитации. Теперь Кочнева собирается подать в суд на Истомину. Ещё одна жалоба зарегистрирована на Александра Костина. Он раздавал избирателям телефонный справочник Листвянки, а это считается подкупом, – рассказал Садчиков. – В общем, кандидаты друг за другом следят, облегчая нам жизнь. Мне это даже нравится. Борьба идёт серьёзная, хотя, если честно, я не совсем понимаю почему. Главы муниципалитетов уже год как не имеют права распоряжаться землёй. Их даже может район не спросить. Так что преференции исчезли, осталась головная боль.
Чемоданное настроение
При въезде в Листвянку дух предвыборной борьбы как-то не ощущается: в самых людных местах – на сувенирном и рыбном рынках – ни одной агитационной листовки или плаката. Кругом интуристы, глиняные нерпы, крымский можжевельник и копчёный омуль. Никаких признаков того, что целых десять кандидатов пытаются разделить между собой всего 1825 избирателей Листвянки. На вопросы о грядущих выборах люди на улице в основном молчат.
– Так тут одни приезжие! Продавцы сувениров и рыбы да туристы на прогулке, – местный житель Олег смотрит на нас с явным недоумением. Сам он на выборах был лишь раз в жизни и с тех пор «туда ни ногой». Говорит, что далёк от политики. Может быть, продавщица Катя, одна из немногих местных торговцев, что-нибудь скажет. Катя про предвыборную гонку рассуждать тоже отказалась, отмахнулась от нас и занялась раскладкой сувениров. В рыбных рядах дело обстояло лучше. После того как мы купили пару омулей, продавцы начали неохотно говорить о том, что кампания движется, агитаторы ходят, «более-менее регулярно о себе заявляют Морозова и Костин».
– Выбор такой – глаза разбегаются. Обещают все проблемы решить, дыры позатыкать. Как обычно, короче. Сложно поверить, будто что-то изменится. Ну, посмотрим, – устало сообщила одна из местных торговок, всем своим видом показывая, что от кандидатов и выборов она жуть как устала. На нас посмотрела с подозрением, имя назвать отказалась и разрешила сфотографировать только рыбу.
– У жителей хаос в головах и кипение, особенно у старшего поколения. Листовки, плакаты, встречи. Они устали от этого. Представьте: агитаторы от десяти кандидатов по два-три раза зайдут в каждый дом. Получается тридцать визитов в течение трёх недель. Люди уже перестали открывать дверь, хотя замкнутыми никогда не были, – утверждает нынешняя исполняющая обязанности главы Листвянкинского МО Татьяна Горбачевская. Говорит, что останется работать в администрации, только если один из десяти кандидатов одержит победу. Его имени она не называет. От публичной критики претендентов вообще воздерживается – ей по закону не положено.
Другие собеседники в администрации на правах анонимности говорят, что большинство кандидатов мэрии не нравятся. К примеру, о Вадиме Лишине местные власти отзываются в основном непечатными словами: бизнесмен регулярно жалуется на них в прокуратуру и антимонопольную службу. В гонку он включился под знаменем борца за правду. Последняя байка, которую про него рассказывают в Листвянке: мол, приходит Лишин в прокуратуру и просит помочь написать ему заявление о том, что на выборах его не поддержала ни одна партия. Его там на смех подняли. Правда, в итоге за него выступила КПРФ. В общем, населению он известен. А Василий Рукосуев, наоборот, имеет «неважную узнаваемость», да и возраст пенсионный – 61 год. В Листвянке его иначе как «бывшим физруком» не называют. Здесь его запомнили именно в этой ипостаси: в далёкие 1975–1978 годы он преподавал здесь физкультуру. Позже «успешно руководил спортивными сооружениями в Братске, туристическими и гостиничными комплексами в Иркутске и Иркутском районе». Сейчас «бывший физрук» руководит административно-хозяйственной службой дорожников, чем заслужил ещё одно прозвище – Завхоз. В отношении двух кандидатов из Иркутска – Глинской и Кочневой – у населения тоже предубеждение: несколько собеседников заверили, что это «технические кандидаты», которые себя в предвыборной кампании никак не проявляют. А экс-глава Листвянки Галина Морозова, по их мнению, скорее желает «реабилитироваться» перед местными жителями и «доработать до пенсии». У бизнесмена Костина, считают источники, шансы невелики, поскольку «реальных дел» от него жители не видят, а соседи по улице его вовсе терпеть не могут. Шубин тоже особой популярностью у населения не пользуется, а в получении кресла мэра «видит коммерческий интерес», полагают собеседники «Конкурента».
«Рахат-лукума здесь нет»
Критика от действующей администрации – это такой ответ кандидатам, которые в основном строят свои кампании на осуждении действий нынешней команды. Мол, все работают плохо, а они будут хорошо.
– При этом многие из них не отличаются своими заслугами и реальными делами, – говорит один из источников. – К примеру, Александр Костин вместе с другими бизнесменами организовал полтора года назад совет руководителей и предпринимателей при администрации. Они очень долго утрясали форму работы. А в итоге так и не приступили к делу. Хотя работа в совете позволила бы Костину ласточкой взлететь в кресло мэра. Упустил он свой шанс, а теперь занимается демагогией.
Как и Садчиков, Горбачевская искренне недоумевает, зачем «десять человек сюда идут».
– Рахат-лукума и мёда здесь нет, – говорит она. – Многих возмущает то, что якобы в Листвянке фантастические деньги, которые неправильно распределяются. Но мы не можем закрыть нынешние проблемы даже сегодняшним приличным бюджетом.
По мнению главы администрации, Листвянка – «фантастически сложный посёлок». Электорат очень разрозненный. С одной стороны – грамотные, интеллигентные люди, большей частью учёные. С другой – представители гостиничного бизнеса. Ещё одна категория – рыбники. При этом население составляет всего 2500 человек, соответственно, преференции от области, в том числе зарплаты в мэрии, небольшие.
– По соседству, в Большой Речке, проживают 3500 человек. Но у нас проблем в десять раз больше: постоянные визиты министров, иностранцев да мусор от туристов. Вот я с утра прошлась по площади: всё покрыто слоем бычков. А дворники только вчера убирались, – рассказывает Горбачевская.
Резюмируя, глава Листвянкинского МО говорит, что в идеале кресло мэра должен занять «профессионал – мужчина 40 лет с экономическим, юридическим образованием, знанием ЖКХ». Но потом признаётся, что была бы рада видеть «такую же, как Казакова (бывшая глава Листвянкинского МО. – «Конкурент»), но с другой фамилией». Напоследок Горбачевская выдаёт нам «неангажированные блиц-интервью селян», которые администрация подготовила для выпуска местной газеты. В опросе семь человек – от директора местного Дома культуры до кассира – фактически поддерживают кандидата, которого официально не существует, – Татьяну Казакову.
Призрак прошлого
За спинами нынешних претендентов на пост мэра Казакова мерещится не только тем, кто за неё, но и тем, кто против. Директор Байкальской астрофизической обсерватории Института солнечно-земной физики СО РАН, участник независимого общественного совета «Сибирь» Александр Боровик встречает нас у себя на даче и, как предыдущие собеседники, начинает разговор со списком кандидатов в руках. Едва ли не в каждом втором он видит ставленника экс-главы, который призван размыть голоса избирателей.
– Полагаю, что Рукосуева, бывшего физрука, поддерживает команда Казаковой. Он ведёт наиболее агрессивную кампанию: в дома часто заглядывают агитаторы, а провокаторы ходят на встречи других кандидатов с избирателями. Хотя выбор довольно странный, ведь Рукосуева в Листвянке плохо знают, – размышляет Боровик. – Эргашева тоже можно причислить к казаковской гвардии. Он всегда за нее на пикетах выступал, писал письма, в общем, всячески её поддерживал.
Бичевина, нынешний секретарь в мэрии, тоже, по мнению Боровика, выдвинулась на выборы по предложению Казаковой. Директор обсерватории напомнил, как вопреки ожиданиям Бичевина прошла районные праймериз, обойдя главу местной первички Костина, а также Эргашева и Иссерса. Однако ИРО «Единой России» её «зарубило». К возможным «техническим кандидатам» Боровик причислил кандидатов из Иркутска – Кочневу и Глинскую, которых «не слышно, не видно».
– Тем не менее Кочнева уже отличилась предложением объединить Листвянку, Порт Байкал и Ольхон для туристов. Очередные Нью-Васюки, – констатирует учёный.
К другим, «неказаковским» кандидатам он, впрочем, тоже относится с подозрением. Их предвыборные листовки агитаторы исправно втыкают в дачный забор директора обсерватории.
«Вот, почитайте», – Боровик вручает нам буклет «Личное дело» от Валентина Шубина. Там биография кандидата и даже раздел «Шубин в цитатах». «В течение двух-трёх лет добьюсь того, чтобы красота Байкала перестанет затмевать для жителей муниципального образования комфорт, уют и бытовую прелесть жизни у озера. В бюджете найдётся место для денежных надбавок пенсионерам и так называемым бюджетникам», – значится в листовке. Боровик морщится от нескладных обещаний кандидата. Раздел «Психологический портрет» написан в том же стиле: «Романтик. Ему хочется больше, чем есть на самом деле. Любит и умеет создать комфорт. Верит в счастливую звезду для себя. Сам в плохом настроении бывает редко».
Конкретных программ не выдвигает практически никто из кандидатов, они ограничиваются отдельными проектами, отметил Боровик. К примеру, Лишин предлагает рынок рассредоточить, чтобы люди не толклись на одном пятачке. А Истомина выступила с предложением построить в Николе дом престарелых. Но её идею негативно восприняли, поскольку любое новое строительство для кого-то из жителей Листвянки означает грядущее переселение, как это случилось, когда в посёлке заговорили о создании «Байкал-Сити». Морозова вроде бы выступает за очистку воды в колодцах и наведение порядка в сфере ЖКХ. Но Боровик, несмотря на то что сам ей симпатизирует, признаёт: в предыдущих предвыборных кампаниях Морозову «мочили» сильнее всего, даже статью про неё написали под заголовком «Боярыня Морозова». За ней с тех пор закрепились две вещи, которые теперь в сознании людей сложно опровергнуть: что она родственница Зубарева (экс-мэр Иркутского района) и будто она землю самовольно распродавала.
Когда Боровик уже собрался провожать нас, в его калитку постучали. Девочка-агитатор от «бывшего физрука» Рукосуева вручила учёному календарь и листовку, в которой кандидат утверждал: «Лучшее, что я умею, – наводить порядок и развивать дело». Вслед за ней шла ещё одна девушка, которая подклеивала на столбах плакаты с изображением кандидата. Агитаторы явно торопились выполнить свою работу, но не избежали гнева электората. Стало очевидно, что вся предвыборная борьба проходит не в центре Листвянки, а здесь, где проживают местные.
– Почему одних лепите, а других срываете? – возмутилась бабка. – Пошла отсюда!
– Вы меня за руку не ловили, так что не обвиняйте! – оправдывалась агитатор.
Спору помешала другая соседка, которая выбежала на улицу и, увидев фотокамеру, показала средний палец. Она пригрозила отобрать снимки и убедительно заверила, что вся эта предвыборная гонка её, простую жительницу посёлка, сильно достала.