Движение против
Всероссийская акция протеста таксистов стартовала в Иркутске
Похороны легального такси прошли в Иркутске в полдень в понедельник. С этого мероприятия 25 июля стартовала большая всероссийская акция протеста служб такси, которая продлится до 8 августа. В общей сложности принять в ней участие должны около 300 городов страны. На улицы Иркутска выехало около 500 машин, чтобы выразить своё отрицательное отношение к закону о такси, который должен вступить в силу с 1 сентября 2011 года. Но для большинства иркутян акция осталась незамеченной.
«Это нереально»
Старт «похоронам такси» решено было дать на выезде из Иркутска по Байкальскому тракту. К 11 часам утра там начали собираться митингующие автомобилисты. Буквально за полчаса вдоль дороги выстроилась длинная череда из нескольких десятков машин, увенчанных шашечками, антеннами и «красивыми» телефонными номерами. Каждую подъезжавшую машину тут же обклеивали жёлтыми листовками с лозунгами («Хватит грабить», «Законы нужно писать для народа, а не против него») и риторическими вопросами («Готова ли Россия к новой армии безработных с 1 сентября?» и «Зачем губят малый бизнес?»), а также снабжали листовками с правилами поведения на акции протеста и коротким пояснением, что именно является предметом недовольства митингующих.
Впрочем, среди собравшихся никому ничего объяснять не нужно было. Каждый водитель лучше любого эксперта объяснит суть нового закона и его последствия лично для него и для службы такси в целом. Если коротко, смысл нововведений сводится к тому, чтобы запретить компаниям-перевозчикам использовать автомобили, не находящиеся у них в собственности. На практике это означает, что большинство служб такси прекратят своё существование, потому что собственным даже маленьким парком машин сегодня владеют лишь единицы предпринимателей, занятых на этом рынке. Обычно же система работы любой службы строится на привлечении водителей с личным авто, которые затем просто отдают часть выручки компании-оператору, получающей для них заказы от клиентов.
По словам водителя с четырёхлетним стажем в службе такси Эдуарда, эта классическая схема выглядит так: «Я работаю пять дней в неделю на личном автомобиле. 22% от всей выручки отдаю службе такси, сотрудником которой являюсь. Всё остальное, за вычетом расходов на бензин и содержание машины, – моя прибыль». При этом топливные расходы составляют, по его наблюдениям, около 1 тыс. рублей, за день по городу тратится в среднем бак бензина. «Так что для меня всё это тоже недёшево содержать», – объясняет Эдуард. Впрочем, грядущие законодательные нововведения он также не поддерживает.
– Организовать с нуля работу служб такси по-новому нереально, – рассуждает он. – Ни одна компания в Иркутске сегодня не вытянет расходов, связанных с формированием собственного парка машин. Так что фактически речь идёт о развале существующей системы.
Несмотря на это, паники по поводу возможной потери работы у него, как и у многих других водителей, пока нет. В качестве альтернативы большинство таксистов сегодня рассматривают возможный уход «в тень» после вступления закона в силу. Средний доход таксиста сейчас составляет от 25 до 40 тыс. рублей в месяц. Каким путём зарабатывать эти деньги – получая заказы через диспетчера или самому находя клиентов, – для большинства не принципиально. Есть и другие варианты.
– Возможно, нас не закроют, а просто переименуют, – рассуждает водитель другой службы Владимир. – Уже есть разные варианты. Вместо такси можно сделать, к примеру, прокат автомобиля с водителем или ещё как-нибудь назвать.
Но это скорее оптимистичный сценарий. Пессимистичный, по версии Владимира, для которого работа в такси является единственным источником дохода, выглядит немного утопично: «Сначала закроются все действующие службы. Затем на местный рынок выйдет какой-нибудь московский олигарх с парком из 500 или 1000 машин, который и будет выполнять все пассажирские перевозки на такси по городу. И тогда мне просто придётся идти работать в эту новую созданную службу. Скорее всего, там будет более высокий ценник на проезд, но и хороший процент».
Интересно, но версия про «олигарха» в среде таксистов сегодня довольно популярна. В остальном участие в акции для них – лишь повод показать, что им не всё равно. К полудню на Байкальском тракте собралось около 500 машин, которым «не всё равно». Через несколько минут по отмашке организаторов они последовательно выехали в сторону центра Иркутска. Часть машин продолжили стоять на обочине, водители в них спали или куда-то ушли. Однако колонны, в которую должны были выстроиться митингующие, не получилось. Такси ехали отдельными кучками в общем потоке машин. Единственное, по чему их удавалось отличить на дороге, – это жёлтые листки с протестными заявлениями, которыми они были обклеены со всех сторон. По правилам акции, никто из них не сигналил, не перекрывал движение, не нарушал правил, просто двигались по маршруту Байкальская – Седова – Ленина – сквер Кирова, откуда снова уезжали на Байкальскую. У Эдуарда весь путь занял не больше 20 минут. По пути он расстроенно ругал организаторов, потому что на улице акция осталась почти незамеченной: машины лихо пролетали вокруг сквера и уезжали в неизвестном направлении.
– Но ведь сейчас наверняка трудно вызвать такси, раз все митингуют, так что хотя бы клиенты служб такси почувствуют эффект от акции, – предположил корреспондент «Конкурента» в попытке найти какой-нибудь эффект от проведения акции.
– Вряд ли. Эти 500 машин – капля в море, большинство таксистов в это время продолжали работать, – сказал Эдуард и тоже уехал по заявке диспетчера.
Проехали
По словам президента некоммерческого партнёрства «Владельцы иркутских такси» Евгении Шороп, сейчас ежедневно в город выезжает на работу от 3 до 5 тыс. экипажей такси. Впрочем, летом их услуги востребованы меньше, зимой машин примерно в два раза больше. Поэтому слова Эдуарда про «каплю в море» справедливы лишь наполовину.
– Первоначально мы планировали, что в акции примут участие 1000 машин, однако в мэрии согласовали возможность её проведения лишь на 500 участников, – объясняет Евгения Шороп. При этом в действительности проблема принятия нового закона о такси касается гораздо большего количества человек. По её словам, сейчас в Иркутске в этой сфере занято не меньше 10 тыс. человек. Плюс ещё определённое количество перевозчиков работает нелегально.
Напомним, с начала 2011 года это уже вторая акция, проведённая в Иркутске в связи с принятием Федерального закона о такси № 69 от 21 апреля 2011 года. Впоследствии к ней решили присоединиться фирмы такси из других городов. В результате возникла идея проведения всероссийской акции, которая объединит около 300 городов по всей стране. Бастовать таксисты будут с 25 июля по 8 августа. При этом формат проведения мероприятия везде разный, где-то перевозчики просто в течение дня не выходят на работу, тем самым привлекая внимание населения к своим проблемам. «Мы тоже готовы к таким мерам, но пока решили к ним не прибегать. Хотя проблема касается всех», – отмечают организаторы акции. И говорят, что хотят дождаться съезда таксистов, который пройдёт в Москве 2 августа, где все эти проблемы будут обсуждаться с представителями федеральных властей.
– Мы ждали закон о такси, он нужен, но надеялись, что он будет с более «человеческим» лицом, – объясняет Евгения Шороп. – А сегодня по факту мы имеем закон, который ставит крест на работе нынешней службы такси в целом.
Представили сферы утверждают, что повышения безопасности движения он также не предусматривает. Так, по закону, все такси должны не только находиться у компании-перевозчика в собственности, но и быть окрашены в один цвет и иметь таксометры. «Но от того, какого цвета машина, безопасность перевозок не зависит. Она зависит прежде всего от технического состояния автомобиля. То же самое с таксометрами: их использование приведёт только к увеличению средней стоимости поездки, потому что люди будут платить не за километры, которые они проедут, а за время, проведённое в поездке. С учётом иркутских пробок это невыгодно прежде всего самим пассажирам», – объясняет Шороп. По предварительным оценкам, средний чек передвижения на такси по городу тогда может составить 200–300 рублей. Выгодным будет только передвижение в ночное время суток, когда улицы свободны и можно быстро проехать из одного конца города в другой.