Валерий Шевченко приехал на родину смастерить «Табурет»
Последние дни гостит в родном городе актёр и режиссёр Валерий Шевченко. Впрочем, слово «гостит», конечно же, неуместно. Во-первых, мастер у себя дома, во-вторых, его время, как всегда, спрессовано напряжённой работой. Валерий Вадимович создаёт удивительный короткометражный художественный фильм «Табурет». За этим нарочито простым названием разворачивается на экране глубокая и щемящая история про одинокое материнство, про детство мальчишки, не защищённое отцовским плечом, про горькую науку понять и простить чужую, но оттого не менее ценную правду. Фильм Валерия Шевченко станет одним из нескольких режиссёр-ских опытов в калейдоскопе юбилейного видеодиска «Иркутск, я люблю тебя», который иркутская администрация задумала выпустить к сентябрю. Подобные киноальманахи создавались во славу прекраснейших городов мира («Париж, я люблю тебя», «Нью-Йорк, я люблю тебя»). Отчего бы и нашему юбиляру не признаться в любви на языке серьёзного киноискусства? Эта идея пришла в голову ученику Валерия Шевченко продюсеру Вадиму Кантуру, её с радостью поддержал мэр Иркутска Виктор Кондрашов. Неудивительно, что первым автором, к которому обратились вдохновители проекта, стал создатель театра пантомимы у нас в городе. Для режиссёра этот проект оказался драгоценным шансом высказаться о давно наболевшем и сокровенном.
– Валерий Вадимович, из какой столичной рабочей суматохи вас вырвал новый фильм о земляках?
– Я только что закончил трудиться над документальной лентой «Внутри квадратуры круга». Думаю, получилось очень любопытное реалити-наблюдение с непридуманным драматизмом. В Кремле ежегодно проходит Всероссийская рождественская ёлка. Пока дети в ней участвуют, родители ждут на Соборной площади. А потом им надо найти друг друга. И тут происходят всевозможные удивительные столкновения, перипетии, курьёзы, словом, всякая путаница. Нам, документалистам, надо было только вовремя подсмотреть наиболее причудливые истории, поймать настоящие живые эмоции – и показать их во всей остроте и сиюминутности. Кое-кто из моих товарищей уже отсматривал снятое, реакции, в общем, красочные.
А «Табурет» мы уже сняли. Теперь очередь его величества монтажа, а потом – озвучка. Надо сказать, всем, кто занят в удивительном процессе рождения этой короткометражки, как-то по-особому сердечно работается. Может, потому, что выбранный мною сюжет – из таких типичных, вечных мотивов. По-своему он прошёл и через мою биографию. Речь о безотцовщине, о том, какие раны она оставляет в душе ребёнка, особенно мальчика. Главный герой картины, Борька, каждую ночь видит во сне отца. Не реально знакомого, близкого и понятного, а такого, знаете, отца – как обобщенный образ, что ли… Он живёт в заброшенной деревушке с одинокой молодой матерью, между ними в этой несостоявшейся, расколотой семье вызревают и прорастают непростые, напряжённые отношения. У каждого своя боль, своё молчание, своя очень выстраданная и чистая правда. И этим двоим, самым близким, надо дорасти до какой-то внутренней мудрости, чтобы понять и согреть друг друга.
– Что-то подобное было и в вашей жизни?
– Было. Конечно, тут нет буквального автобиографизма. Но пережитое Борькой я понимаю очень глубоко. В моей судьбе это сакральное примирение между матерью, мною и отцом свершилось очень поздно, когда ни отца, ни матери уже не было в живых. И это было совсем недавно. Скоро годовщина со дня смерти мамы, я отмечу её здесь, у её могилы, и лишь потом улечу снова в Москву.
– Кто работал над «Табуретом» с вами в команде?
– Компания подобралась на редкость крепкая. Все иркутяне, все имена. Оператор Вячеслав Столяров, помощник режиссёра – известный фотохудожник Марина Свинина, художник фильма Леонид Бутаков, директор Андрей Ящерицын, реквизитор Оксана Штрауп. В роли отца снялся артист охлопковской труппы Андрей Винокуров, мать сыграла замечательная молодая актриса Анастасия Пушилина. Её мы взяли сразу, не сомневаясь, только раз увидев на фото какого-то из спектаклей, и не ошиблись. Но самая большая находка – это наш Борька, юный артист из Мишелёвки Володя Выходцев. Его пришлось подождать, но оно того стоило. Было немало проб на эту роль, но всё не то, не то… И вот чуть ли не перед самым началом съёмок мама привезла показать этого чудесного ребёнка из-под Усолья. Он уже имеет некие актёрские навыки. В школьном театре играл Маленького Принца и Чайку Джонатана. В кадре никогда не работал, но, вы не поверите, у всех у нас было такое ощущение, словно у Вовчика за плечами солидное съёмочное прошлое. Он удивительно точно понимает режиссёра, моментально и безоговорочно верит в предлагаемые обстоятельства, изумительно подвижен душевно. Мы все его горячо полюбили за эти несколько дней. Думаю, благодаря актёрам, их чуткости и таланту нам удалось рассказать эту простую непростую историю треснувшей жизни… Мне бы хотелось, чтобы наш фильм занял не только достойное место на диске об Иркутске, но и снискал достойную фестивальную судьбу. Но это уже как Бог даст…
– Скоро вы вновь с нами расстанетесь. Как вам живётся в Москве? Во что вы трансформируете иркут-скую ностальгию?
– Со мной моя семья, любимые люди. И потом, скучать просто некогда. Много большой захватывающей работы. Я служу в «Табакерке», где занимаюсь пластической режиссурой. Это для меня очень интересное поприще. Как сделать так, чтобы актёр, перевоплощаясь для роли, менялся и пластически? Вот задача, которую важно решить тонко, не нарочито, не впадая в прямые двигательные экзерсисы. Одна из моих последних в этом качестве постановок – «Леди Макбет Мценского уезда» – доставила мне большое удовольствие.
Ещё я преподаю пантомиму в детском музыкальном театре «Домисолька», что тоже увлекает и захватывает. Я рад видеть, с каким энтузиазмом дети занимаются пантомимой, и надеюсь, что кто-нибудь из них полюбит её так же, как я, на всю жизнь. Не иссякает наше совместное творчество с Александром Моховым, который в последнее время очень вырос как режиссёр в театре и кино. Я бываю занят у него как актёр, это для меня отличная съёмочная школа изнутри.