Привокзальную площадь разыграют
Автостанция на площади перед железнодорожным вокзалом Иркутск-Пассажирский, возможно, приобретёт цивилизованные очертания. Городская администрация намерена провести конкурс, победитель которого получит землю в аренду под благоустройство, сможет установить там кассовый киоск, навес, скамейки, пандусы, туалеты и будет следить за чистотой и порядком. С таким предложением во вторник выступил мэр города Виктор Кондрашов. Он приехал на станцию, чтобы встретиться с представителями партнёрства частных перевозчиков «Компас», в которое входят около 30 предпринимателей, работающих на маршрутах, следующих от железнодорожного вокзала. Перевозчики инициативу с конкурсом восприняли настороженно. Они скептически относятся к любым новостям после прошлогодней попытки переселения станции с насиженного места на единственный в городе автовокзал по улице Октябрьской революции, и без того забитый маршрутками. Перевозчики опасаются, что при победе в конкурсе стороннего предпринимателя им придётся работать нелегально.
Прав на порядок нет
На протяжении почти восьми лет с площади у вокзала отправляются автобусы и маршрутки до Улан-Удэ, Ангарска, Усолья-Сибир-ского, Черемхова, Аршана, Ниловой Пустыни, Слюдянки и других пунктов по 17 направлениям. По данным «Компаса», ежедневный пассажиропоток здесь превышает тысячу человек. Из благоустройства на станции есть только киоск, торгующий билетами. Студенты и пенсионеры в жару, в мороз и под дождём неизменно толкутся на пятачке перед кассой и, кажется, уже привыкли к такому положению дел. Любые нововведения, на которые решаются предприятия «вокзального» бизнеса, заканчиваются неудачами. За установленную без согласования с администрацией урну или скамейку, не говоря уже о более крупных сооружениях, грозят судебные разбирательства.
Участок под привокзальной площадью относится к землям общего пользования, государственная собственность на него не разграничена. Им распоряжается администрация города, поэтому лавочки и ларьки, не имеющие соответствующего согласования, могут существовать только как наказуемая самодеятельность. Сегодня размещение любых сооружений здесь является незаконным.
В августе на улице Челнокова, проходящей вдоль вокзала, начнётся текущий ремонт, на дороге уложат новый асфальт, прилегающую территорию также планируют благоустроить. Но от глобальных планов по сносу многочисленных киосков, расположенных напротив вокзала, пришлось отказаться. Ранее на их месте администрация хотела оборудовать парковку, однако, как сообщили в пресс-службе мэрии, в этом году торговые павильоны останутся на своих местах. «С ними перезаключён договор аренды, скорее всего, они останутся на площади до масштабной реконструкции, которую планирует РЖД», – комментирует ситуацию пресс-секретарь Елена Демешкова.
Будущая реконструкция вокзала Иркутск-Пассажирский обсуждается на всех уровнях уже не первый год. Напомним: по задумке специалистов, современный комплекс мог бы включать два железнодорожных вокзала – для поездов дальнего следования и пригородных, – один автовокзал и один речной. Как скоро будет реализован этот проект, неизвестно. Его последние публичные обсуждения проходили около года назад, уже тогда речь шла о том, что реализация планов может застопориться на этапе подготовки и согласования проектно-сметной документации.
На бордюр
Если ларькам, владельцы которых не пожелали сворачивать торговлю, снос пока не грозит, то частные междугородные перевозчики рискуют остаться без своего единственного сооружения – билетного киоска. Представитель компании – владельца кассы «ВалеВикт» Ирина Орлова рассказывает: «От комитета по управлению имуществом городской администрации к нам поступило предписание о сносе автокасс в связи с благоустройством территории, которое должно начаться 1 августа. Мы расцениваем такие действия как рейдерский захват. Ко мне в руки попали документы, разработанные в администрации города. Так вот, в плане на месте касс и посадочной площадки ООО «ВалеВикт» размещены кассы и платформы ОАО “Автоколонна 1880”».
В начале июня прошлого года, сразу после завершения скандальной истории с платной парковкой (по требованию прокуратуры её организация силами РЖД была признана незаконной. – «Конкурент»), самой обсуждаемой новостью среди пассажиров стал грядущий перенос автобусной остановки на автовокзал по улице Октябрьской революции. С таким поручением выступило правительство Иркутской области, «идеологом» переноса маршрутов выступил в то время занимавший пост заместителя министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, а ныне вице-мэр областного центра Дмитрий Разумов. В соответствии с документами перенос должен был состояться в январе этого года. Жители Иркутска и других населённых пунктов области возмутились: люди привыкли к установленному за годы порядку. Более того, основная масса межмуниципальных перевозок разделена на маршруты «с правого берега» и «с левого берега». При такой системе получается, что междугородным автобусам и маршруткам не нужно пересекать загруженный центр Иркутска. В случае с переносом маршрутов было непонятно, как рационально изменить схему движения.
Ко всеобщему удовлетворению, идея с переносом не была реализована. Однако частные перевозчики уверены, что «Автоколонна 1880», 100% акций которой находятся в собственности Иркутской области, имеет виды на расширение деятельности и хочет обосноваться на территории, которую они занимают около восьми лет. Опасаясь выселения, партнёрство перевозчиков в июне обратилось к Виктору Кондрашову с письмом, которое оказалось в распоряжении «Конкурента». В частности, в документе перевозчики заявляют, что «ликвидация станции спланирована в целях насильственного объединения перевозчиков на автовокзале ОАО «Автоколонна 1880». Методы работы руководства колонны, лоббируемые во властных структурах, негативно оцениваются большей частью перевозчиков, в связи с чем организуются стихийные и несанкционированные посадочные пункты, такие как на Центральном рынке, в аэропорту, у ТЦ ’’Багира’’».
Проще говоря, уверяют частники, при появлении на территории «Автоколонны 1880» они будут вынуждены уйти «на бордюр», то есть собирать пассажиров на нелегальных остановках. Ответом мэра на это обращение стало предложение о проведении конкурса, на котором будет распределена площадка. «Итак, берёте всех своих перевозчиков, совместно вырабатываете условия конкурса. Мы 70-80% от того, что вы напишете, включим в условия, чтобы они были не только под вас сделаны и чтобы потом антимонопольная служба не сказала, что вы землю захватили, а мы вам отдали. Участвовать в конкурсе сможет любой перевозчик. При чётко прописанных требованиях мы не допустим нарушений», – сказал мэр.
Как сообщили в пресс-службе министерства имущественных отношений Иркутской области, пока на уровне совета директоров «Автоколонны 1880» вопрос о таком расширении деятельности не поднимался. В беседе с «Конкурентом» генеральный директор предприятия Андрей Асадчий подтвердил, что в будущем «Автоколонна» планирует зайти на новые территории. «Но сейчас об этом говорить преждевременно. В этом году мы заняты благоустройством автовокзала по Октябрьской революции, ситуация там кардинально изменится», – говорит Асадчий. Пока стороны не прогнозируют, как разрешится ситуация. По словам Ирины Орловой, частные перевозчики участие в конкурсе примут. Сроки его проведения Виктор Кондрашов не озвучил, но поручил комитету по управлению муниципальным имуществом приступить к разработке необходимых документов.
Городу нужен ещё один автовокзал. Но, по оценкам экспертов, установка временных сооружений вроде навесов и скамеек, разрешённых на привокзальной территории, проблемы всё равно не решит, так как при пассажиропотоке более тысячи человек в день необходим полноценный автовокзал с залом ожидания, комнатой матери и ребёнка, аптекой и другими удобствами.