Слово о малой родине
Вышла в свет книга Ивана Романова «Колесо времени»
Слово «война» обожгло его детскую душу. Он плакал, провожая на фронт родных и близких. И после каждых таких проводин всё более тяжёлая ноша ложилась на плечи десятилетнего Вани Романова.
Сейчас кажется поразительным, что три рыболовецкие бригады колхоза имени Фрунзе нынешнего Ольхонского района в годы Великой Отечественной были укомплектованы в основном мальчишками и девчушками 10–16 лет. 12–15-часовой рабочий день, тяжеленный невод приходилось забрасывать несколько раз в сутки. Самое сложное – выгрузка рыбы. Ты по пояс в ледяной воде, а в неводе 30–100 центнеров улова. Вот и выбирай его весь. Это, очевидно, один из тех детских эпизодов, которые особенно близки автору книги «Колесо времени» Ивану Романову. Да, это тот самый Иван Романович, который известен многим в Усть-Ордынском округе как бывший первый секретарь Баяндаевского райкома партии. Презентация его книги состоялась в совете ветеранов Правобережного округа Иркутска. Пришли на неё старые товарищи, коллеги, те, с кем автор вместе был на партийной, на хозяйственной работе. Многое им вспомнилось, ведь у каждого жизнь непросто сложилась.
Слушал их, перелистывал позже книгу и снова поражался: какая же тяжкая судьбина выпала на долю военного поколения и тех, кого нынче называют «детьми войны». Но они не были брошенным поколением. Государство обязывало их учиться, посещать школу. Хотя ох как всё было непросто. Зимние заботы в колхозе – это ещё не всё. Голод до такой степени мучил, что… Однажды Романов отобрал огромную буханку хлеба у собаки, которая «спёрла его при погрузке в хлебовозку», хлеб «сами съели за милую душу».
О жизни в послевоенной деревне много сказано, много написано, но надо пережить самому, чтобы в полной мере ощутить те огромные трудности. 18-летний Иван Романов на второй день нового, 1948 года встал на коньки-«норвеги» и с материка рванул по льду в сторону Хужира, где находился рыбозавод. Без паспорта, без справки из колхоза. Там Ивана пожалели, взяли на должность ученика счетовода. Так начался новый этап непростой жизни.
И при всём при том всё-таки удивительно другое. Так трудно было, столько тягот, а молодая душа романтики требовала. И Романов идёт в матросы, становится рулевым на катере. А после курсов – судовым механиком. Редкая целеустремлённость, чистота помыслов, порядочность – все эти качества сыграли, наверное, немалую роль при избрании его секретарём комсомольской организации. Это уже был третий этап его жизни, связанный с общественной и политической работой.
…С Иваном Романовичем мы знакомы давно, но не помню ни одного его рассказа о детстве, о трудностях, о том, как тяжело жилось без отца, который рано ушёл из жизни. Такое молчание тоже многого стоит. А познакомились мы в то непростое время, когда Романов возглавил райком только что созданного, точнее восстановленного, Баяндаевского района. Баяндаевская зона по своим природно-климатическим условиям одна из самых сложных для ведения сельского хозяйства в Приангарье. Это Сибирь в Сибири. Если увидите в деревнях района покосившиеся ворота, «пьяные» заборы, то не торопитесь обвинять хозяев в нерадивости – вечная мерзлота так «ведёт» иные строения. Даже реки оттуда бегут в разные стороны: одни – в Ангару, другие – в Лену.
Тем не менее здесь к 70-м годам прошлого века сформировались талантливые коллективы хлеборобов и животноводов. Именно отсюда по всей области пошли так называемые откормочные цеха люрского типа (названы по имени совхоза «Люрский»). Именно Баяндай сообщил мощный импульс специализации и кооперации сельского хозяйства в животноводческом секторе, создав районное межхозяйственное объединение по откорму и доращиванию скота. Были и другие очень эффективные новшества. Безусловно, свою роль сыграло и то, что во главе таких хозяйств стояли сильные крестьянские вожаки. Но с ними тоже надо было уметь работать. Ивану Романовичу, на мой взгляд, удавалось это делать. Не шумливый и не спокойно-язвительный, говорит он негромко, медленно; в беседах на главной мысли останавливается по нескольку раз, заставляя себя слушать и подчиняться именно своей логике.
Впрочем, о своём умении работать автор книги не очень-то распространяется. Зато сколько добрых слов в адрес коллег, тех, кто помогал обустраивать новый район! Честная, объективная и, в общем-то, положительная оценка дана первому секретарю Иркутского обкома КПСС Николаю Васильевичу Банникову, которого мы вместе с аграрниками порой поругивали из-за недостаточного, как нам тогда казалось, внимания к сельскому хозяйству.
Считаю, что книга Ивана Романова «Колесо времени» представляет интерес в освещении истории нашего края, общественного настроения и духа тех лет.