Кантата в честь Иркутска
В музыкальной жизни нашего областного центра, в преддверии его 350-летия, произошло событие, которому не суждено остаться незамеченным. Впервые состоялся фестиваль камерной инструментальной и вокальной музыки «Солнечный Иркутск», апофеозом которого было исполнение кантаты, специально написанной к юбилею иркутским композитором Дечебалом Григоруцэ. И именно это произведение, поистине грандиозное по силе духовного воздействия, дало название иркутскому фестивалю – настоящему празднику музыки.
…На сцену концертного зала филармонии с волнением выходили учащиеся детских музыкальных школ и детских школ искусств. Да, волновались, несмотря на то, что у многих есть опыт выступлений межрегионального, всероссийского и международного уровней: «Роза ветров», «Ялтинские каникулы», «Москва – Байкал транзит», «Трипси» – юных музыкантов из Иркутска с удовольствием принимают в различных городах России, Болгарии, Чехии, Франции. Талантливые дети обязательно должны находить поддержку. И это хорошо понимают в Иркутске.
Целых два месяца шёл отборочный тур. И вот лучшие из лучших – здесь. Разнообразнейшая программа: русские народные мелодии, классика и современность – показала, по мнению заведующей струнным отделением Иркутского музыкального колледжа им. Фридерика Шопена Татьяны Акимовой, явно выросший, качественно новый уровень подготовки. К чести наших ребят, на предложения играть в составе оркестров, ансамблей, дуэтов, трио, квартетов, квинтетов откликаются они всегда с восторгом – им интересно! Несмотря на все трудности данного вида исполнительства, требующего полной профессиональной самоотдачи. И когда объявили названия коллективов – «Алла Бреве», «Вдохновение», «Верные друзья», «Пять с плюсом», – слушатели, конечно же, понимали: таким подрастающим поколением Иркутск может гордиться.
А вниманию зала были предложены удивительные варианты тембровых сочетаний. Так, в дуэте могли звучать домра и скрипка, скрипка и фортепиано или скрипка и гитара. Прекрасно дополняли друг друга баян и аккордеон. И уж тем более привлёк внимание дуэт фортепиано и редко солирующего альта. Что и говорить, довольные папы и мамы, друзья выступающих на аплодисменты не скупились. Инструменталистов сменяли вокалисты – ансамбли «Весёлые нотки», «Карамельки», «Детство», «Миниатюры», «Мелодия», «Звоночки»… Но важнейшее испытание для вокальных коллективов ещё только предстояло. Впереди – премьера кантаты «Солнечный Иркутск». И вот долгожданный момент настаёт – на подмостки поднялись вокальные ансамбли «Эксклюзив», «Акцент», «Вдохновение», «Лира», а также вокальная группа академического хора молодёжи и студентов ИГУ и хора «Аксиос» факультета музыкального и художественного образования Восточно-Сибирской государственной академии образования.
Коснулись струн смычки, и великолепный сводный хор – около семидесяти голосов! – запел. Реакцию публики, пожалуй, можно было бы охарактеризовать как настоящее потрясение. Поскольку кантата представляет собой цикл вокально-хоровых и инструментальных номеров, которые связывает художественное слово, в качестве чтеца был приглашён преподаватель лицея № 1 Павел Косенко. Перед нами предстали картины старого Иркутска – восточного форпоста России: постройка острога, приезд декабристов… Солировала Анастасия Мельникова, лауреат зонального тура регионального фестиваля «Самоцветы Сибири» в номинации «Академический вокал». Партию рояля, ко всеобщему ликованию, вёл сам автор – композитор Дечебал Георгиевич. За дирижёрским пультом стояла Вера Щукина – ей, как и Татьяне Акимовой, принадлежала инициатива создания музыкальной вещи такого масштаба. Мощь кантаты периодически стихала, уступая место литературному тексту. «Иркутску есть что вспомнить. И достанет что передать потомкам из истории своей» – это высказывание нашего уважаемого земляка – писателя и общественного деятеля Валентина Распутина казалось неотъемлемой частью мысли музыкальной. И здесь, надо отметить, основная нагрузка легла на популярнейший в городе камерный струнный оркестр «Амадей» Иркутской областной филармонии (руководитель Т.Ю. Акимова). Все сложности, которые могли бы неизбежно возникнуть в ситуации соединения двух потоков – вокального и инструментального, – были успешно преодолены. Несомненно, и благодаря высокому профессионализму концертмейстера оркестра Андрея Шевченко. Кантата прозвучала величественно, на одном дыхании. Это был достойный результат сколь напряжённой, столь и радостной совместной работы иркутских музыкантов, в их числе и хормейстеров Люции Усмановой, Ольги Бондаревой, Елены Тетерядченко, Оксаны Букреевой, Любови Полищук, Татьяны Ромащенко. Ведь каждый из них сумел передать весь спектр размаха фантазии в современном нам произведении. А в конечном счёте дать то, что всеми и ожидалось, – эстетическое наслаждение. Незабываемое. И потому от души спасибо им за замечательный музыкальный подарок Иркутску и иркутянам!