Стратегическое мышление «ЕвроСибЭнерго»
«Мы контролируем 18 электростанций суммарной установленной электрической мощностью 19,5 ГВт, а также тепловые активы мощностью 17485 Гкал/ч. Более 15 ГВт наших мощностей приходится на крупные российские гидростанции, расположенные на сибирских реках Ангара и Енисей: Красноярскую, Братскую, Усть-Илимскую и Иркутскую». Так ОАО «ЕвроСибЭнерго» представлено на собственном официальном интернет-портале. Компания, 10 лет назад начавшая своё существование в качестве контролирующего энергетические активы холдинга En+ Group общества с ограниченной ответственностью, стала крупнейшим в Сибири производителем электроэнергии. И одной из немногих частных структур, строящих масштабные стратегические планы по развитию региона и готовых вкладывать немалые средства в их реализацию.
Около 9% – такова доля крупнейшей в России частной энергокомпании в суммарном объёме генерации электричества в стране. В пересчёте на киловатт-часы в 2010 году получилось 87,06 миллиарда, в том числе 72 миллиарда – на Красноярской, Братской, Иркутской и Усть-Илимской ГЭС. Объём выработки тепловой энергии при этом составил 29,853 млн. Гкал, объём добычи угля – 14,563 млн. тонн. География продаж электроэнергии была расширена до 10 регионов, теперь сбытовые подразделения ОАО «ЕвроСибЭнерго» работают в Алтайском, Краснодарском и Красноярском краях, Иркутской, Калужской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Тверской и Ярославской областях, а также в Республике Казахстан. Таковы итоги прошлого года, обнародованные на состоявшемся 30 июня собрании акционеров компании. Но подвести их можно не только сухими цифрами, характеризующими производственные и финансовые показатели.
Акцент на Восток
Одним из наиболее значимых событий прошлого года стало подписание соглашения о сотрудничестве в области энергетики с китайской корпорацией China Yangtze Power Company. За ним последовало создание совместного предприятия, названного YES Energo, которое возьмёт на себя реализацию российско-китайских проектов по развитию гидроэнергетики. В первую очередь это касается строительства в Восточной Сибири ГЭС суммарной мощностью до 10 ГВт. Как минимум одну из гидроэлектростанций планируют разместить в Красноярском крае.
Ещё один совместный с китайцами проект будет реализован в Иркутской области. Это Ленская ТЭС, которая разместится в Усть-Куте. Там предполагается построить парогазовую станцию мощностью до 1,2 ГВт, наличие которой позволит развивать северные территории Иркутской области и обеспечит электроэнергией новых потребителей. Планы по возведению ТЭС обсуждаются с 2008 года, однако к реализации проекта приступили после подписания соглашения с China Yangtze Power. Так, в апреле 2011 года был объявлен конкурс на разработку обоснования инвестиций в проект Ленской ТЭС. Окончательная стоимость станции ещё не ясна – всё зависит от её конфигурации, применяемого оборудования и других факторов, – однако очевидно, что проект будет реализовываться при софинансировании с китайской стороны. Это подразумевается в соглашении En+ Group и Экспортно-Импортного банка Китая, подписанном в июне этого года. По его условиям, банк предоставит холдингу 5 млрд. долларов для финансирования инвестиционных проектов, которые осуществляют «ЕвроСиб-
Энерго», ООО «Тувинская горнорудная компания» и ЗАО «Союзметалл-ресурс». В их перечень входят две ГЭС и одна тепловая электростанция в Восточной Сибири.
То, что проекты по развитию энергетики реализуются совместно с Китаем, объясняется очень просто: восточный сосед рассматривается как наиболее перспективный рынок потребления ресурсов, начиная от полезных ископаемых и заканчивая электроэнергией. «Россия имеет запасы и производит практически всё, что нужно для поддержания экономического роста Китая, – объяснил генеральный директор En+ Group Артём Волынец, выступая в апреле 2011 года на открытой лекции перед студентами Иркутского государственного университета. – Уже сейчас Китай потребляет 40% всех цветных металлов, железных руд, угля и прочих ресурсов России». При этом у Восточной Сибири в целом и у Иркутской области в частности есть одно существенное конкурентное преимущество перед другими регионами страны – близость к нему. Так что максимальное использование их потенциала (в той же гидроэнергетике он пока задействован примерно на 20%) выглядит наиболее целесообразным и перспективным с точки зрения собственного развития.
Ядерная батарейка для Сибири
Это не означает, что роль Восточной Сибири сведётся к поставке ресурсов в Китай. «Разве Канада – сырьевой придаток США? А Австралия – сырьевой придаток Китая? – поинтересовался у студентов Волынец. – Можно сидеть и думать, что когда-нибудь мы построим дирижабли и ракеты и будем продавать их в Китай, а можно использовать эти ресурсы, чтобы вложиться в технологии будущего». Разработкой одной из них «ЕвроСибЭнерго» начало заниматься вместе с государственной корпорацией «Росатом». Если точнее, в прошлом году начало работать зарегистрированное в конце 2009 года совместное предприятие компании и госкорпорации – ОАО «АКМЭ-инжиниринг», работающее над созданием свинцово-висмутового реактора на быстрых нейтронах мощностью 100 МВт, сокращённо – СВБР-100. Таким образом предлагается поставить на «гражданские рельсы» технологию, разработанную ещё советскими военными для подводных лодок. Проект будет реализовываться при непосредственном участии её разработчиков – ОАО ОКБ «Гидропресс», Государственного научного центра Российской Федерации – Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского и ОАО «Атом-энергопроект».
Результатом их работы под эгидой «ЕвроСибЭнерго» и Росатома должно стать появление компактного интегрального реактора, который может использоваться на АЭС небольшой мощности в удалённых районах, оторванных от централизованного энергоснабжения. Плюсы такой установки заключаются не только в её размерах, но и в значительно более высоком уровне безопасности в сравнении с традиционными реакторами. Её цена также будет относительно невелика и сравнима со стоимостью решений для угольных ТЭЦ. Кроме того, в перспективе, при должном уровне развития технологий, она сможет работать в замкнутом ядерном цикле. Насколько заявленные возможности реактора будут соответствовать реальности, можно будет увидеть довольно скоро: первую опытную промышленную установку предполагается запустить в 2014 году, а серийную – три-четыре года спустя. Стоит заметить, что пока зарубежные компании, занимающиеся аналогичными разработками, отстают. Между тем МАГАТЭ оценивает потребность в реакторах малой мощности до 2040 года в 500–1000 энергоблоков, а ёмкость их рынка – в 300–600 млрд. долларов.
В «ЕвроСибЭнерго» не забывают и о том, что СВБР-100 будет востребован не только за рубежом, но и в России. Более того, в нашей стране, где две трети территории находится вне зоны централизованного энергоснабжения, его появление станет очень важным фактором развития во всех смыслах, от экономического до геополитического. Небольшие АЭС на базе свинцово-висмутового реактора можно размещать вблизи месторождений полезных ископаемых, а на их базе создавать экономические кластеры. Строительство подобных станций в удалённых территориях сняло бы проблемы, связанные с северным завозом. В сумме это дало бы значительный рывок в развитии Сибири и Дальнего Востока – регионов, которые в «ЕвроСибЭнерго», и не только там, рассматривают в качестве стратегических.
Строя планы на десятилетнюю перспективу, руководство «ЕвроСибЭнерго» и, шире, холдинга En+ Group не забывает и о решении тактических задач. Так, в апреле 2011 года, во время визита Волынца в Иркутск, были подписаны соглашения о партнёрстве En+ Group с Иркутским государственным университетом и национальным исследовательским Иркутским государственным техническим университетом. Они подразумевают реализацию совместных образовательных программ для студентов и преподавателей и поддержку научно-технических работ в вузах в области энергетики, энергоэффективности, металлургии, горнорудной промышленности и экологии. «Мы считаем необходимым инвестировать в формирование и развитие сибирского научного и управленческого потенциала, без которого развитие региона не представляется возможным», – подчеркнул Волынец на церемонии подписания соглашений.