издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Состояние полотна этого требует»

Начался капитальный ремонт автодороги через плотину Братской ГЭС

Капитальный ремонт дорожного полотна на проходящем по телу плотины Братской ГЭС мосту начался на прошлой неделе. Асфальт полностью заменят на 450-метровом участке дороги, работы на остальной её части планируют провести в следующем году. Состояние трассы и чрезмерная нагрузка на неё, вызвавшие необходимость проведения капитального ремонта, вновь напомнили о не рёшенной в советское время проблеме – строительстве постоянного моста в нижнем бьефе Братской ГЭС, который заменил бы возведённое в 1967 году временное сооружение. Однако в планах федеральных властей возведение ещё одного перехода через Ангару ценой 120 млрд. рублей пока не значится, так что ждать его в обозримом будущем не приходится.

Нет ничего более постоянного…

Автомобильный и железнодорожный мосты по Братской ГЭС были сооружены в 1967 году, когда была запущена сама станция. Таким образом был проложен единственный транспортный путь, соединяющий Братск, Усть-Илимск, Тайшет и Тулун с Железногорском-Илимским и Усть-Кутом, а также с городами Якутии. Вопреки обычной практике размещения подобных сооружений в нижнем бьефе плотины, ввиду сложной конфигурации Падунского каньона автомобильный мост было решено разместить по телу плотины на отметке 395 м, а железнодорожный – на её гребне на отметке 408 м. Конструкции проектировались как временные, но, как констатировал директор Братской ГЭС Сергей Кузнецов, «решение стало постоянным». 

При всём том пропускная способность автодороги, пролегающей через плотину, была исчерпана в первое десятилетие после её запуска. Если трасса изначально была рассчитана на проезд 932 автомобилей в час, то уже в 1980 году фактический транспортный поток составлял 1656 машин в час. В настоящее время максимальный фактический пропуск  через автодорогу достигает 8000 автомобилей ежечасно. Вдобавок значительную часть потока составляют многотонные грузовики, перевозящие лес и стройматериалы. Дело в том, что это единственная дорога, по которой можно перевозить грузы для строящейся резервной нитки нефте-провода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и в сторону Богучанской ГЭС, на которой также ведутся активные строительные работы. Причём для перевозки используются не только стандартные «КамАЗы», но и зарубежные, преимущественно американские и японские, тяжёлые машины, у которых нагрузка на оси и, следовательно, давление на асфальт превышает те показатели, из которых исходили проектировщики в 60-е годы. Усугубляет проблему и ограничение толщины дорожного полотна – она не должна превышать 7 см, в противном случае будет превышена допустимая нагрузка на пролётные строения моста. Как следствие, дорога довольно быстро изнашивается, а при ремонте приходится целиком снимать асфальт и класть новый. «В прошлом году мы пробовали делать ямочный ремонт, но он не дал того эффекта, на который мы надеялись, – рассказал Кузнецов. – Большегрузы выбивают сами заплатки и асфальт рядом с ними, так что обнажается бетонное основание, чего допускать нельзя». 

Ремонт без пробок

Из-за интенсивного движения и значительной нагрузки большая часть трассы в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии: в асфальте образовалась колея, участки покрытия разрушены, особенно над межсекционными швами, а участки дороги возле приямков возле водоотливных трубок малопригодны для движения. Поэтому с тем, что необходимость капитального ремонта покрытия моста через Братскую ГЭС уже назрела, согласны и энергетики, и городские власти. «Состояние полотна этого требует», – лаконично отметил заведующий отделом транспорта администрации Братска Руслан Захаров. Последний раз капитальный ремонт производили в 1995 году; по словам директора ГЭС, он «был сделан по уму», так что покрытие продержалось в относительной целости почти полтора десятка лет. Однако в прошлом году стало очевидно, что его необходимо менять. На эти цели в 2011 году ОАО «Иркутскэнерго» выделило 4,5 млн. рублей. Несмотря на то, что мост является частью федеральной автодороги – участка будущей трассы «Вилюй» – и по законодательству их ремонт должен оплачиваться из бюджета, работы финансирует энергоугольная компания. «Плотины находятся в нашей собственности, то есть их русловая часть принадлежит «Иркутскэнерго», – пояснил Кузнецов. – И, плюс к тому, у нас есть свидетельство о том, что дорога вдоль плотины – а это около 5 км – принадлежит нам, мы её обслуживаем». 

За счёт средств, которые выделены в 2011 году, будет отремонтирован 450-метровый участок километровой дороги, пролегающей по телу плотины, остальное доделают в следующем году. Изначально предполагалось, что на работы уйдёт полтора месяца, с конца июня до середины августа, однако их было решено ускорить, чтобы не ограничивать движение транспорта на столь длительный срок. А чтобы избежать километровых пробок, ремонтные работы производятся в ночное время – с 22 до 6 часов. Работы на ней начались на прошлой неделе: 7-8 июля дорожное полотно срезали с помощью фрезы. А в начале следующей недели начнётся монтаж водосливных решёток и укладка асфальта. Перерыв в работе подрядная организация объясняет тем, что необходимо привезти специальную технику, позволяющую укладывать асфальт в больших объёмах в сжатые сроки. С его помощью все работы планируют завершить за две недели. «Если всё пойдёт нормально», – на всякий случай добавил директор Братской ГЭС. 

Чтобы не перекрывать движение по федеральной трассе и не создавать дополнительных неудобств братским автовладельцам, на время ремонта решено перекрывать только одну из двух полос шоссе. «Несмотря на то, что работы будут производиться ночью, целиком дорогу закрывать нельзя – она связывает два района города и даже в это время суток по ней должны беспрепятственно ездить автомобили оперативных служб», – подчеркнул Захаров. Для того, чтобы обеспечить двухстороннее движение, подрядчики применили оригинальное решение – разместили по обе стороны плотины временные светофоры с кнопками, переключающими сигналы. Управляют ими регулировщики, которые, включая зелёный или красный свет, организуют движение машин. Такое решение позволяет избегать пробок и оперативно влиять на дорожную обстановку. «Сейчас там просто снизилась скорость движения, получается не затор, а просто очень плотный поток машин», – отметил заведующий отделом транспорта администрации Братска. То, что пробок на прилегающих к ГЭС дорогам нет, «Сибирскому энергетику» также подтвердили жители города. 

«Вопрос десятилетий»

Между тем капитальный ремонт полотна не снимает проблемы чрезмерных нагрузок на плотину Братской ГЭС. Решить её планировали ещё в 80-е годы прошлого века, построив мостовой переход через Ангару в нижнем бьефе станции. Госплан СССР тогда посчитал целесообразным построить мост в тринадцатой пятилетке – иными словами, в период между 1991 и 1995 годами. Но до претворения проекта в жизнь дело не дошло по известным объективным причинам: за три недели до конца первого года пятилетки Советский Союз перестал существовать. 

«Мостовой переход стоит в планах уже десятки лет, но, похоже, в планах он и останется», – неутешительно констатировал Захаров. К обсуждению проекта, забытого почти на 20 лет, вернулись после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, когда власти всерьёз обеспокоились вопросами безопасности гидротехнических сооружений. Тогда начались поиски решения, которое могло бы снизить нагрузку на плотину. В 2010 году ОАО «Иркутскгипродорнии» по заказу «Иркутскэнерго» разработало технико-экономическое обоснование строительства мостового перехода для автомобильной и железной дорог в нижнем бьефе Братской ГЭС. Было предложено пять вариантов, предполагавших раздельное размещение мостов для машин и поездов либо совмещённое, при котором дороги находились бы в одной или разных плоскостях. Стоимость этих решений варьировалась от 100 до 130 млрд. рублей, наиболее оптимальным был признан вариант ценой 120 млрд. рублей. «Естественно, такое масштабное строительство не потянет ни «Иркутскэнерго», ни Братск, ни даже вся Иркутская область», – подчеркнул Кузнецов. В городской администрации также абсолютно обоснованно уверены, что без федерального финансирования реализовать подобный проект невозможно. На это они указали в содержащих перечень мер по оптимизации дорожной обстановки в Братске документах, которые в мае были направлены в правительство Иркутской области. В них, среди прочего, говорится о необходимости возведения нового моста. В министерстве строительства и дорожного хозяйства региона этот факт не подтвердили, заметив, что этот вопрос могли «отписать другому ведомству». Между тем в конце 2009 года на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства Иркутской области, посвящённом безопасности гидротехнических сооружений Иркутской и Братской ГЭС, министерству дали поручение обратиться в Федеральное дорожное агентство с письмом о необходимости строительства моста в нижнем бьефе Братской ГЭС. Ответ из Рос-автодора на него так и не поступил, и пока объект этот не значится ни в одной федеральной долгосрочной программе, связанной со строительством дорог. «Может быть, когда будут проводить федеральную трассу «Вилюй», мост построят, – резюмировал директор Братской ГЭС. – Но, опять же, это вопрос десятилетий». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры