Озоновый флёр над БЦБК
Байкальский ЦБК намерен к 2015 году перейти на бесхлорное отбеливание целлюлозы. По замыслу авторов проекта, технология позволит производить ликвидную продукцию в режиме замкнутого оборота. Срок реализации плана оценивается в три года. «За это время из БЦБК можно будет сделать конфетку», – уверены разработчики. Стоимость проекта составит около пяти миллиардов рублей. Однако одни эксперты сомневаются в том, что на сей раз у собственников предприятия, которое само должно кредиторам более трёх миллиардов рублей, найдутся средства на новую технологию, другие – в эффективности самого проекта.
О планах внедрить озоново-кислородную отбелку целлюлозы на БЦБК заявил внешний управляющий предприятия Александр Иванов 12 июля на встрече с директором Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Кишор Рао, экспертом Международного союза охраны природы Педро Росабалем и заместителем руководителя Росприроднадзора Амирханом Амирхановым. В Байкальске они провели совещание по вопросам негативного воздействия комбината на экологию Байкала, сообщила пресс-служба комбината. Специалистам показали цеха предприятия, очистные сооружения, рассказали о стратегии, а также о проекте БЦБК по переходу на озоново-кислородную отбелку целлюлозы. По информации Иванова, внедрить новую технологию на БЦБК возможно до 2015 года. «Кислородная отбелка не требует значительных средств. Это не так сложно в технологическом плане. Я считаю, что это можно было сделать гораздо раньше, но не было политической воли руководства Байкальского комбината», – процитировала пресс-служба Иванова. По его словам, стоимость реализации проекта составит около 5 млрд. рублей. В пресс-службе добавили, что представители ЮНЕСКО заинтересовались проектом бесхлорной отбелки. «Специалисты этой организации намерены содействовать российским властям в решении проблем Байкальского ЦБК», – сказал пресс-секретарь комбината Сергей Предеин.
Как сообщил «Конкуренту» генеральный директор института ОАО «Сибгипробум», разработавшего проект для БЦБК, Алексей Гончаров, технология озоново-кислородной отбелки не нова, её активно используют на европейских предприятиях, в частности в Швеции, где успешно действуют предприятия, подобные БЦБК по мощности и возрасту. По словам Гончарова, проект бесхлорной отбелки институт выполнил «почти бесплатно» ещё в 2009-2010 годах. Технология позволила бы производить белёную целлюлозу на замкнутом цикле водооборота. Однако, опасается Гончаров, в прошлый раз денег на дорогостоящий проект не нашлось. «Знаю, что существует обращение комбината к Россельхозбанку за кредитом под эту технологию, но пока никаких решений на этот счёт не принято», – отметил Гончаров. В целом возможность БЦБК, кредиторская задолженность которого составляет 3,209 млрд. рублей, привлечь новые займы выглядит довольно сомнительно, признают собеседники «Конкурента». Несмотря на разрешение производить белёную целлюлозу в режиме разомкнутого цикла, работа БЦБК остаётся убыточной. Учёный секретарь научного совета по Байкалу Сибирского отделения РАН Ирина Максимова сомневается в самой эффективности проекта. «Скорее всего, это будет не только дорого, но и в конечном счёте нерентабельно. Уверена, что комбинат никогда не будет работать в выгодной для себя бизнес-среде, – сказала она. – Если проекту всё же дадут ход, значит, кто-то просто хочет исключить Байкал как источник питьевой воды. Тогда уже можно вести речь о происках «мировой закулисы» и конкурентов по производству воды». Впрочем, полагает Максимова, не исключено, что нынешние заявления менеджмента БЦБК окажутся лишь очередными планами, на которые последнее время так богаты руководство предприятия и власти.