От тюрьмы не убежал
В минувшие выходные полицейские задержали в Иркутске члена вооружённого бандформирования «Пожарники» Олега Захарова, который 8 лет находился в федеральном розыске. Банда была ликвидирована ещё в 2003 году оперативниками управления по борьбе с организованной пре- ступностью ГУВД области. В настоящее время большинство «пожарников» уже отбывают наказание по приговору Ир-кутского областного суда, вынесенному 5 февраля 2010 года. Верховный суд России, рассмотрев кассационную жалобу осуждённых, оставил в силе приговор, по которому лидер «Пожарников» Алексей Бердуто получил пожизненное лишение свободы, а его подручные – от 12 до 22 лет колонии строгого режима. Всем им вменили не только совершение убийств, разбойных нападений и других тяжких преступлений, но также бандитизм и создание либо участие в деятельности организованного преступного сообщества.
Олег Иванович Захаров по прозвищу Захар, 1975 года рождения, оказался одним из пяти «пожарников», которым удалось в своё время скрыться от следствия и суда. Сменив документы, отрастив волосы, Захаров колесил по другим регионам. За те годы, что его разыскивали, беглец изменил не только причёску – под чужим именем он перенёс операцию на сердце, после которой сильно похудел. Время от времени Захаров приезжал в Иркутск, навещая сожительницу, с которой состоит в гражданском браке около 10 лет. Именно в её квартире на улице Пискунова беглеца и задержали. Пока группы захвата штурмовали стальные двери квартиры, Захар предпринял очередную попытку скрыться от правосудия. На этот раз неудачную. Выпрыгнув с балкона второго этажа, он сломал обе ноги: раздробил пятки. Но даже в таком состоянии умудрился пробежать стометровку, пока его не настигли спецназовцы. Сейчас обвиняемый находится в больнице следственного изолятора Иркутска.
«Пожарником», как следует из материалов уголовного дела, Олег Захаров стал в очень ответственный для преступной организации момент. В 2002 году главарь ангарской банды Алексей Бердуто, желая расширить сферу своего влияния и занять более высокое положение в преступной иерархии, принял покровительство одного из лидеров Братского преступного сообщества, Вячеслава Гамерника. Это объединение двух «авторитетов» помогло рядовой банде «Пожарники» приобрести статус организованного преступного сообщества с пятиуровневой структурой. Вячеслав Гамерник, будучи приближённым к вору в законе Тюрику, осуществлял общее руководство «пожарниками». Все распоряжения он отдавал своему компаньону Алексею Бердуте по прозвищу Старый. А уже от него через заместителей Игоря Какоурова и Александра Котова исходили команды по подготовке, планированию и совершению конкретных преступлений. Но между рядовыми исполнителями и руководством существовало ещё одно звено, которое тоже относилось к начальствующему составу. Олег Захаров и Андрей Суворов, по причине приближённости к Старому, занимали в организации особое, привилегированное положение. Захару, например, поручалась наиболее ответственная работа по сбору и анализу информации о намеченных жертвах преступлений. Он был связующим звеном между шефом и рядовой пехотой.
Вся криминальная деятельность зародившейся в Ангарске банды к 2000-м годам разворачивалась уже в Иркутске, где шли основные бои за сферы влияния. Но в целях конспирации Олег Захаров, как и сам Бердуто, его телохранитель Максим Телущенко, занимавшийся слежкой Пётр Лункин, «силовики» Юрий Громов и Роман Ермолаев жили в областном центре на нелегальном положении, снимая квартиры по чужим документам, постоянную же прописку имели в городе нефтехимиков. Для получения легального доступа к оружию Захаров да и некоторые другие его коллеги числились на работе в различных частных охранных предприятиях Ангарска. Арсенал «пожарников» впечатляет: на вооружении бандитов было не менее 19 единиц огнестрельного оружия. И два ствола из их числа, как выяснилось в ходе следствия, передал в пользование товарищей по оружию Олег Захаров: легально приобретённые им «ТОЗ-106» и гладкоствольное ружьё «ИЖ-81». По требованию Бердуты после каждого преступления орудие уничтожалось, обычно скидывалось в реку, чтобы скрыть все следы.
Органы следствия располагают доказательствами причастности Олега Захарова к нескольким преступлениям, совершённым уже в составе организованного сообщества под началом Гамерника и Бердуты. Прежде всего речь идёт о покушении на убийство известного в Иркутске криминального авторитета по прозвищу Повар, который не пожелал «подвинуться» и передать сферы своего влияния Гамере, занимавшему в криминальном мире более высокое положение. Строптивого «авторитета» Гамерник приговорил к смерти и поручил Бердуте, своей правой руке, организовать его казнь. Так, весной 2002 года Олегу Захарову поступило от шефа указание следить за местами жительства и работы Повара, его перемещениями и фиксировать всё на видео. Видеозапись по окончании задания Захар передал вместе со всей собранной информацией непосредственным исполнителям «заказа» Громову и Ермолаеву.
Но на этом участие Олега Захарова в совершении преступления, как следует из материалов уголовного дела, не завершилось. Убийство Повара было запланировано в лесном массиве по Байкальскому тракту, неподалёку от его дачи. Захар помогал, по версии следствия, загодя перегнать к месту предполагаемого преступления автомобиль «Мицубиси Галант», которым 17 мая 2002 года должны были воспользоваться Громов и Ермолаев. А утром в день «казни» подвёз и самих киллеров, подогнав им для отхода ещё одну иномарку. Однако Повар в этой переделке уцелел. Юрий Громов сделал в него из автомата Калашникова не менее семи выстрелов, но, получив три огнестрельных ранения в ногу, «авторитет» нажал на газ и скрылся из виду на своей автомашине «Шевроле-Каприс-Классик». Так что довести умысел на убийство до конца преступникам не удалось по не зависящим от них обстоятельствам.
Более «удачным» для «пожарников» стал другой заказ Гамерника: устранить владельца оптовых рынков «Байкальский» и «Южный» в Иркутске Александра Алексеева. Этот бизнесмен был приговорён Гамерой за отказ от услуг по крышеванию предприятий и нежелание делиться доходами с «пожарниками». Схема исполнения заказа осталась прежней. Бердуто поручил Олегу Захарову и Петру Лункину отследить перемещения объекта преступления, места его жительства и работы. Со-бранная информация поступила киллерам для разработки оптимального плана убийства. Предпринимателя застрелили в подъезде собственного дома утром 21 мая 2003 года, когда он отправлялся на работу. Громов и Ермолаев произвели из пистолетов 11 выстрелов – в голову, грудь, живот, ноги.
Частного предпринимателя Алексея Оглоблина, «виновного», по сути, в таком же «преступлении» – отказе от услуг по крышеванию, – бандиты не стали приговаривать к высшей мере наказания: его решили проучить, избив до полусмерти металлической арматурой. Такой «лояльности» есть простое объяснение. Владелец бара в Пивоварихе перешёл дорогу не такой высокой особе, как приближённый к коронованному вору Гамерник, а всё же чину помельче. Он всего лишь отказался платить сборщику податей Захарову, представлявшему интересы Бердуты. От своего непосредственного шефа Захар и получил приказ наказать чересчур независимого предпринимателя. И опять Олег Захаров предоставляет бандитам-«силовикам» всю информацию о том, где живёт и работает объект готовящегося преступления, его средствах передвижения и образе жизни. 3 сентября 2003 года около часу ночи в подъезде своего дома Оглоблину, несмотря на его независимый характер, пришлось выполнить уже все указания бандитов: под дулом пистолетов он лёг по их команде на пол и позволил избивать себя отрезками строительной арматуры. Экзекуция длилась до тех пор, пока злодеям не показалось, что их жертва уже не подаёт признаков жизни.
Расследование уголовного дела по обвинению Олега Захарова в бандитизме, участии в совершении особо тяжких преступлений в составе организованного преступного сообщества вряд ли займёт много времени. Ведь все доказательства по эпизодам, в которых он принял участие, уже получили оценку как областного, так и Верховного судов. Семеро «пожарников» уже хлебают в зоне баланду. Некоторые бандиты до приговора просто не дожили. Вячеслав Гамерник, например, был убит в Москве в июле 2003 года. И, кстати, ответственность за это преступление руководство Братским преступным сообществом возложило как раз на Бердуту. Когда Старого попытались убить члены группировки скриповцев, обстреляв из автоматов его автомобиль в микрорайоне Солнечный Иркутска, погиб Максим Телущенко – личный водитель и телохранитель Бердуты. Роман Ермолаев, проходивший по делу как один из киллеров банды, совершил самоубийство в следственном изоляторе Иркутска. Ещё четверо «пожарников» до сих пор находятся в федеральном розыске: Игорь Какоуров по прозвищу Кокаин, Алексей Левченко (Рыжий), Сергей Шипуля и Александр Мотренко по кличке Матрёна.