Нам интим не предлагать
В среду, 6 июля, Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области решило посмотреть врагу в лицо и встретиться с представителями СМИ, рекламирующими интим-услуги. «Открытый, может быть нелицеприятный разговор» состоялся на круглом столе с интригующим названием «Проституция не прячась: очевидное – недоказуемое?». В том, что так оно и есть, Ксения ДОКУКИНА убедилась, послушав диалог представителей УФАС со СМИ и полицией.
Освещать круглый стол, где представителей второй древнейшей профессии собирались отчитывать за пропаганду первой древнейшей, пришло очень много журналистов – столько прессы не всегда увидишь на мероприятиях, посвящённых серьёзным экономическим или политическим темам. Должно быть, сработала пропаганда пресс-службы УФАС: мероприятие со звучным названием «Проституция не прячась: очевидное – недоказуемое?», судя по разосланному анонсу, обещало стать площадкой, где после того, как «тьма, пришедшая с рекламным разливом, накрыла областной центр и города Приангарья», ФАС «возвысит голос в защиту приличий, уличит порок и назовёт вещи своими именами: притон – притоном, разврат – развратом, торговлю телом – проституцией».
Всех пришедших, конечно, интересовал вопрос «А будут ли сами проститутки?», однако их не пригласили. Из приглашённых участников круглого стола смогли явиться тоже не все. Например, не было представителей ООО «РОМИ» – издателя газет «Город рекламы» и «Доска объявлений Иркутска», которые, по мнению УФАС, «неприкрыто и бойко рекламируют продажные интимные утехи, объявленные вне закона». Отдуваться за все СМИ, подозреваемые в подобной деятельности, пришлось директору центра маркетинговых услуг издательского дома «Номер Один» Марии Хачатрян, которая предусмотрительно пришла с адвокатом Сергеем Морозовым.
Речь представителей опального издания член комитета ЗС по социально-культурному законодательству Владимир Матиенко, а по совместительству издатель газеты «Байкальские вести» предварил ехидным вопросом о том, «как СМИ, которое всегда было самым продвинутым в плане публикования объявлений об интимных знакомствах, удалось перестать зарабатывать деньги на рекламу проституции?». Механизм оказался прост:
– Немножко фривольных девиц в полуобнажённом варианте мы сразу после обращения к нам ФАС убрали, – заявил Сергей Морозов. – Место освободилось – и было предоставлено неопределённой группе лиц, которые стали подавать рекламу разных служб знакомств.
Такая реклама не запрещена законом, подчеркнул он. А газета не наделена полномочиями проверять достоверность информации, размещённой в объявлениях, и узнавать, что делают клиенты подобных служб после знакомства.
С этим доводом в общем-то сразу согласился и заместитель руководителя Иркутского УФАС Александр Кулиш (модератор встречи Марина Рыбак назвала его «виновником торжества», хотя непонятно было, торжества чего, раз пропаганду проституции победить не удаётся). Он рассказал, что ведомство недавно обнаружило рекламу в одной из газет Братска с «полуобнажёнными девушками, шиншиллами, кошечками, красотками и тому подобное», и процитировал объяснение редактора этой газеты: «Нами не проводился анализ того, на какой товар, работу, услуги было направлено внимание читателей газеты, которые знакомились с данными объявлениями. Можем только предположить, что, возможно, они связаны с психологической разгрузкой, релаксацией».
Дело в том, что, несмотря на законодательный запрет на рекламу нелегального вида деятельности, пресечь пропаганду проституции уже много лет не удаётся просто потому, что не получается подтвердить факт оказания интимных услуг в рекламируемых организациях. «Все всё понимают, а доказать нельзя. Нужны документированные подтверждения занятия проституцией», – пояснил начальник отдела потребительского рынка ГУ МВД по Иркутской области Иван Тюленев.
– Опыт нашего ведомства в других регионах свидетельствует: когда сотрудники приходят по адресу, указанному в сомнительных объявлениях, по закону о защите прав предпринимателей уведомив о проведении данной проверки, они видят там какого-нибудь дедушку, который играет на гармошке и предоставляет, может быть, те самые услуги по релаксации и психологической разгрузке, – подтвердил Александр Кулиш.
Возмущённый Владимир Матиенко тут же потребовал от правоохранительных органов выживать проституток в Красноярский край, «где всё хорошо и лучше жить», почаще звоня им по телефону и надоедая проверками, а также «раз в неделю устраивать погромы в саунах, про которые все знают, что это притоны». Однако полицейские возразили, что это уже будет превышением полномочий.
Поняв, что закон против проституции и её пропаганды зачастую бессилен, возмущённая общественность решила давить на совесть изданиям, предоставляющим площадку для размещения сомнительной рекламы. «Как вам не стыдно?» – накинулся на представителей издательского дома «Номер Один» Владимир Матиенко.
– А почему должно быть стыдно, если реклама соответствует законодательству? – поинтересовался Сергей Морозов. – Если мы будем отказывать рекламодателям, мы будем терять деньги.
Отчего-то это заявление многих очень оскорбило. Руководитель пресс-службы УФАС Марина Рыбак призвала на помощь высшие силы и пригласила выступить священника Павла Телегина, чтобы «обсудить гуманитарные вопросы космического масштаба».
Священник Павел напомнил собравшимся, что сексуальная разнузданность общества приводит к его деградации, а в конечном счёте к разрушению. И чтобы этого не произошло, предложил встречаться и обсуждать наболевшие вопросы почаще. Заодно придумал тему: «Карнавал «Шагаем вместе» и реклама сексуальной распущенности». Следом выступил член совета мусульманской общины Иркутска Динур Ахметов, который во всём поддержал православного коллегу, а в конце выступления о том, что «злу нужно противостоять», предложил «бороться против секса». Впрочем, православный коллега соглашаться с последним тезисом отказался.
После всех увещеваний Александр Кулиш вновь обратился к прессе с просьбой требовать у рекламодателей больше документов, подтверждающих легальную деятельность их компании, «раз уж все осуждают проституцию». Сергей Морозов сказал, что попробует. Воодушевлённые сотрудники УФАС тут же предложили и председателю правления Иркутской областной организации Союза журналистов России Александру Гимельштейну ужесточить контроль над содержанием размещаемой в региональных изданиях информации. Однако тот напомнил, что союз – это общественная организация, которая не может регламентировать действия СМИ.
– Призывы к самоотречению от зарабатывания денег неверны. К профессиональной этике главным образом относится соблюдение закона, – заявил Александр Гимельштейн. – И на этом требования заканчиваются, потому что остальное является вкусовщиной. Поэтому если есть возможность доказать рекламу проституции, надо привлекать к ответственности. А если нет – нужно менять закон, – закончил Гимельштейн, обращаясь к Матиенко. – Нужно выйти с инициативой об изменении федерального закона и ужесточении ответственности за занятие проституцией и её рекламу.
Депутат обещал постараться, однако заметил: «Но вы же знаете, что законы у нас в стране не выполняются». На этом, наверное, стоило закончить, однако Владимир Матиенко продолжил, выразив готовность «подставить плечо ФАС своей газетой» – то есть размещать в ней информацию об изданиях, которые предположительно допускают рекламу проституции.
– А как вы это собираетесь сделать? – поинтересовался Гимельштейн. – Если даже правоохранительные органы не могут этого доказать?
– Всегда есть возможность и под суд не попасть, и озвучить то, что ты хочешь озвучить, – напомнил Матиенко, хотя это и есть механизм появления объявлений с рекламой секс-услуг. Чем случайно подвёл неутешительный итог.