Новая волна дефицита бензина угрожает Иркутску
В конце прошлой недели на многих автозаправочных станциях Иркутска цены на топливо снизились на 10–40 копеек. Однако эксперты не исключают, что эта скромная радость автолюбителей продлится недолго: в июле дефицит топлива может вновь привести к очередям на бензоколонках. Нынешних запасов бензина хватит на считанные дни, сокрушаются независимые операторы. Они подчёркивают, что в этом месяце ещё не получили ни одной тонны нефтепродуктов, и ждут от региональных властей поддержки, а от главного поставщика, компании «Роснефть», – новых объёмов бензина.
В минувший четверг компании «КрайсНефть» и «Омни» снизили цены на своих заправках. Бензин самой востребованной марки, Аи-92, подешевел до 26,5 рубля за литр, Аи-80 – до 25,9 рубля. Аи-95 теперь стоит 29,5 рубля, а Аи-98 – 30,5 рубля. «Невозможно торговать бензином на 1,5-2 рубля дороже, чем «Роснефть», – мы теряем клиентов», – пояснил представитель «КрайсНефти». Кроме того, поступило более дешёвое топливо, чем ранее, добавил он.
По словам коммерческого директора «Омни» Дениса Писаревского, компания нашла возможность снизить цены, так как сейчас торгует топливом, закупленным в июне по более низкой цене. Аналогично аргументировали снижение цен в конце прошлой и начале нынешней недели представители АЗС «Фаст-Ойл», «Люкс-Авто» и «Энергис». Между тем крупнейший в регионе оператор ЗАО «Иркутскнефтепродукт» (сбытовая структура НК «Роснефть» в Приангарье) по-прежнему реализует бензин марки Аи-92 по 26,2 рубля, Аи-95 – по 28,6 рубля, Аи-98 – по 29,6 рубля.
При этом независимые операторы вновь обеспокоены дефицитом нефтепродуктов. Крупнейшие вертикально интегрированные компании – «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть» – в июне, согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, не продали на бирже ни одной тонны автобензина, сообщается в аналитическом отчёте ИАЦ «Кортес». «Роснефть» и «Газпром нефть» не продают на бирже бензины с мая, мотивируя это необходимостью поставок дополнительных объёмов топлива в проблемные регионы и формирования достаточных запасов для обеспечения собственных сбытовых сетей. При этом спрос на нефтепродукты в десятки раз превышает предложение. Основной объём бензина на биржах на минувшей неделе реализован трейдерскими компаниями из Уфимской группы нефтеперерабатывающих заводов.
Нынешних запасов топлива «КрайсНефти» хватит на две недели, затем должны поступить новые объёмы. Бензин на заправки компании сейчас поступает из Омска, с НПЗ «Газпром нефти». Уже приобретённого топлива «Омни» достаточно на семь дней, рассказал Денис Писаревский. Из-за дефицита компании приходится возить топливо аж из Уфы, что несомненно сказывается на конечной стоимости для потребителя. Тонна популярного 92-го бензина обходится в 35-36 тыс. рублей, отметил представитель компании, включая транспортные расходы, которые на каждую тонну составляют около 5 тыс. рублей.
По данным компании «ОМТ-Консалт», 29 июня на уфимском оптовом топливном рынке появились новые, июльские, объёмы нефтепродуктов от компании «Башнефть», стоимость которых была сформирована по итогам торгов нефтью, прошедших в конце июня. Закупочная цена западносибирской нефти для российских НПЗ снизилась заметно – с 9,2 тыс. рублей за тонну до 8,3 тыс. рублей, или на 9,8%. Несмотря на это, стоимость бензина марки Аи-92 повысилась на 1,7%. Аналитики «ОМТ-Консалт» объясняют это соотношением спроса и предложения.
Впрочем, на прошлой неделе спрос на топливо на уфимском рынке несколько снизился, покупатели ожидают новой волны снижения цен. ФАС РФ направила письмо восьми нефтяным компаниям с требованием привести отпускные цены топлива в соответствие с рыночной конъюнктурой (в противном случае может начаться новая волна антимонопольных дел). Многие российские НПЗ пересматривают свои отпускные цены в сторону понижения ввиду уменьшения закупочной стоимости нефти, а также под давлением контролирующих органов власти, полагают специалисты «ОМТ-Консалт».
Сейчас ситуация развивается так же, как в мае, говорит Денис Писарев-ский. «Несмотря на поданные заявки в «Газпром нефть», «Роснефть», «Башнефть», ни одной тонны на июль ещё не выделено», – отметил собеседник «СЭ». При этом только на месяц «Омни» требуется ориентировочно 5,5-6 тыс. тонн топлива. Компания намерена вновь обратиться за поддержкой к губернатору и правительству Иркутской области, признался Писаревский, добавив, что благодаря всесторонним усилиям в июне положение на рынке оставалось относительно стабильным.
Как сообщалось ранее, региональное правительство гарантировало отсутствие дефицита на рынке нефтепродуктов этим летом. После переговоров с руководством компании «Роснефть» предполагалось, что «Иркутскнефтепродукт» заключит прямые договоры оптовых поставок с крупнейшими независимыми сетями на трёхмесячный срок. В рамках достигнутых договорённостей каждый из операторов должен был ежемесячно получать на 3-4 тыс. тонн бензина больше, чем в прежние годы. Пока же, уверяют независимые операторы, исполнение этих договорённостей поставщиком нефтепродуктов вызывает опасения. «Никто ничего не знает, – говорит представитель «КрайсНефти». – Было подписано соглашение, по которому мы должны получить определённое количество топлива, пока мы его не увидели». Местные эксперты отказываются делать какие-либо прогнозы относительно цен на заправках, ссылаясь на высокую неопределённость ситуации.
Между тем, по данным Росстата, производство автомобильного бензина в Иркутской области с 20 по 26июня выросло на 5,5% по сравнению с предыдущей неделей. В «ОМТ-Консалт» отмечают, что правительство утвердило на июль повышенную экспортную пошлину на бензин (оставило её на уровне 90% от пошлины на нефть) по причине сохраняющегося дефицита моторного топлива в ряде регионов страны. Кроме того, в ближайшее время на мелкооптовом рынке нефтепродуктов страны цены дизтоплива, вероятно, ещё снизятся – ввиду избытка его объёмов на нефтебазах страны (его экспорт по-прежнему невыгоден). Цены на бензин вряд ли уменьшатся, хотя и ожидается появление на рынке его новых, июльских, объёмов.