Цейтнот, цугцванг и форс-мажор
Чем больше в Иркутской области делается, тем больше предстоит сделать
Июнь 2011 года, в котором губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев отметил вторую годовщину работы во главе региона, выдался удивительно богатым на события, оценки и решения. Даже если оставить в стороне достаточно полно освещённую в средствах массовой информации эпопею с назначением ректора Восточно-Сибирской государственной академии образования, в списке останутся охватившие значительную территорию области лесные пожары, две сессии Законодательного Собрания, начало работы штаба Байкальского экономического форума, многочисленные встречи и поездки.
В пожарном порядке
Месяц начался с традиционной для лета сибирской новости: горим. На 3 июня в области насчитывалось 56 лесных пожаров на площади 1600 га. Спустя пять дней органы МЧС сообщали, что насчитали в области 73 пожара общей площадью более 9 тыс. га (из них 7,4 тыс. га горящего леса) в 16 районах; 14 июня действовало 54 пожара на площади 3,9 тыс. га, 16 июня – 24 пожара на площади 2,5 тыс. га. Режим чрезвычайной ситуации, введённый в начале месяца, был снят 17 июня. К 20 июня тема почти перестала звучать в новостях: в области действовало всего 34 пожара на площади 325 га, хотя всё могло быть намного хуже – за те же сутки локализовали ещё 18 мелких пожаров.
Однако уже 6 июня лесные пожары в Чунском районе попали в федеральные новости: из-за огня упали несколько опор ЛЭП Седаново – Кодинск и без электричества остались примерно 25 тысяч человек в двух регионах. Несмотря на то, что пожары продолжали бушевать почти на всём протяжении 300-километровой ЛЭП, аварию удалось ликвидировать менее чем за два дня. Меры, принятые правительством области, позволили губернатору (который несколько раз облетал горящие районы) и министрам время от времени выступать с заявлениями, что часть пожаров локализована, а угрозы населённым пунктам нет. Возможно, дело удастся поправить при помощи нового лесопожарного центра, о создании которого губернатор объявил на состоявшемся в Тулуне заседании регионального совета. Интересно, кстати, было бы выяснить, почему область, обладающая огромными запасами леса и занимающая первые места по объёму добычи этого сырья, до сих пор не имела такого центра, но увы – прошлые администрации и губернаторы на такой вопрос ответить не смогут.
Откуда деньги?
Отвечать на вопросы всё чаще приходится действующему губернатору, и всё чаще эти вопросы задают в жёстком тоне – независимо от того, есть для такого тона основания или нет. К примеру, вряд ли депутаты Законодательного Собрания против притока денег в казну по принципу «не жили богато – незачем и начинать», но всё-таки: откуда деньги, причём так много сразу?
Правительство к 34-й сессии, состоявшейся 29 июня, выдало по этому поводу пространную пояснительную записку и две таблицы – с прогнозом итогов социально-экономического развития области в 2011 году и об исполнении бюджета в первом полугодии. Из первой таблицы следует, что валовой региональный продукт области достигнет 600 млрд. рублей, прибыль предприятий – 96,43 млрд. (что на 20 млрд. больше, чем в 2010 году, и даже на 21 млрд. больше, чем предварительный прогноз, утверждённый в июле 2010-го). В январе–апреле нынешнего года промышленное производство в области превысило прогнозный показатель на 5%, объём отгруженных товаров в разделе «добыча полезных ископаемых» превысил план в 2,1 раза, в разделе «обрабатывающее производство» – на 20%, в разделе «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – на 10%. Уже к 1 июня налог на прибыль организаций был получен в объёме 114,7% годового плана, налог на имущество организаций – 53,4%, доходы от имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности, составили 44,6% плана. Всего же за пять месяцев область получила 61% всех доходов, запланированных на год, что позволило не только покрыть имевшийся дефицит, но и создать резервный фонд Иркутской области в объёме 1,1 млрд. рублей.
Депутаты и Контрольно-счётная палата, правда, усомнились в необходимости создавать фонд и «складывать деньги в кубышку» в то время, когда есть столько отраслей, нуждающихся в дополнительных вливаниях. Отчасти с этим можно согласиться: действительно, было бы нелишне прямо сейчас вложиться в строительство детских садов, школ, дорог и так далее – но, как всегда, вопрос заключается в способности конкретных отраслей «переварить» эти средства. Если просмотреть вторую часть таблицы об исполнении бюджета, то можно увидеть, что расходы на здравоохранение в области уже профинансированы на 135% плана и больше всего выросли показатели стационарной медицинской помощи (плюс 85%) и расходы на заготовку и переработку донорской крови (плюс 13%). Расходы на социальную политику выполнены на 118%, на физическую культуру и спорт – на 120,6%. Тут стоит оговориться, что этот раздел – один из самых скромных в бюджете, всего 1,34 млрд. рублей, однако расходы на массовый спорт были увеличены в 2,12 раза.
Помимо этого в течение июня было заявлено об увеличении расходов на множество других перспективных проектов. Финансирование программы развития социальной инфраструктуры муниципалитетов составит 148 млн. рублей, на долгосрочную целевую программу «Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011 – 2015 годы» добавят почти 40 млн., на развитие сельского хозяйства (по двум долгосрочным программам) – 700 млн. рублей. Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, обойдутся бюджету на 448 млн. рублей дороже, чем планировалось; расходы на программу «50 модульных Домов культуры – Приангарью» утверждены (пока) в объёме 200 млн. рублей на три года. Самое радикальное решение принято по финансовой поддержке муниципальных образований: из областного бюджета выделят дополнительно 3,2 млрд. рублей. В сумме межбюджетные трансферты и дополнительные налоги, переданные на муниципальный уровень, дадут муниципальным образованиям 32,7 млрд.
Почувствуют ли жители области пользу от этих средств, зависит в большей степени от местного руковод-ства и от того, насколько качественный контроль за расходованием этих миллиардов организуют правительство, Законодательное Собрание и контролирующие органы. К которым, если правильно организовать работу, нужно будет причислить и политические партии и средства массовой информации. Первым «пробным камнем», на котором желающие могут испытать свои силы, станет подготовка к зиме. Всего в области, как рассказал во время заседания регионального совета главам муниципалитетов и на 34-й сессии депутатам ЗС министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Пётр Воронин, планируется выделить на эту задачу 3,9 млрд. рублей, причём 67% средств составят деньги предприятий ЖКХ, 22% – областного бюджета, 11% – местных бюджетов. Если подойти к задаче правильно, то жителям населённых пунктов, традиционно считающихся «проблемными», лучше уже сейчас контролировать ход работ и завоза топлива, чем с декабря по март «бомбить» жалобами все доступные инстанции, от местной газеты до Страсбургского суда по правам человека включительно.
На минимальной дистанции
Помимо уже упомянутого регионального совета в Тулуне, впервые в истории области заседание правительства прошло в посёлке Залари, где губернатор и другие руководители области смогли хотя бы увидеть, как местные жители обходятся привозной водой. Парадокс в том, что о создании партийной программы «Чистая вода» партия «Единая Россия» объявила – причём очень громко и внушительно – ещё в 2007 году, однако то ли кризис помешал, то ли ещё какие-то обстоятельства, но проблемы с питьевой водой есть в 16 районах области. А если срочно не принять мер по замене старых водопроводных труб, реконструкции водозаборов и очистных сооружений, то будут повсеместно.
Дмитрий Мезенцев не относится к тем губернаторам, о которых жителям региона в соответствии с конфуцианской традицией известно лишь то, что «губернатор существует». Однако каждая новая встреча – будь то личный приём граждан, встреча с педагогическим коллективом ВСГАО или участие в митинге, посвящённом 70-летию со дня начала Великой Отечественной войны, – что-то добавляет к его представлениям о методах работы правительства и самого губернатора. Возможно, нынешняя активность главы региона – тоже своего рода ответ на критику, звучавшую в прошлом году, когда губернатора упрекали в недостатке внимания к отдалённым районам, но если результатом одной только поездки в Залари стало решение о создании типового проекта здания общеобразовательной школы (что позволит муниципалитетам сэкономить на проекте), то и критика, и поездки были не напрасны.
Итоговая оценка – «зачтено»
Из более мелких (хотя это уже кому как) событий стоит отметить, что к 1 июня задолженность по заработной плате во внебюджетной сфере на территории области снизилась почти на 35% по сравнению с прошлым годом. Доказать скептикам влияние правительства на ситуацию в этой сфере настолько трудно, что не стоит и пытаться, однако сам по себе знак весьма благоприятный: ситуация в экономике явно лучше, чем ещё год назад. Чтобы она продержалась как можно дольше, в июне было принято обещанное губернатором ещё в марте решение: на региональном уровне произведена корректировка тарифа на услугу по передаче электрической энергии, в результате чего произойдёт снижение тарифа с 1 рубля 14 копеек до 69 копеек за киловатт-час. В конце месяца область в очередной раз сократила объём государственного долга – на 275 млн. рублей, в результате чего долг уменьшился до 6,59 млрд. рублей. Губернатора, как ни парадоксально, критиковали даже за то, что область за два года сократила объём своего долга более чем вдвое (с 14 млрд. до нынешнего уровня), – стоит заметить, что правительство прислушалось к этим голосам и заметно снизило темпы выплат: сейчас область платит то, что положено по срокам размещения облигаций областного займа.
В начале месяца Дмитрий Мезенцев выполнил ещё одно небольшое, но важное для общественного мнения обещание, данное им во время фестиваля «Байкальская пресса»: состоялась встреча губернатора и руководства областного ГУВД с активистами народной дружины иркутского микрорайона Академгородок. Принципиальное значение этого события можно описать на нескольких примерах. В 2007 году один из лучших скрипачей мира Джошуа Белл играл на станции метро – и менее десятка прохожих оценили его музыку. На конкурсе подражателей Чарли Чаплина сам великий актёр занял только третье место. Пабло Пикассо не смог опознать свою картину среди нескольких копий, размещённых в одном зале. Все эти истории говорят об одном: важно не только мастерство исполнителя или совершённый человеком поступок – для того, чтобы событие стало общественно значимым и послужило уроком для многих, важен резонанс, который событие получило, важна оценка, данная событию людьми, к которым общество так или иначе прислушивается. Губернатор и начальник ГУВД Александр Обухов своей встречей с дружинниками показали, что активность горожан в защите правопорядка замечена и отмечена властью – следовательно, не будут забыты и другие примеры и случаи из того же ряда. Возможно, это станет положительным стимулом для тех молодых людей, которые сегодня находятся в неустойчивом равновесии между защитой общественного порядка и его нарушением.