Осетрово накроет третья волна банкротства?
Осетровский речной порт (ОРП) объявил финансовые результаты прошедшего года: чистый убыток – более 15 млн. рублей (против чистой прибыли в 2009 году в 115 млн.); сокращение выручки – на 27,6%, до 520 млн. рублей; убыток от обычных видов деятельности – 26 млн. рублей. При этом сумма кредиторской задолженности Осетровского порта на конец 2010 года приблизилась к 250 млн. рублей.
Опять убытки! К чему они ведут, в Осетрово уже проходили. Осетровский речной порт дважды переживал процедуры банкротства. Сначала в 2000-2001 годах по ходатайству Федеральной службы финансового оздоровления. Тогда, в 2001 году, в отношении Осетровского порта ввели процедуру временного управления, но через полгода она была отменена. Повторно началась процедура банкротства в 2006 году. Предприятие прошло через наблюдение, внешнее управление, и 28 октября 2009 года Арбитражный суд Иркутской области прекратил производство по делу о несостоятельности, поскольку пароходство удовлетворило требования кредиторов.
В период «второй волны» банкротства Осетровский речной порт продемонстрировал результаты ударного труда. Так, в 2007 году предприятие перевезло порядка 1 млн. тонн грузов, в 2008-м и 2009-м – порядка 700 тыс. тонн. Чистая прибыль пароходства в 2007 году составляла около 115,5 млн., в 2008-м – 94,6 млн., в 2009-м – 115 млн. рублей. Но как только закончилась процедура банкротства, закончилась и рентабельная работа предприятия, о чём свидетельствуют полученные убытки.
Здесь складывается впечатление, что пароходство стремительно теряет клиентскую базу. И не потому, что грузоотправители не хотят сотрудничать с Осетровским портом, а потому, что поставленный у руля предприятия генеральный директор Андрей Александрович Захаров создаёт препятствия для сотрудничества. В частности, в 2010 году из Осетрово был вынужден уйти один из крупнейших клиентов – нефтедобывающее предприятие ОАО «Верхнечонскнефтегаз».
Работники порта уже обеспокоены: Андрей Захаров ведёт предприятие к очередному банкротству. И самое печальное то, что «третья волна» может стать последней. До июня 2010 года Осетровский речной порт входил в перечень стратегических предприятий России. В прошлом году он был исключён из этого списка. Статус стратегического отчасти спасло предприятие во время банкротства 2006–2009 годов. Дело в том, что часть задолженности Осетровского порта перед государством в тот период не была признана арбитражным судом. Из предъявленных налоговиками к уплате 400 млн. рублей должник погасил лишь около половины. Сейчас государство вряд ли пойдёт на такие уступки. Тем более что правительство уже за-явило о намерении продать долю акций пред-приятия (51%) до конца 2013 года.
Примечательно, что нынешний генеральный директор ОРП Андрей Захаров уже выступал в числе инициаторов банкротства Осетровского порта. В 2006 году некое ООО «Омега» (г. Иркутск), которое перекупило долг порта перед кооперативом фермерских хозяйств «Протасовское», обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании ОРП несостоятельным, иными словами, банкротом. Суд отказал истцу. Казалось бы, непримечательное событие без последствий, если бы не интересный факт: «Омегу» представлял именно нынешний генеральный директор Осетровского порта Андрей Захаров.
Кстати, Андрей Александрович, являвшийся учредителем ООО «Сибирская юридическая компания», уже имеет опыт банкротства предприятий. На его счету, в частности, банкротство Межрегиональной текстильной компании (г. Иркутск), в которой нынешний руководитель порта выступил ликвидатором.
И если банкротство, распродажу, а впоследствии исчезновение текстильной компании многие не заметили, то развал Осетровского порта вряд ли останется без последствий. Осетровский речной порт – крупнейший речной порт в России, градообразующее предприятие города Усть-Кута. Осетрово является одним из ключевых звеньев в цепочке доставки грузов на север Иркутской области и в Якутию. Порт важен для Усть-Кута как социальный объект, обеспечивающий работой более тысячи человек. И даже будучи исключённым из списка стратегических, Осетровский речной порт фактически остаётся стратегическим для Иркутской области и России в целом. При грамотном руководстве предприятие может не только держаться на плаву, но и развиваться, наращивать объёмы перевозок, обеспечивая стабильное социально-экономическое положение севера Иркутской области.