«Тебя заказали»
Дело о похищении 28-летней иркутянки двумя сорокалетними мужчинами обрело неожиданный поворот. «Иркутскому репортёру» удалось узнать мнение пострадавшей стороны о произошедшем и воссоздать картину нападения со слов жертвы. Во время похищения, которое сами подозреваемые называют «неудачной попыткой познакомиться», в отношении молодой женщины было совершено сексуальное насилие, ей угрожали смертью и требовали «вспомнить, кому должна, кому дорогу перешла».
«Пусть тебя больше не ждут»
Подозреваемых в похищении человека двое: это 44-летний Александр Валерьевич Амосов, являющийся совладельцем одной из мебельных фирм Иркутска, и 42-летний Николай Викторович Коренных, индивидуальный предприниматель, фирма которого занимается ремонтом квартир. Они находятся на свободе, на подписке о невыезде, потому как сотрудничают со следствием, пояснил помощник главы Следственного комитета по Иркутской области Владимир Саловаров. К тому же оба похитителя – семейные люди, этот факт при определении меры пресечения тоже прибавил им очков. Следствию оба мужчины рассказывают, что вечером 16 мая просто хотели познакомиться с симпатичной девушкой, а потому насильно усадили её в машину и увезли на берег Ушаковки, где, угрожая смертью, заставили раздеться. Хотя насилие и убийство якобы не входили в их планы, утверждают подозреваемые.
У самой жертвы, 28-летней сотрудницы рекламного отдела одной иркутской фирмы Алины Соколовой (имя и фамилия изменены), несколько иная версия. По её словам, 16 мая она задержалась на работе, в офисе, расположенном по улице Поленова, и вышла оттуда около 11 вечера, решив пойти домой пешком. В районе остановки «Депутатская» позвонила свекровь, и Алина обещала через десять минут быть дома.
– Я купила себе медовое пирожное в одном из павильонов и тут обратила внимание на тёмный тонированный джип «Тойота Прадо» с номером А681УС, который спускался по улице Депутатской, но возле детского магазина «Александр» развернулся и поехал по Зверева, высадив мужчину из салона, – говорит Алина. – Недавний пассажир быстро пошёл мне навстречу, а через несколько секунд, вероятно, обогнув участок кругом, с ним поравнялась эта же машина и стала медленно двигаться параллельно его ходу.
Женщина остановилась перед дорогой, чтобы пропустить автомобиль, который почему-то притормозил. В это время к ней подошёл мужчина и поинтересовался: «Мороженое ешь?» «Нет, пирожное», – сказала женщина, не подозревающая, что ей может грозить опасность, и отвернулась, чтобы обойти машину. По её словам, она и не думала, что чем-то может спровоцировать нападение, потому что была очень неброско одета: в тёмные джинсы и чёрную наглухо застёгнутую куртку.
– Вдруг мужчина крепко схватил меня за шею и резко наклонил, нанося удары по голове, – вспоминает Алина. – Открылась дверь автомобиля, я стала кричать: «Помогите!» – и со всей силы отталкиваться от машины ногами. Мне даже удалось закрыть дверцу, однако её вновь открыли и затащили меня в салон.
Свою жертву похитители посадили на пол джипа, прижав лицом вниз к заднему сиденью. Один из них постоянно бил её со словами: «Тебя заказали», «Вспоминай, кому должна, кому дорогу перешла» – и угрожал, что её крики о помощи только усугубят ситуацию. Мужчины якобы дали понять девушке, что личную неприязнь к ней не испытывают, но должны выполнить чей-то заказ. Девушка предлагала похитителям деньги, но те вновь повторили, что «её судьба решена не ими».
– Один из них спросил, кто ждёт меня дома, я ответила: «Свекровь, муж и ребёнок». «Пусть больше не ждут», – сказал он», – вспоминает похищенная.
Спасительный звонок
По словам Алины, оказавшись в автомобиле, она мысленно уже попрощалась с жизнью, но, так как джип ещё часа три катался по Иркутску (девушка определила это по свету городских фонарей), успела немного успокоиться и вновь начала бороться за свою свободу. Вспомнив, что сотовый у неё лежал не в сумке, которую преступники сразу отобрали, а в кармане куртки, Алина осторожно достала телефон и, держа руку под сиденьем, стала нажимать на кнопку вызова. Один из последних телефонных собеседников был клиентом её фирмы, он бывший сотрудник внутренних дел. Когда он взял трубку (мужчины в джипе не обратили на это внимание, потому что в салоне громко играла музыка), девушка опять стала громко просить похитителей отпустить её, а те вновь отвечали: «Вспоминай, кому дорогу перешла». На той стороне трубки быстро отреагировали: мужчина обратился в ФСБ и полицию, где запеленговали сигнал мобильного Алины и выехали к месту преступления.
– Однако я тогда не знала, услышал ли меня кто-нибудь, поэтому продолжала жать на кнопку вызова, – рассказала Алина. – В это время человек, затащивший меня в машину, всё бил меня по голове и рёбрам, так что мне было тяжело дышать. Когда я попыталась повернуть голову в сторону водителя, он сказал своему напарнику: «Не надо, чтобы она видела меня», и тот, снова сильно меня ударив меня по голове, крикнул: «Я сказал голову не поднимать!»
«Если откроют дверь, говори, что ты со мной»
Спасший Алину сотовый чуть было не стал причиной расправы над ней: свекровь, которой девушке тоже удалось дозвониться, попыталась связаться с полицией, но безуспешно, и из-за сильного волнения стала набирать номер своей невестки. Та уже бросила телефон под заднее сиденье, потому как машина остановилась и музыка стихла. Зазвонивший аппарат начал вибрировать, похитители услышали его, страшно разозлились и закричали: «Если ты нас засветила, тебе конец».
Они приказали девушке полностью раздеться, обсуждая при этом способ расправы. «Может, её на трассу вывезти и кинуть, – говорили он, – под грузовой автомобиль какой-нибудь, закатают её, никто не найдёт», «А может, сначала по кругу пустить, на семерых, а потом вода, как обычно, всё спрячет». Один из мужчин грубо облапал голую девушку, сопровождая это гнусными комментариями, а затем вышел из машины. По звукам Алина поняла, что снаружи стоят ещё несколько человек, а через некоторое время услышала звук подъезжающих машин.
– Я подумала, что приехали неизвестные заказчики моего похищения и сейчас меня им передадут, как вдруг второй сказал, чтобы я быстро оделась, потому что ему не нравится обстановка и большая суета на улице, – говорит Алина. – И добавил: «Если кто-нибудь откроет дверь, говори, что ты со мной». Спустя несколько секунд он быстро схватил меня за волосы, прижал мою голову к своей и сделал вид, что целует, – тут же открылась дверь, за которой стоял полицейский.
Было начало третьего ночи. Девушку вывели из машины на берег Ушаковки, где рядом с джипом были ещё два автомобиля и несколько мужчин: двое её похитителей и пятеро неизвестных. Среди них она быстро опознала преступников. Их вместе с Алиной доставили в отделение, остальных же почему-то отпустили, не установив их личности.
Насилие не докажут
Медицинская экспертиза показала, что Алина легко отделалась: сотрясением мозга, частичной потерей памяти и многочисленными гематомами. Сейчас женщина всё ещё отходит от шока. Из-за того что семья опасается за маленького ребёнка, его пришлось увезти из города.
– Нас возмущает слишком мягкое отношение правоохранительных органов к задержанным, – заявил он. – Их обвиняют только в похищении человека, абсолютно игнорируя, что женщине грозили убийством, совершали над ней насильственные действия сексуального характера и ограбили. Как сказали потерпевшей в следственном комитете, «как вы докажете факт насилия, свидетелей ведь нет». Но в таких делах свидетели разве бывают?
Кроме того, Сергея Олейника и его подзащитную удивляет тот факт, что остальных людей, находившихся во время похищения на берегу Ушаковки, не привлекли к делу даже в качестве свидетелей. «И вообще, что такого могли делать несколько мужчин в три часа утра на пустынном берегу реки?» – интересуется адвокат.
Алина Соколова написала повторное заявление в областную прокуратуру, где настаивает на необходимости надзора над ведущимся следствием, потому как считает необходимым возбуждение в отношении своих обидчиков ещё трёх уголовных дел: «Попытка убийства», «Насильственные действия сексуального характера», «Грабёж». В среду, 22 июня, потерпевшей пришло уведомление о том, что её ходатайство передано в Октябрьскую районную прокуратуру, которая будет заниматься проверкой.
Со слов разгуливающих на свободе похитителей, причиной преступления стало их алкогольное опьянение и желание познакомиться с девушкой. Убивать, насиловать, грабить её они якобы не собирались. Между тем потерпевшая утверждает, что оба мужчины внешне выглядели трезвыми: в салоне не пахло спиртным, машина шла ровно. В следственном комитете пока могут сообщать только, что «устанавливаются обстоятельства произошедшего и расследование уголовного дела продолжается». Уточнить, были ли пьяны подозреваемые в момент совершения преступления, то есть более месяца назад, Владимир Саловаров не смог, отметив только, что «назначены следственные экспертизы». «При этом опьянение, даже если оно было, не является смягчяющим обстоятельством», – подчеркнул Олейник.
Сама подозреваемая не может предположить, что стало поводом к похищению. «Уровень доходов моей клиентки не такой, чтобы она могла перейти кому-то дорогу, – сказал Сергей Олейник. – Мы с ней обсуждали и любовную версию произошедшего, но ей никто из мужчин, способных на такое, не приходит на ум». Остаётся, конечно, вариант, что версией со «знакомством» задержанные просто «прикрывают» заказчика либо свои намерения изнасиловать девушку, напугав её до такой степени, что она посчитала бы за счастье просто то, что осталась жива.