издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Энергетика и ПМЭФ с ней

На Петербургском международном экономическом форуме, прошедшем 16–18 июня, обсуждался ряд вопросов, касающихся развития энергетики

Среди «энергетических» событий форума ключевым был «круглый стол» «Умные сети – проекты будущего». В нём приняли участие помощник президента Россий- ской Федерации Аркадий Дворкович, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов, председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС» Олег Бударгин, руководители крупнейших российских и зарубежных энергетических и технологических компаний, в том числе Alstom, Hyundai Heavy Industries, American Superconductor, Ростелеком, а также учёные и авторитетные эксперты.

Схема есть. А где сети?

По словам председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Юрия Липатова, выступившего на открытии «круглого стола» «Умные сети – проекты будущего», электро-энергетический комплекс сегодня столкнулся с рядом внутренних и внешних вызовов. Внутренний вызов, по словам Липатова, это необходимость выполнения энергетическим сектором страны системообразующей роли в экономике при переходе на инновационный путь развития, а внешний – необходимость преодоления угроз, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков, волатильностью мировых цен на энергоресурсы и обеспечение энергетическим сектором страны повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. При этом сохраняется стратегическая цель электроэнергетического комплекса в целом – обеспечение и повышение надёжности, качества, экономичности и безопасности.

Ожидается, что в результате реализации Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики к 2030 году будут введены 173 ГВт новых генерирующих мощностей, в том числе: АЭС – 43,4 ГВт; ГЭС – 11,8 ГВт; ТЭС – 112,1 ГВт; ВИЭ – 6,1 ГВт. Суммарная протяжённость электрических сетей 330 кВ и выше к 2030 году должна составить 108 тыс. км, трансформаторная мощность – 330 тыс. МВА. Планируется провести модернизацию электроэнергетической отрасли путём вывода из эксплуатации устаревшего генерирующего оборудования: общий объём демонтажа к 2030 году составит 67,7 ГВт, в том числе 51,2 ГВт  – ТЭС и 16,5 ГВт – АЭС; модернизация электросетевого комплекса позволит снизить потери в сетях к 2030 году до 8% (2010 год – 12%).

Для реализации Генеральной схемы общая потребность в капиталовложениях на развитие электроэнергетики оценивается в 20 трлн. рублей, в том числе капиталовложения в сетевое хозяйство – 10,2 трлн. рублей, в генерацию – 9,8 трлн. рублей.

При этом сети остаются одним из узких мест российской энергетики, поскольку электросетевой комплекс характеризуется высокой степенью износа и эксплуатацией устаревших видов электротехнического оборудования. В советский период приоритет отдавался строительству новой генерации, а сети финансировались по остаточному принципу, в результате сегодняшнее состояние электросетевого комплекса России совершенно не отвечает предъявляемым требованиям. 

Решение этой проблемы возможно при инновационном подходе к развитию существующей энергосистемы — созданию качественно новой электроэнергетической системы, которая будет удовлетворять сегодняшним и будущим потребностям экономики. Результат этих преобразований – создание «умной сети» на основе новых инновационных решений и технологий.

Родина поможет

Сегодня множество проблем возникает из-за того, что построенные десятилетия назад инфраструктурные объекты были созданы на основе научных представлений, технологических возможностей и экономико-правовых интерпретаций, актуальных для того времени. Интеллект технологических систем нового поколения должен позволять адаптировать технологическое управление энергетической системы к новым условиям хозяйствования, экономическим и правовым принципам, фиксирующим общественные и государственные потребности и интересы.

«В зарубежных компаниях в большей степени решаются проблемы на уровне распределительных сетей (например, создание Smart grid, «умных» городов). В России же, безусловно, для получения максимального эффекта от проводимых масштабных преобразований необходима интеллектуализация всех субъектов электроэнергетики. Создание «умной сети» потребует поддержки государства, фундаментальной и прикладной науки, проектных институтов и промышленности», – считает Юрий Липатов.

На «круглом столе» прозвучало осторожное предложение, согласно которому энергетические компании, инвестирующие в инновации и модернизацию, могут получить дополнительные налоговые льготы. Разработкой такой программы в ближайшее время планирует заняться Мин-энерго РФ совместно с Минфином РФ. При высокой степени износа устаревших видов электротехнического оборудования и стремлении энергетиков инвестировать в более надёжные и экономичные технологии, включая переход на RAB-регулирование и создание целых «умных» городов, данная инициатива выглядит актуальной и многообещающей.

«Учитывая то, какие сейчас проблемы в энергетике – пик запуска новых мощностей будет только к 2014 году, – поддержка инвестиционных и модернизирующих программ скажется на обновлении мощностей в генерации и в сетевом комплексе», – цитирует «УралПолит.Ru» аналитика Альфа-Банка Элину Кулиеву.

Первое обсуждение налоговых льгот для энергетиков-инноваторов сможет состояться только через три-четыре месяца, поскольку пока все наработки носят предпроектный характер. Есть надежда, что при разработке программы в приоритете окажется привлечение средств не только за счёт тарифов, но и за счёт облегчения условий деятельности компаний, в том числе налоговых субсидий.

«Революционная вещь»

Ещё одним механизмом, который призван улучшить инвестиционный климат в российской энергетике, станет Энергетическое финансовое агентство, меморандум о создании которого подписали в рамках XV Петербургского международного экономического форума Минэнерго РФ и Внешэкономбанк.

Цель проекта  – создать в России эффективный механизм привлечения внебюджетных средств в проекты повышения энергетической эффективности и энергосбережения. Предполагается, что агентство будет оказывать профессиональные услуги по структурированию и при-влечению долгосрочного финансирования для проектов в области энергоэффективности и энергосбережения. 

Минэнерго РФ и Внешэкономбанк планируют сформировать рабочую группу, которая разработает механизм и принципы финансирования типовых проектов в сфере энергоэффективности, энергосервиса, возобновляемых источников энергии и биотехнологий, а также подготовит проекты учредительных документов, регламентирующих деятельность Энергетического финансового агентства. Ожидается, что учредителями новой структуры станут Внешэкономбанк и ФГУП «Российское энергетическое агентство».

Предполагается, что агентство будет выпускать на рынок ценные бумаги, сможет оценивать кредитные риски, связанные с реализацией энергопроектов, и в итоге позволит привлечь в отрасль финансовые средства.

«Это революционная вещь, потому что есть стандартная болезнь российских банков – отсутствие компетенции по оценке привлекательности и устойчивости инвестиционных проектов в сфере энергоэффективности. Создавая такую структуру, которая сочетает в себе компетенцию и доступ к финансовым ресурсам, мы эту нишу заполняем», – цитирует Сергея Шматко еженедельник «Эксперт».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры