издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Противоречивый спрос

ОЭС Сибири выбыла из общего тренда на рост энергопотребления

С января по май 2011 года энергопотребление в зоне Сибири снизилось на 3% относительно аналогичного периода прошлого года. Это противоречит показателям, которые ОЭС демонстрировала в прошлом году: тогда потребление выросло в среднем на 3,7%, в Иркутской области – на 3,6%. Странную тенденцию 2011 года можно было связать с более тёплой зимой. Но, судя по оперативным данным «Совета рынка», падение продолжилось и в мае и июне. При этом в остальных ОЭС потребление по-прежнему неуклонно росло. В чём причина нестандартной ситуации в ОЭС Сибири и каков прогноз на будущее, попыталась разобраться «Восточно-Сибирская правда».

Догнать и перегнать 

В 2010-м Сибири пророчили рост потребления на 2,2%. Вопреки прогнозу энергозона показала увеличение на 3,7%, рассказал заместитель генерального директора по производ-ству энергии –  главный инженер ОАО «Иркутскэнерго» Евгений Новиков. По данным НП «Совет рынка», в 2010 году плановое энергопотребление в ОЭС Сибири составляло 195,46 млн. мегаватт-часов (по факту 208,35). В лидерах оказались Новосибирская область (5%), Алтайский край (4,3%), Бурятия (4,9%). «У последних двух в абсолютных цифрах потребление сравнительно небольшое, но динамика высокая», – отметил Новиков. Иркутская область тоже продемонстрировала хороший показатель – 3,6% (это намного превысило прогнозы Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике). По динамике роста энергопотребления Иркутская область обогнала Красноярский (3,2%) и Забайкальский (2%) края. При этом 2010 год, по большому счёту, был первым после кризиса, когда регион «сбросил» 2,5 миллиарда киловатт-часов. «Больше Иркутской области потерял только Кузбасс, где объём проданной электроэнергии снизился на 3 миллиарда киловатт- часов, – отметил Новиков. – В целом, мы считаем, спрос в ОЭС Сибири и Иркутской области в прошлом году приблизился к докризисному. Динамика радовала». 

Благодаря тому что промышленность практически полностью восстановила потребление, Иркутской области удалось нагнать показатели 2008 года. К докризисному уровню, по данным энергетиков, приблизились «Саянскхимпласт», «РН-Энерго», Коршуновский ГОК, БрАЗ. А часть предприятий вовсе обогнала показатели 2008 года: это «Илимхимпром», АЭХК, Братский и Усть-Илимский ЛПК. По общему результату крупным производствам не удалось выйти на докризисный уровень. В 2010 году им было поставлено 17,412 млрд. кВт-ч (на 200 млн. кВт-ч меньше, чем в 2008 году). А единственным предприятием, которое окончательно «уронило» свои нагрузки, стал «Усольехимпром». 

Свою роль в возвращении на до-кризисный уровень потребления сыграл коммерческий сектор. Предприятия малого и среднего бизнеса приросли на 489 млн. кВт-ч по сравнению с 2008 годом. Во многом увеличение спроса обеспечивает и население. По данным фонда «Форсайт», в среднем по стране в 2010 году малый и средний бизнес стали потреблять больше энергии на 30%, а население – на 50%. «В Иркутской области потребление наращивают жители наиболее крупных городов – Иркутска, Братска, Усолья-Сибирского, Ангарска, Усть-Илимска. Сельское население в этом плане отстаёт, потому что гораздо реже использует такие бытовые приборы, как, к примеру, кондиционеры и мощные холодильники. Да и от сельского хозяйства сложно ждать большого роста: на электроэнергию приходится всего 2,5-3,5% в структуре себестоимости сельхозпродукции», – отметил директор по продаже энергоресурсов ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко. 

Сибирская аномалия 

Первые месяцы 2011 года темпы роста потребления в России замедлились в среднем с 4–6 до 2%, показывают данные фонда «Форсайт». Зато объём отпущенной энергии всё-таки вернулся на докризисный уровень и «перепрыгнул» его на 2%. В европейской части России и на Урале с начала 2011 года потребление выросло на 8,7 млн. МВт-ч, свидетельствуют данные НП «Совет рынка» на начало июня. Из общей тенденции выбыла ОЭС Сибири, где потребление снизилось на 1,7 млн. МВт-ч по сравнению с аналогичным периодом 2010 года: с января по май здесь было отпущено 84,75 млн. МВт-ч, что приблизительно на 3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Как уточнили в «Совете рынка», в Иркутской области потребление снизилось на 2%. Если говорить о ценах, то в европейской части России и на Урале они растут быстрее: только в первую неделю июня они повысились на 22,6% по сравнению с тем же периодом 2010 года и составили 1079,6 рубля за МВт-ч. В Сибири это значение выросло лишь на 10,8% – до 562,7 рубля за МВт-ч. В среднем за первые пять месяцев 2011 года цена в Сибири увеличилась тоже приблизительно на 10%.

«Компании формируют программы энергосбережения и добиваются результатов», – объясняет сокращение потребления электроэнергии Олег Причко

В сложившейся тенденции к снижению потребления для энергетиков нет ничего опасного, полагает Олег Причко. «Думаю, спад – это первый результат либерализации рынка электроэнергии, за которой последовал значительный рост цен. Люди возмущаются, но стараются сэкономить. Это относится в основном к юрлицам, потому что они, в отличие от населения, которое до сих пор субсидируется и платит по тарифу, понимают, что им денег ждать неоткуда, – отметил Причко. – Компании формируют программы энергосбережения и добиваются результатов. Так что снижение потребления, на мой взгляд, связано не со спадом производства, а со стремлением не использовать лишнюю энергию». По его мнению, в будущем потребление на единицу продукции продолжит падать. «Здесь непаханое поле, потому что по сравнению с общемировыми показателями в России энергозатратность при-близительно в четыре раза выше. Так что у нас большой ресурс для экономии», – считает Причко. В то же время спрос будет подрастать. По прогнозу эксперта, к концу 2011 года увеличение может составить 4%. 

Каждому – по потребностям 

Прирост ОЭС Сибири в 2011–2018 годах обещают крупные промышленные потребители, заявки на мощности которых учитываются при прогнозировании спроса. До 2018 года ожидается увеличение в среднем на 2,5% – до 39 тысяч МВт. Существенное увеличение нагрузок даст Красноярский край (порядка 8 тысяч МВт). Там рост спроса ожидается в основном за счёт Богучанского алюминиевого завода, жилых домов и социальных учреждений. На Кузбассе – за счёт шахты «Распадская» и завода «Кузнецкие ферросплавы». Забайкалье в перспективе даст плюсом 400 МВт на освоение Удоканского месторождения, а Бурятия – более 230 МВт на Чинейский и Холоднинский ГОК. Почти треть новых нагрузок – 10 696 МВт – обещает дать Иркутская область.

Большие надежды иркутских энергетиков связаны с вводом Тайшетского алюминиевого завода. Прогноз на 2012 год – 125 МВт. Всего ТаАЗу потребуется более тысячи МВт. ИркАЗ также заявил о своих планах по увеличению мощности на 110 МВт в 2012 году. «Транснефть» сообщила о планах увеличить нагрузки на ВСТО в 2013 году на 40 МВт. Иркутская нефтяная компания – на 60 МВт. В 2014 году планируется рост нагрузок на Сибирском электрометаллургическом заводе в Братске – на 90 МВт и на АЭХК, который сейчас проводит реконструкцию, – на 17 МВт. Кроме того, в долгосрочной перспективе увеличить нагрузки планируют и золотодобывающие компании – «Ленская ЗРК» («Полюс-Золото»), «Высочайший», «Друза». Рост ожидается и на РЖД, «Восток-лесе» и «Осетровском ЛДК». «Однако до сих пор нет решений по вопросу строительства сетей на севере региона, где работают золотодобытчики, – отметил Евгений Новиков. – От своей генерации мы можем предложить мощности, но все решения по сетям остаются за ФСК, в чьей компетенции строительство сетей в классе 500 или 220 киловольт». 

Дополнительный рост, по планам энергетиков, обеспечит электрокотельная в Байкальске. «Как только исчезнет необходимость работы БЦБК и ТЭЦ, дело кончится вводом котельной мощностью 50–60 МВт. Мы в этом глубоко убеждены. Тем более что альтернативы там практически нет: газ туда не придёт, а угольная станция на берегу Байкала будет либо очень дорогой, либо небезопасной», – полагает Новиков. Энергетики уже приступали к реализации проекта электрокотельной, но заморозили его, поскольку Байкальскому ЦБК разрешили работать ещё несколько лет. Новиков признаёт, что проект строительства электрокотельной противоречит федеральному закону об энергосбережении, ведь сам теплоисточник нельзя назвать эффективным. «Но другого выхода нет. Чтобы как-то компенсировать неэффективность котельной, мы предлагаем развивать в Байкальске возобновляемые источники энергии, к примеру, по максимуму использовать теплонасосную установку», – сказал он. 

Энергии в избытке 

Несмотря на прогноз высокого спроса, в «Иркутскэнерго» уверены, что как минимум до 2020 года в энергосистеме региона дефицит не наступит. Энергетики вообще предлагают сменить терминологию и отказаться от слова «дефицит». «Иркутская энергосистема избыточна и вносит свой вклад в ОЭС Сибири. А энергодефицит – ситуация, при которой в целом зоне грозили бы ограничения, а потребителям – отказ в развитии и новом подключении. То есть принимали бы меры, чтобы обеспечить живучесть энергосистемы региона и Сибири. Но этого нет и не ожидается», – убеждён Новиков. По его словам, во избежание недостатка энергии в Иркутской области разработана программа «Иркутскэнерго», которая направлена на то, чтобы система оставалась избыточной и закрывала потребности региона, предлагая энергию также своим соседям, в частности Бурятии и Красноярскому краю. В основном программа предполагает увеличение установленной и располагаемой мощности на теплостанциях суммарно до 1000 МВт. 

Впрочем, признаёт Новиков, ситуация неоднозначна: некоторые территории той же Иркутской области уже сейчас можно назвать дефицитными. По его словам, очень много заявок приходит с зоны БАМа, где единственным источником энергии, особенно зимой, является иркутская генерация. На севере Иркутской области, Бурятии и Забайкалья много заявок, связанных с разработкой золоторудных, нефтегазовых месторождений. «Здесь опять-таки требуются соответствующие решения по сетевому строительству. Как только они будут, мы готовы предлагать проекты по генерации на севере и варианты бездефицитного развития этих территорий. В частности, это газовая станция в Усть-Куте», – сказал Новиков. Помимо сетей сдерживающим фактором является и частая смена правил игры на рынке мощности. Инвестировать в новую генерацию невыгодно и рискованно: виной тому схема ДПМ и ограниченный перечень новых объектов. Новиков добавил, что существующие правила «идут вразрез с планами энергетиков по строительству Усть-Кутской газовой станции» и «решений, каким образом сделать проект окупаемым и ненакладным, пока нет». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры