издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ресурс для развития

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Золошлаковые материалы (ЗШМ) – минеральный остаток от сжигания угля на ТЭЦ – ценный ресурс для разных отраслей экономики, от строительной до металлургической. Побывав на конференции «Расширение использования золошлаковых отходов угольных станций», которая состоялась в начале июня в Москве, директор ОАО «Иркутскзолопродукт» Татьяна Меркульева рассказала «Сибирскому энергетику», какие мифы тормозят использование этого экологичного, обогащённого сырья в Иркутской области и какие перспективные проекты по использованию ЗШМ реализует предприятие.

Использование золошлаковых материалов – это в первую очередь вопрос экологии больших городов, считают специалисты. Рост золоотвалов одновременно с процессом урбанизации связывают с проблемой пыления, а также ростом затрат генерирующих компаний на их содержание. Иркутская область по итогам прошлого года лидирует в России по уровню утилизации золошлаковых материалов. В то время как в среднем по стране используется менее 10% ЗШМ, которые могут успешно заменить природное сырьё в производстве бетонов, цементов, сухих строительных смесей, дорожном строительстве, применяться для рекультивации земель, а также тушения пожаров, для угольных станций «Иркутск-энерго» этот показатель составил в 2010 году 58%, или 1 млн. тонн. По прогнозам «Иркутскзолопродукт» – дочерней структуры энергоугольной компании «Иркутскэнерго», в 2011 году доля утилизации составит около 50%. Несмотря на то что процент использования золошлаков в Приангарье в прошлом году приблизился к уровню стран, давно уделяющих большое внимание экологии и качеству жизни населения (во Франции он составляет 55%, Германии – 70%,  Великобритании и Бельгии – 42%), потенциальные потребители – строители и дорожники – все ещё недостаточно заинтересованы в применении продуктов сжигания угля. 

Сертифицированная безопасность

По словам Татьяны Меркульевой, участники конференции – представители крупных генерирующих компаний, федеральной власти, промышленности, научных и общественных объединений – пришли к выводу, что требуется некое стимулирование производителей стройматериалов со стороны государства, чтобы они начинали использовать золу. «С одной стороны, этому мешает миф о том, что зола вредна – токсична и радиоактивна, – поясняет директор компании. – С другой стороны, есть типовые технологии, которые используют природное сырьё: большинство строительных компаний имеют свои карьеры, ряд недобросовестных производителей используют  природное сырьё, добытое  незаконным путём, или не исполняют требования по рекультивации карьеров. Это, конечно, дешевле». Плюс производителям может быть психологически сложно отказываться от чего-то давно привычного.

Между тем научные исследования минеральных продуктов сжигания угля, которые проводились ещё в 70–80-е годы, и те, что ежегодно проводят как в лабораториях «Иркут-скэнерго», «Иркутскзолопродукта», так и в независимых специализированных организациях, подтверждают, что ЗШМ  от сжигания углей Иркутского, а также Канско-Ачинского угольных бассейнов  отвечают требованиям гигиенических нормативов СП 2.6.1.758-99 «Нормы радиационной безопасности» и относятся преимущественно к первому, в единичных случаях ко второму  классу строительных материалов и могут использоваться во всех видах строительства. Кроме того, контроль федеральных ведомств распространяется и на готовую продукцию. Так, каждая партия автоклавного и неавтоклавного газобетона, пенобетона, полистиролбетона и других строительных материалов, в которых зола используется в качестве наполнителя, проходит испытания в лаборатории радиационного контроля ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Иркутской области, в ФГУ «Иркутский центр стандартизации, метрологии и сертификации». При норме 370–740 Бк/кг эффективная удельная активность в пробах строительных материалов не превышает 115 Бк/кг. 

Золошлаки нейтральны по отношению к окружающей среде и с точки зрения токсичности: им присвоен пятый, самый низкий класс опасности – «практически неопасные». С прошлого года работа с отходами этой категории не подлежит лицензированию, что ещё раз подтверждает безопасность сырья, отметила Татьяна Меркульева.

Пробелы в законодательстве 

Изменение отношения к ЗШМ – вопрос государственной политики, считают специалисты. «Даже в Китае очень активна позиция государства по использованию золошлаков, – говорит эксперт. – Там практически нет золоотвалов: все материалы либо используются, либо складируются для дальнейшего использования. В Индии законодательно введён запрет на использование природного сырья при строительстве, если в непосредственной близости есть техногенные отходы». Соответствующие поправки в российское законодательство находятся на утверждении Госдумы, однако участники конференции опасаются, что работать новые нормы начнут ещё не скоро. 

В резолюции конференции особое внимание уделено созданию региональных программ по использованию ЗШМ. «У нас такая программа действовала с 2005 по 2010 год, возможно, единственная на всю страну, – говорит Татьяна Меркульева. – Сейчас мы разрабатываем новую». Региональные власти, по словам эксперта, поддерживают инициативу компании, но ссылаются на отсутствие нормативных документов, которые могли бы им помочь мотивировать строителей использовать золошлаки. Проблема как Иркутской области, так и страны в целом – богатство природным сырьём и большая территория, которую можно тратить на отведение золоотвалов, сходятся эксперты.

Для дорог, скамеек и не только

Основное направление применения золошлаков в Иркутской области в настоящее время – гашение поверхностных пожаров (на него приходится 61% использующихся ЗШМ) в основном в Ангарске, Зиме, Саянске. По 12% приходится на  производство цемента и полигоны ТБО, 11% – на рекультивацию земель. Сейчас ОАО «Иркутскэнерго» частично финансирует доставку ЗШМ до места потребления в целях рекультивации и при чрезвычайных ситуациях, рассказала собеседница «СЭ».

Дорожное строительство в регионе – отрасль, в которой ЗШМ обладают большим потенциалом, но пока практически не используются. Частично это связано с тем, что дорог в области строится не так много и проходят они далеко от золоотвалов. «Процесс не начинается, несмотря на то что разработаны рекомендации по использованию золошлаков при строительстве дорог, существует действующий ГОСТ», – отмечает Меркульева.  

При этом есть и положительный опыт. Золошлаковую смесь с Усть-Илимской ТЭЦ использовали для отсыпки дорог. Стекловидный шлак, который производят станции на севере региона, не обладает такими негативными свойствами, как пыление и расплывание, и соответствует всем нормативам – это подтвердили исследования «Иркутскзолопродукта» совместно с Братским государственным университетом. При этом стоимость шлака ниже, чем цена природных материалов. 

Чтобы более эффективно координировать работу по продвижению ЗШМ на товарный рынок, принято решение создать Национальную ассоциацию производителей и потребителей золошлаковых материалов. Энергетики же готовы не только предоставлять золу, но и на своём опыте показать перспективы использования этого сырья. 

На базе ТЭЦ-10 в Ангарске «Иркутскзолопродукт» реализует проект по производству безобжигового зольного гравия (БЗГ). Цех мощностью 40 тыс. тонн в год планируется запустить до конца года. 

В этом году совместно с Инженерным центром «Иркутскэнерго» и ИрГТУ стартовал проект по извлечению магнетита и песка из золошлаковой смеси, в настоящее время прорабатывается технология. В ближайшей перспективе и выпуск двух новых материалов на основе золы и полимеров. Летом будет запущена небольшая установка по производству террассной доски из винизола. Малогорючий и не гниющий отделочный материал можно использовать для террас, строительства пирсов, изготовления уличной и садовой мебели и так далее. В стадии проработки производство пенозола – огнестойкого теплоизоляционного материала на основе золы уноса.  

Такие производства имеют дополнительные достоинства – их можно тиражировать, то есть размещать рядом с каждым золоотвалом, чтобы сократить затраты на перевозку сырья. Возможно, этот опыт станет наглядным примером того, что отходы можно использовать с выгодой не только для окружающей среды, надеются в компании. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры