Высокий сезон трусов и лимонов
Сезонный рост цен наметился в регионе: к примеру, с началом лета капуста и лук стали дешевле, а чеснок и баранина – дороже. Увеличилась вместе с повышением температуры за окном и цена на сарафаны и летние платья, а также ролики и велосипеды. Эксперты при этом отмечают, что параллельно в области произошло значительное увеличение расценок на нефтепродукты, которое может повлечь дальнейший рост стоимости других товаров. В закономерностях изменения цен пыталась разобраться Татьяна Постникова.
Ценовая цепочка
Итоги майского увеличения цен на товары массового потребления подвёл накануне Иркутскстат. С учётом того, что речь идёт о средних значениях цен, выводы работников статистики получились довольно любопытными. К примеру, из продуктов питания больше всего за месяц подорожала свёкла столовая – её стоимость возросла на рекордные 32%. Далее идут лимоны, которые в мае стали стоить больше на 12%, чеснок (10%) и баранина (6%). На 2–4% за это же время подорожали рыба и лососевая икра, а вместе с ними – супы из пакетиков и натуральный кофе. Незначительно выросла в мае цена на шоколад и сладкую сдобу.
Интересно, что стоимость гречневой крупы (в конце прошлого года она подорожала более чем в два раза. – «Конкурент») на этот раз почти не изменилась. Впрочем, учитывая, что сейчас килограмм ядрицы можно купить по средней цене от 99 до 110 рублей, тогда как осенью 2010 года она продавалась за 44–60 рублей, такая стабилизация не удивительна.
Аналогичная ситуация и по группе непродовольственных товаров. По данным Иркутскстата, самым большим в мае было увеличение цен на бензин, который за месяц стал дороже в среднем на 8%. Параллельно бензину росли в цене и другие группы товаров, объединённые преимущественно сезонным фактором. Так, на 6% за прошлый месяц выросли цены на шины для легковых автомобилей, на 5% – на перевязочные материалы (а также, в чуть меньших размерах, на другие виды медикаментов), на 8% – на мужские хлопчатобумажные трусы. Сезонным можно считать и рост цен в пределах 2–4% на ситец, платья и сарафаны из натуральных тканей, летние туфли, резиновую обувь, велосипеды, роликовые коньки и прочее. Напротив, без изменения остались расценки на зимнюю и демисезонную верхнюю одежду и обувь, дамские сумки, портфели, уголь, дрова и другие товары, не пользующиеся спросом в летнее время.
Благодаря тому же сезонному фактору по отдельным категориям продуктов в прошлом месяце можно было наблюдать и снижение цен. Больше всего в цене потеряли яйца куриные, которые стали дешевле на 20%, на 4% подешевели бананы и мука, на 3% – лук репчатый, виноград и сахар, на 2% – капуста, картофель, а также твёрдые и мягкие сыры.
Без скачков
В целом статистика показывает, что май прошёл для жителей региона без серьёзных ценовых изменений. Сводный индекс потребительских цен на товары в этом месяце составил 0,4% (в том числе 0,5% – на алкогольные напитки и 0,8% – на непродовольственные товары). В группе продовольственных товаров индекс, напротив, даже снизился на 0,1%. Впрочем, если смотреть с начала года, то именно стоимость продовольствия с того периода росла наибольшими темпами – на 6,3%. Так что в этом смысле май – далеко не показательный месяц. Если сравнивать с маем прошлого года, цены по всем группам товаров увеличились в Иркутской области на 10,9%. Что касается инфляции, то она в регионе с начала года, по данным Иркутскстата, достигла 4,8%.
Главный экономист управляющей компании «Финам Менеджмент» Александр Осин считает эти цифры вполне адекватными реальной экономической обстановке. «К примеру, в прошлом году индекс потребительских цен в регионе с января по май составил 4,3%, в 2009-м – 5,8%, в 2008-м – 7,4%, в 2007-м – 4,5% и так далее», – приводит он данные за последние несколько лет.
– Так что собственно прирост инфляции произошёл абсолютно в рамках своего десятилетнего тренда, – делает вывод Александр Осин. – Обеспокоенность населения и рыночных обозревателей в этой ситуации связана с тем, что ускорение инфляции происходит на фоне более слабых, чем в период бума, темпов прироста ВВП и доходов населения. Но такова структура текущего восстановления из мирового долгового и бюджетного кризиса.
Серьёзного скачка инфляции по итогам года эксперт не прогнозирует. «В ближайшие месяцы я ожидаю стабилизации или даже снижения данного показателя за счёт выравнивания динамики сырьевых цен на мировых рынках и административно-финансовых мер по сдерживанию роста цен», – сказал Осин. Напомним, по обновлённому прогнозу Центрального банка РФ, в 2011 году инфляция будет в пределах 6-7%.
О том, что ничего экстраординарного в сфере потребления не происходит, говорят и представители иркутских розничных продуктовых сетей. «Цены на большинство товаров первой необходимости держатся на прежнем уровне. Удорожание произошло на 2%. С другой стороны, такие сезонно востребованные продукты, как сахар и растительное масло, сейчас у нас продаются по апрельским ценам. По другим группам товаров также наблюдается сезонное снижение стоимости», – рассказывает коммерческий директор компании «Розничные технологии» Ольга Климова.
Экономисты на фоне этих тенденций пока не прогнозируют снижения потребительской активности населения. Хотя реальные располагаемые доходы населения с января по апрель 2011 года снизились на 3%, по итогам года эксперты всё-таки ожидают увеличения этого показателя. О том, что людям есть что тратить, говорит и положительная динамика оборота розничной торговли, которая с начала года составила 1,8%.
Прямо и косвенно
По-прежнему острым остаётся и вопрос стоимости бензина в регионе. Так, сейчас средняя цена одного литра Аи-98 на большинстве АЗС города составляет 30,68 рубля, Аи-95 – 29,59 рубля, причём стоимость последнего за сутки возросла на 16 копеек, а Аи-92 к среде подорожал на 6 копеек и продаётся теперь по цене 27,91 рубля за литр. Минимальная стоимость того же Аи-98 в середине дня в среду составляла 29,9 рубля. «Если какие-то компании продают его по более низкой цене, то, скорее всего, это говорит о низком качестве топлива», – считает генеральный директор компании «Илим-Роско», являющейся оптовым поставщиком нефтепродуктов в регион, Сергей Штырев. По его мнению, пока ситуация на топливном рынке до конца не стабилизировалась.
– До сих пор есть проблемы с поставками топлива, – объясняет он. – На данный момент ситуация сложилась так, что оптовая цена у большинства продавцов равна розничным расценкам «Роснефти», являющейся основным поставщиком нефтепродуктов в регионе. Плюс наценка, в противном случае им будет просто невыгодно работать. С другой стороны, сегодня уже нет дефицита топлива, который наблюдался в мае. И ограничение на его отпуск в ближайшее время вводиться точно не будет. Что касается стоимости бензина, то у «Роснефти» она снижаться не будет, а вот остальным компаниям, возможно, придётся снизить цены, чтобы приблизиться к их расценкам.
Представители розничных сетей тем временем заявляют, что пока рост цен на бензин не отразился на стоимости продуктов. «Либо если и отразился, то не глобально, потому что цены на бензин растут значительно активнее, – говорит Ольга Климова. – Хотя есть вероятность, что это увеличение мы увидим позже, когда производители и оптовики включат возросшие расходы на транспортировку в стоимость товара».
Сами представители нефтяной отрасли видят ситуацию иначе. Сергей Штырев считает, что прямой зависимости между стоимостью нефтепродуктов и ценами на продовольствие нет.
Дизельное топливо, на котором ездят большинство перевозчиков, в мае почти не дорожало и стоит сейчас у всех примерно одинаково. Рассматривать как основные показатели, влияющие на стоимость товаров, можно также цену на Аи-92. Но, к примеру, «Роснефть» сейчас держит на своих АЗС минимальные цены на топливо, – объясняет он. – Да, там есть очереди. Но все, кто не хотел увеличивать транспортные расходы, могли просто постоять в очереди 15–20 минут и купить бензин по более низкой цене.
Аналогичной точки зрения придерживается и Александр Осин, считающий, что на транспортные расходы приходится несколько процентов в стоимости товаров. «А основной прирост стоимости продуктов питания в стране происходит в результате наличия чрезмерно развитого сектора посреднических структур, наценка со стороны которых на стоимость конечного продукта, предлагаемого потребителю, составляет 20–50%», – объясняет он.
Что касается прогнозов, то вице-президент Иркутского регионального объединения работодателей «Партнёрство товаропроизводителей и пред-принимателей» Виталий Толстов утверждает, что рост цен продолжится. «Этот процесс нежелательный, но естественный», – объяснил он. Правда, в числе ключевых факторов, влияющих на цены на товары и услуги, он назвал отнюдь не рост цен на нефте-продукты, а сохраняющиеся высокие тарифы на энергоресурсы. При этом он напомнил, что на региональном уровне была достигнута договорённость о переходе производственных предприятий на более низкие тарифы, однако пока ситуация не изменилась. «Товаропроизводители до сих пор работают по старым, несниженным тарифам. Но уже в ближайшее время всё-таки ожидается их снижение и перерасчёт. Считаем, что это облегчит ситуацию в производственной сфере», – сказал он «Конкуренту».