Съехали с ярмарки
Город и область не могут договориться о площадях под инновации
Байкальская венчурная ярмарка в этом году в рамках БЭФа не состоится. Организаторы уже заявили: ярмарка пройдёт за временными границами форума. Как стало известно «Конкуренту», под это событие в Сибэкспоцентре не нашлось площадей. С вопросом, почему так получилось, «Конкурент» обратился к основному представителю организатора ярмарки, заместителю председателя комитета по экономике администрации Иркутска Евгению Семёнову.
Сентябрь 2010 года, Байкальский экономический форум. Губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев благодарит Российскую ассоциацию прямого венчурного инвестирования за «поддержку тех ростков, которые пока ещё скромны, но должны дать реальный прорыв в сфере высоких технологий и выход на другой уровень переработки». Тогда глава области лично посетил Байкальскую венчурную ярмарку и прочил ей большое будущее на БЭФе. Будущее оказалось коротким. По информации, попавшей в распоряжение «Конкурента», Байкальская венчурная ярмарка в дни форума не состоится. В попытке прояснить ситуацию мы обратились к представителю организатора Евгению Семёнову.
– В прошлом году правительство Иркутской области и город вместе довольно ярко презентовали Байкальскую венчурную ярмарку на БЭФе. Что случилось сейчас – не нашлось средств на её проведение?
– На последнем заседании Думы города мы внесли изменения в муниципальную программу, добавили денег, и средства на проведение Байкальской венчурной ярмарки у нас теперь есть. Ранее денег было недостаточно, мы рассчитывали, что нам поможет правительство Иркутской области, однако сейчас у нас самих все средства в наличии. Мы вполне можем оплатить затраты.
– В чём тогда причина, почему в рамках БЭФа её не будет?
– Нам бы очень хотелось, чтобы ярмарка прошла в рамках Байкальского экономического форума, поскольку это событие сразу приобретает не городской, а региональный масштаб.
Но сейчас возникла сложная ситуация – вероятнее всего, у нас не получится провести ярмарку в дни форума в Сибэкспоцентре. Нам придётся выносить её отдельным мероприятием, но уже вне рамок форума. Венчурная ярмарка – это самодостаточное событие, довольно яркое. Однако поскольку БЭФ к этому уже не имеет никакого отношения, то это становится исключительно городским мероприятием. И на ярмарку мы вынуждены будем допустить только иркутские компании. Если у нас не будет соорганизаторов, мы не имеем права направлять деньги на компании, не являющиеся резидентами Иркутска.
– Тогда возникает вопрос: а насколько популярна ваша ярмарка, чтобы делать такие заявления? Отсечёте вы всех неиркутян, а может случиться так, что резидентов будет мало.
– В прошлом году на ярмарке из 29 экспонентов только два были иногородние. Областной статус мероприятия даёт правительству возможность привлечь компании из других территорий, то есть продвинуть свои инновационные бизнесы. Можно, конечно, сказать, что основные инновационные бизнесы сосредоточены в Иркутске. Однако мне кажется, что состояние дел иное. Когда в прошлом году мы отбирали и готовили претендентов на ярмарку, то в основном работали с иркутскими компаниями. Участниками из Усолья-Сибирского, Ангарска, других городов должно было заниматься соответствующее структурное подразделение в правительстве Иркутской области. Мы в сфере нашей компетенции всё, что могли, сделали. Думаю, если бы и в этот раз мы продуктивно работали вместе, на ярмарке появились бы компании из других городов области.
– Насколько принципиально было проводить ярмарку именно в дни БЭФа?
– Такое мероприятие направлено на поднятие инновационного статуса не отдельного города, а региона в целом. И оно как никакое другое отвечает интересам Иркутской области. Нам предлагают сейчас провести ярмарку в рамках Дней предпринимательства Иркутской области. Важно было показать гостям форума наши инновационные компании, чтобы участники такого представительного события могли увидеть будущее нашей области. Мы пытались определиться с правительством, в каком формате пройдёт ярмарка именно в рамках БЭФа. Пока ничего не понятно. Нам пояснили, что в Сибэкспоцентре заняты все свободные площади.
– Насколько я помню, в прошлом году на БЭФе в Сибэкспоцентре были установлены весьма массивные конструкции, к примеру РЖД. Но какую нагрузку несут такие стенды? Крупные компании – это устоявшиеся налогоплательщики, а БЭФ призван давать площадку новым бизнесам, чтобы инвесторы могли с ними познакомиться.
– Я не могу комментировать действия областного правительства. Если они считают, что крупная транспортная компания должна получить своё представительство на БЭФе, значит, у них есть для этого основания. Хочу немного пояснить: чтобы попасть на Российскую венчурную ярмарку, компании должны соответствовать статусу события, кроме того, должны заплатить оргвзнос. На нашей венчурной ярмарке мы таких взносов с участников не взимаем и оплату аренды помещения берём на себя. Естественно, мы не можем платить крупных сумм, однако и событие, на которое приезжают ведущие специалисты российского венчурного рынка, стоит того, чтобы быть презентовано на самых представительных площадках региона. К сожалению, ждать, когда правительство примет решение, мы не можем, поскольку уже начались переговоры с РАВИ, идёт обсуждение с участниками, нужно проводить конкурсы и аукционы. Если дело затянется до конца июня, то точно опоздаем. Был такой замминистра экономического развития Дмитрий Ялов, который за своё короткое пребывание в Иркутской области для инновационного развития сделал больше, чем многие до этого. Ярмарку мы провели, а до этого четыре года не могли ничего выбить, в программу поддержки малого предпринимательства были заведены средства конкретно под инновационные предприятия. Теперь этот человек уехал, что будет дальше, не знаю. Первое, с чем мы столкнулись, – это неопределённость. То ли будет ярмарка на БЭФе, то ли нет.
– В правительстве, видимо, понимают ваш интерес, ведь БЭФ для вас – это шанс сделать ярмарку более статусной.
– Я уже говорил, что ярмарка – это само по себе очень статусно для региона. В Казани на венчурную ярмарку приезжает ежегодно до полутора тысяч человек. Инвесторов везут со специальным эскортом. Потому что статус человека, приносящего деньги, там чувствуют.
В Иркутской области первая ярмарка собрала 260 человек, в том числе 50 инвесторов от РАВИ. В этом году мы рассчитываем на 150–200 участников. И около 30 инновационных компаний. В 2010-м у нас на ярмарке был один из разработчиков и основателей сети Wi-Fi, партнёр венчурного фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий. Это очень серьёзная, значимая фигура в инновационных кругах. В Иркутск приезжали генеральный партнёр венчурного фонда Helix Ventures Евгений Зайцев, один из партнёров фонда в Силиконовой долине, занимающегося биофармацией, управляющий директор BIO-Process Capital Partners Алексей Конов, президент Российской ассоциации бизнес-ангелов Константин Фокин. Каждый из них как спикер составит честь любому экономическому форуму, потому что получить людей, графики которых расписаны на год вперёд, очень сложно. Список участников в этом году уточняется, могу сказать, что мы пригласим серьёзных инвесторов из Азии, в частности Китая, Кореи, и не только. Конечно, это не означает, что все они едут, чтобы сразу инвестировать в Иркутскую область. Но ярмарка – это площадка, где наши проекты могут «засветиться» перед людьми такого уровня. У нас не все отдают себе отчёт, насколько это действительно значимо и статусно.
– Однако пока не слышно, чтобы кто-то после первой ярмарки начал активно инвестировать в наши предприятия.
– Живые деньги в компанию приходят через год, через полгода общения с инвестором. Как правило, ярмарка – это первая встреча инвестора с компанией. Результаты можно будет смотреть в конце этого года. Сейчас пять компаний, представленных на первой ярмарке, ведут переговоры с инвестором. Это ООО МПЦ (Ангарск), работающее с кедровым молочком; автор нового игрового оборудования фирма «Динамика и дело»; НПФ «Восток-тор», внедряющая технологию покрытия трубопроводов; ООО «Современные технологии», занимающееся жидкой керамической изоляцией; ООО «Диагностические технологии», разрабатывающее систему диагностики авто- и авиадвигателей по отработанному топливу. Когда на вопрос «Почему вы не занимаетесь поддержкой инновационных компаний?» отвечают: «Потому что нет нормально упакованных бизнесов и вообще не с кем работать», – всё ставится с ног на голову! В данном случае причина путается со следствием. Именно потому, что нет внятной поддержки инновационных компаний, у нас нет и этих самых «упакованных» бизнесов для инвесторов. Ярмарка – как раз такой шанс «упаковать» бизнес, но мы не делаем ничего, чтобы наши бизнесы стали привлекательными для инвесторов.
Как сообщили «Конкуренту» в пресс-службе губернатора и правительства Иркутской области со ссылкой на специалистов Министерства экономического развития, науки, труда и высшей школы, принципиальное решение об отказе проведения Байкальской венчурной ярмарки в рамках БЭФа не принято. «Вопрос пока открыт, идут переговоры, результат будет известен не ранее чем через полтора месяца», – заявили в пресс-службе. «В связи с тем, что сроки принятия решения о проведении ярмарки во время форума в Сибэкспоцентре критически затянулись, администрация города приняла решение провести ярмарку вне форума, в другое время. Дата уточняется», – пояснил «Конкуренту» Евгений Семёнов.