издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Казус Новикова

По мнению адвоката полицейского, расстрелявшего двух иркутян на остановке, гибель одного из них стала просто «казусом»

Иркутянин Максим Горшков, ставший в конце апреля фигурантом драки с оперуполномоченным Центра госзащиты свидетелей ГУВД по Иркутской области Романом Новиковым, в ходе которой полицейский застрелил его брата Ивана, в первый раз после выхода из больницы побывал у следователя. Сейчас мужчина, перенёсший несколько операций на раздробленном прикладом травматики лице, приступил к работе. Роман Новиков тоже вышел из больницы, где он приходил в себя после драки. И тоже возобновил работу – в Центре защиты свидетелей: как раз туда его визави направлял ходатайство о заключении Новикова под стражу в связи с опасениями за свою жизнь и здоровье.

Остаться в живых 

31-летнего Максима Горшкова адвокат Романа Новикова Сергей Позякин иначе, как «второй, который выжил», и не называет. Брата «выжившего»  Максима, Ивана, клиент Позякина застрелил из травматического пистолета в ходе ссоры, произошедшей на остановке «Свердловский рынок» 24 апреля. 

Версия следствия, оглашённая на судебном заседании по определению меры пресечения Роману Новикову, звучала так: 24 апреля около 22:00 братья Горшковы покупали сигареты в киоске «Дело-Табак». Проезжающая мимо «Тойота Камри», за рулём которой находился оперуполномоченный Максим Новиков, обрызгала их из лужи. После Новиков вышел из машины, чтобы купить сигареты, и подошёл к киоску. Кто-то из братьев сделал ему замечание, в результате чего возникла ссора, переросшая в драку, в ходе которой у 28-летнего Новикова «на почве внезапно возникших неприязненных отношений образовался преступный умысел о причинении телесных повреждений братьям Горшковым». 

«Неприязненные» отношения довольно быстро привели к тому, что полицейский устроил стрельбу: произвёл три выстрела в Ивана Горшкова, которые пришлись в сердце, глаз и живот 28-летнему мужчине. Он скончался на месте. Ещё две пули попали в живот и бедро Максима Горшкова. Последний упал, а Новиков подскочил к нему, сел сверху и «нанёс множественные удары по голове и лицу травматическим пистолетом». Однако быстро приехавший наряд вневедомственной охраны, вызванный продавщицей киоска, утихомирил полицейского. 

Самозащита 

У расстрелявшего двух братьев оперуполномоченного ко дню определения в суде меры пресечения оказалось много документальных подтверждений его положительных качеств.  Это награды, благодарственные письма и грамоты за службу на Кавказе (у Романа Новикова было четыре командировки в Чечню), а также хорошие характеристики с места работы. Свердловский суд посчитал, что это достойные аргументы в пользу того, чтобы на время следствия оставить полицейского на свободе под залог в миллион рублей.  

Мало того, Роман Новиков не был отстранён от занимаемой должности и продолжает исполнять свои обязанности в Центре защиты свидетелей. Правда, оружия он не получает.  

– А теперь представьте абсурдность ситуации, – сказал адвокат Максима Горшкова Максим Орлов. – Заявление Горшкова о том, что он опасается за свою жизнь, приходит, естественно, в Центр защиты свидетелей – то есть непосредственно туда, где работает Роман Новиков, даже район тот же. Новикову что, от себя его нужно защищать? 

Старший помощник главы Следственного комитета по Иркутской области Владимир Саловаров пояснил, что «если начальство считает, что сотрудник может работать, то следствие за это не отвечает». Между тем заместитель начальника пресс-службы ГУВД в регионе Герман Струглин заявил, что «в соответствии с действующим законодательством освободить от занимаемой должности на период следствия можно, основываясь на ходатайстве следователя, а такого не поступало. Кроме того, вина обвиняемого не доказана и его ещё нельзя назвать преступником». 

«Рядовое дело»

Сам Роман Новиков, после того как суд отпустил его под залог на свободу, вслед за избитым им Максимом Горшковым отправился «недели на две-три» в больницу, восстанавливаться после драки. 

– Хотим мы этого или нет, а у моего клиента фингал под глазом чуть меньше, чем у выжившего потерпевшего, и борозда на шее, потому что его душили, – заявил Позякин. 

В то время как потерпевшая сторона утверждает, что ссоры, предваряющей драку возле киоска, вообще не было и полицейский схватился за пистолет буквально после вопроса погибшего Ивана Горшкова «Нельзя ли осторожнее?», адвокат обвиняемого отстаивает совершенно иную версию. По словам Позякина, после того как машина Романа Новикова облила братьев грязью, «те начали проявлять агрессию, он промолчал, тогда они в процессе проявления агрессии ударили его, началась драка, а потом тот, который в итоге остался жив, душил его сзади». Максим Горшков возражает: «У меня и у Ваньки руки чистые, на них нет следов ударов. К тому же продавщица в ларьке слышала, что мы спокойно сделали замечание, без криков и матов. Так что это бездоказательные заявления». 

Представление о причине наступлении смерти Ивана Горшкова у Сергея Позякина тоже особое: по мнению адвоката, выстрелов в Ивана было произведено не три, а один, а гибель мужчины стала «казусом».

– Роман Новиков стрелял по рёбрам Ивана Горшкова, однако пуля прошла между рёбер и попала в сердце, – объяснил он. –  Такого обычно не бывает, ведь травматика не предназначена для убийства. Это казус.

В своих рассуждениях Позякин дошёл до того, что назвал уголовное дело в отношении своего подзащитного «рядовым и не стоящим выеденного яйца», потому как «в области в год совершается по 600 преднамеренных убийств». Адвокат считает, что квалификацию преступления вообще нужно смягчить «максимум до «превышения пределов необходимой самообороны». 

«Хотел лишь напугать»

Эту позицию Новиков и Позякин отстаивают в своём возражении на кассацию, поданную Максимом Горшковым и его адвокатом в ответ на решение суда выпустить полицейского под залог. Оперуполномоченный утверждает в документе, что вовсе не собирался стрелять в братьев Горшковых, а хотел лишь «напугать» мужчин. 

– Но как человек, собиравшийся лишь «припугнуть», может выстрелить в сердце? – поинтересовался Максим Горшков. –  К тому же это полицейский, обладающий специальными навыками, служивший в Чечне, имеющий оружие, – как он может себя не контролировать? 

Кассация Горшкова, как и возражения к ней, будут рассматриваться в Иркутском областном суде 21 июня. Сейчас уже готовы результаты предварительной экспертизы, проведённой с Романом Новиковым. Они доказывают, что полицейский был трезв и вменяем, когда схватился за ствол и стал стрелять в двух человек.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры