Ферма новой формации
В хозяйстве «Петровское» Белореченского агрообъединения введён в строй новый, современный корпус фермы. Сэндвич-стены, высоченный потолок, яркий свет рассеивается по всему огромному корпусу, поскольку конёк крыши изготовлен из поликарбоната, полы с самоподогревом. Во время знакомства с корпусом губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, который вместе с руководителями Черемховского района, хозяйства и объединения торжественно разрезал ленточку, задал вопрос о стоимости строительства.
– Этот объект на 50 коров обошёлся нам миллионов в пятьдесят, — сообщил генеральный директор Белореченского агрообъединения Гавриил Франтенко. И тут же добавил: – Строили своими силами, поэтому цена не столь высока, как могла бы быть.
Мэр района Юрий Шапенков уточнил, что если бы привлекались подрядные организации, то стоимость строительства приблизилась бы к сотне миллионов рублей. Несложно подсчитать, что одно скотоместо оценивается в 125 тысяч рублей. Цена огромная, и далеко не каждому хозяйству под силу подобное строительство. Представим себе, что на каждом килограмме молока предприятие имеет 2-3 рубля прибыли (такой показатель возможен при себестоимости 9-10 рублей и закупочной цене 12 рублей). Таким образом, при годовом надое 3000 килограммов хозяйство будет иметь от одной коровы 6-9 тысяч рублей прибыли. Отсюда можно рассчитать, когда окупится такая новостройка. Вот и Дмитрий Мезенцев в беседе с доярками отмечал, что правительство вынуждено недодавать деньги бюджетникам ради того, чтобы выделить средства аграрному сектору на финансирование инвестпроектов. «Но в этом случае мы обязаны получить отдачу через 2-3 года, максимум через пять лет».
Это очень важный момент в деле обновления базы животноводства, и он, к сожалению, показывает, что подобное обновление ферм не всем хозяйствам «по зубам». В Белореченском агрообъединении финансовая ситуация иная. Так, реализация проекта обновления материально-технической базы и расширения производства, рассчитанного на 2011–2015 годы, потребует 192,6 миллиона рублей. Из них почти 104 миллиона составят заёмные средства, более 19 миллионов – собственные и 69,5 миллиона рублей – бюджетные деньги. Этот проект, кстати, предусматривает, кроме всего прочего, и создание по сути новой фермы в Бельске с использованием новейшей технологии. Там будет применяться беспривязное содержание скота, 500 коров будут доить всего три оператора, при воспроизводстве стада планируется использовать новейшие достижения биотехнологии и так далее.
Что касается окупаемости, на чём акцентировал внимание губернатор, то один показатель продуктивности скота на ферме поражает уже сейчас. В настоящее время на Петровской МТФ суточный надой на корову составляет 23,5 килограмма молока. Это великолепный показатель. Для сравнения: в среднем по области сейчас получают от каждой коровы по 12 килограммов молока. По словам Юрия Шапенкова, в этом году ОП «Петровское» выйдет на уровень продуктивности дойного стада в 6000 кило-
граммов. Известно, чем выше продуктивность скота, тем ниже себестоимость продукции, хотя зависимость здесь не такая уж прямая. Большой ассортимент кормов и огромные объёмы работ по их заготовке, которые проводят белореченцы, в дальнейшем тяжёлым грузом давят на себестоимость продукции ферм. Сказывается высокая цена на ГСМ. Поэтому агрообъединение не может похвастать рекордно низкой себестоимостью. Для него главное – количество молочного сырья.
Молоко в «Белоречке» перерабатывают и поставляют в города уже в виде готовой продукции. Рентабельность производства составляет 25%. Результат очень хороший для времён и прошлых и нынешних. А общий показатель продуктивности в Приангарье держится на высоком уровне благодаря тому, что есть у нас локомотивы, подобные Белореченскому и Окинскому агрообъединениям, хозяйствам агрохолдинга во главе с Иркутским масложиркомбинатом, таким сельхозпредприятиям, как «Большееланское» и «Железнодорожник». В мелких и средних хозяйствах, в фермерских продуктивность коров намного ниже. Хотя специалисты тех сельхозпредприятий и желали бы «оторваться» от старой технологии, включиться в процесс модернизации, но для этого необходимо иметь соответствующую залоговую базу, отменную кормовую базу, кадры… Словом, переход на другой, более высокий виток производства не так уж просто совершить.
За последние 20 лет мы потеряли большое количество крепких хозяйств с развитым молочным животноводством. В итоге область имеет товарного молока почти в шесть раз меньше, чем в 1990 году. Это, в свою очередь, ведёт к удорожанию молокопродуктов. Да, на прилавках присутствует своя продукция плюс завозная. Но нынешние цены не всегда позволяют пользоваться этой ценнейшей продукцией большому количеству населения. Согласно медицинским нормам, базирующимся на стандартах Всемирной организации здравоохранения, каждый из нас должен потреблять не менее 370 килограммов молока и молокопродуктов в год. В число последних входят кефиры, йогурты, творог, масло животное, молоко, используемое при приготовлении кондитерских изделий, и так далее. При этом только питьевого молока мы должны потреблять 80 килограммов в год. А теперь разделим 110 тысяч тонн товарного молока, которое имеет область, на 2 миллиона горожан. Получается, что до медицинской нормы потребления нам, жителям городов Приангарья, ой как далеко.
Самое любопытное, что во время беседы губернатора с животноводами доярки задали вопрос: почему в Ир-кутске так сложно приобрести белореченское молоко? Женщины рассказали о том, что живущим в городе внукам и детям они нередко отправляют молочную продукцию, приобретённую в своём фирменном магазине. А зачем в детских садах кормят детишек «мёртвым» йогуртом с огромным сроком годности и завезённым неизвестно откуда? Неужели нельзя своей продукцией снабжать?
Между тем проблема эта не из простых. Молоко и молокопродукты Белореченского и Окинского агрообъединений пользуются большой популярностью в областном центре. За белореченским товаром нередко выстраиваются очереди, и всё быстро разбирается. Что касается поставок молочной продукции в бюджетные организации, включая и детские сады, то эта задача давно вызывает головную боль у местного министерства сельского хозяйства. Никак не удаётся минсельхозу её решить. Свой вариант предлагает Гавриил Франтенко:
– Сейчас во все детские учреждения молоко поступает откуда угодно. Его кипятят и раздают по стаканчику. Я предлагаю выпускать детское молоко, по 50–100 граммов в упаковке с трубочкой. Гигиенично, и главное – это продукт высокого качества. У нас в области детей до 14 лет – 600 тысяч.
Дмитрий Мезенцев в ответ дал гарантию закупать такой продукт для системы детских учреждений и в то же время уточнил:
– Мы министра спрашиваем: почему для социальных учреждений, для детских учреждений закупаем по договорам, которые работают один месяц? А почему не закупаем по договорам, которые работают полгода-год? Мы заключили бы с «Белоречкой» договор и знали бы: есть инфляция, нет инфляции, но цена стабильная. У нас 1050 школ в области. Рынок безразмерный. Мы могли бы обеспечивать своим молоком в рамках программы «Школьный завтрак». Да и родители в супермаркетах с удовольствием брали бы такое молоко для своих ребятишек.
…Новостройки на селе всегда в радость. Впечатляют задумки Белореченского агрообъединения. Уже сегодня его доля в валовом производстве области составляет почти 24%. Но, знакомясь с достижениями лидера, невольно задаёшься вопросом: а где другие хозяйства района, каков их вклад? Какие меры принимаются для развития отрасли там, где она ещё сохранилась? Трудные вопросы, но не хотелось бы от них отмахиваться.