Коммунальная драма
В ролях: сточная труба, жители Иркутска II, корпорация «Иркут», мэрия
Экологическая катастрофа, которую пообещали Иркутску II городские СМИ из-за сбросов фекальных стоков в местные болота, неожиданно превратилась в очередную коммунальную драму. Жители 63 домов к концу лета будут отключены от системы канализования. Поэтому за ближайшие три месяца всем им необходимо построить себе выгребные ямы. Стоимость сооружения одной оценивается в сумму от 40 до 100 тыс. рублей. Искать трубу, ставшую источником всех проблем, отправились Татьяна ПОСТНИКОВА и Николай БРИЛЬ.
Слить проблему
Для жителей на пересечении улиц Марии Ульяновой, Демьяна Бедного, а также переулка Ползунова это лето станет последним, когда они пользуются централизованной системой канализования. Хотя централизованной её можно назвать с серьёзными оговорками: по большому счёту, речь идёт об обычной ливневой канализации Иркутского авиационного завода, которая до сих пор принимала хозяйственно-бытовые стоки нескольких десятков домов в Иркутске II. Полного коммунального благополучия, которое может нарушить грядущее отключение, в районе нет. У части местных жителей во дворах стоит обычный деревянный туалет, либо, если дом полностью благоустроен (горячая и холодная вода, а также отопление сегодня есть почти у всех), в ограде оборудована выгребная яма. В трубу, о которой идёт речь, сейчас попадают только бытовые стоки, идущие из ванных комнат и кухонь. Впрочем, скоро прекратятся и они: по рассказам местных жителей, будущее трубы решено окончательно и категорично – «в сентябре в неё забьют чурку и забетонируют».
– Труба проходит вот здесь, потом заворачивает по улицу Демьяна Бедного и оттуда по Марии Ульяновой уходит к Ангаре, – показывает на окраину Иркутска, которая здесь совсем рядом, житель переулка Ползунова Геннадий Жучев. Проблема трубы, которую вот-вот забетонируют, касается его самым непосредственным образом. Всю предысторию этого вопроса он знает не понаслышке: его семья живёт здесь уже почти 40 лет. Правда, когда Геннадия Леонтьевича спрашивают, действительно ли врезки в трубу были сделаны в своё время незаконно, он только отрицательно качает головой и объясняет: «Раньше, когда тут ещё моя теща жила, все бумаги у нас были. Хотя, конечно, они всё сами делали, сами копали. Но с тех пор никто нам пользоваться этой трубой не запрещал».
Теперь же Геннадию Леонтьевичу, как и другим жителям близлежащих домов, придётся нанимать бригаду, копать и бетонировать шестиметровой глубины яму (для которой на его миниатюрном участке ещё нужно найти место), заключать договор с коммунальными службами, занимающимися откачкой бытовых отходов. Стоить вся эта работа, по его приблизительным оценкам, будет не меньше 40 тыс. рублей. Другие жители называют сумму в почти 100 тыс. рублей. Плюс потом ежегодные расходы на обслуживание ямы.
– А у меня пенсия 9 тысяч рублей, – объясняет своё затруднительное положение Геннадий Жучев. – Видимо, придётся у кого-то в долг брать. Я как раз сегодня человека жду, чтобы поехать на Покровский рынок. Там есть одна фирма, где можно всё купить, и он хочет меня с ней свести. Потом надо ещё экскаватор нанять, чтобы яму выкопать. Но до сентября край надо всё сделать.
Осложняет ситуацию и то, что этот классический иркутский частный сектор, который сегодня постепенно застраивают коттеджами, пока по-прежнему почти наполовину заселён пенсионерами. Впрочем, на вопрос, не хотят ли они с целью экономии скинуться и выкопать одну яму на два или три дома, Геннадий Леонтьевич практично замечает: «У нас так не получится. Сами посудите: вы будете больше лить, а я меньше. Но платить будем поровну».
– А в администрацию города или управляющую компанию не пытались обращаться, чтобы рассказать о своих проблемах и получить какую-то помощь? – задаёт в некотором смысле риторический вопрос «Иркутский репортёр».
– Нет, с нами там никто и разговаривать не будет, – почти равнодушно отвечает Геннадий Леонтьевич. – Пока они нам только отправили бумагу: мол, давайте, быстрее копайте, всё готовьте. А в сентябре мы вас обрежем. Вот и вся любовь.
«Чтобы всё было красиво»
Среди местного населения уже ходят разные слухи о том, что стало причиной отключения от трубы, которой жители этого района пользовались почти с 70-х годов прошлого века. Одни говорят, что всему виной некое новое начальство авиационного завода, другие – что это решение городских властей. «Главное ведь, чтобы всё было красиво», – объясняют третьи.
Впрочем, реальная причина отключения оказалась технологической. Как объяснил «Иркутскому репортёру» вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов, исторически эта канализация использовалась авиазаводом для гальваники, которая нейтрализовывала все фекальные стоки. «Теперь в эту ливневую канализацию он ничего сбрасывать не будет», – объяснил вице-мэр. Прекращение стоков, по его словам, необходимо для повышения уровня экологической безопасности предприятия.
– У авиазавода идёт сток в эту трубу только технических вод, – более подробно пояснил суть проблемы Дмитрий Разумов, – там нет ни хозбытовых, ни фекальных отходов. Однако когда мы берём анализы, то все эти вещи там присутствуют. При этом мы знаем, что у местных жителей идёт труба к коллектору авиазавода, есть в него врез. Поэтому было принято решение, чтобы в течение года все эти врезки были закрыты. Мы не допустим, чтобы канализационные стоки попадали в болота. Так что местным жителям придётся строить септики.
Административный директор авиационного завода Сергей Говорухин так же заявил, что использование ливневой канализации авиазавода в подобных целях является абсолютно незаконным. «Водоотведение таких стоков может производиться только через хозяйственно-бытовую систему канализации. Ливневая канализация таковой не является, соответственно, о выдаче технических условий и заключении договоров на приём сточных вод не может быть и речи», – подчеркнул он. И рассказал, что решение о принудительном отключении домов от заводской системы ливневой канализации было принято ещё в ноябре 2010 года.
– Затем реализация данных мероприятий была приостановлена по причине проведения прокуратурой Ленинского района города процедуры проверки законности действий ОАО «Корпорация «Иркут», – рассказал Сергей Говорухин. – На сегодня высшим административным комитетом мэрии принято решение об установке владельцами частных домов выгребных ям самостоятельно. Более того, если местное население в течение трёх месяцев не решит вопрос с тем, куда пойдут их канализационные стоки, нести ответственность за нанесение экологического ущерба также придётся самим жителям.
Рассматривали стороны и вариант более цивилизованного решения вопроса, при котором жителей можно было бы подключить к системе канализации ближайших многоквартирных домов. Но, как объяснили в сетевой компании «Иркут», которая занимается обслуживанием этого района, уже сегодня действующий там канализационный коллектор сильно перегружен. «Принять дополнительные стоки он просто не сможет», – уточнил заместитель начальника цеха ТВКХ сетевой компании «Иркут» Владимир Сухушин.
По мнению коммунальных служб и специалистов мэрии, строительство новой системы канализования нецелесообразно с точки зрения расходования средств городского бюджета. «Чтобы там построить новый коллектор, потребуется не один десяток миллионов. Неразумно ради нескольких десятков домов тратить такие деньги», – сказал Дмитрий Разумов.