«Точка невозврата пройдена»
Дата начала наполнения водохранилища Богучанской ГЭС перенесена с 1 декабря на 1 сентября 2011 года. Решение об этом принято, чтобы избежать гидроудара из-за скопившегося льда. Заполнение до отметки 208 м должно начаться год спустя, так что Иркутская область должна в июле–августе следующего года завершить все работы в ложе водохранилища. Поэтому депутатам Законодательного Собрания необходимо всего за три недели доработать законопроект о подготовке части территории региона к затоплению, вызывающий у них немало нареканий.
Когда законопроект рассматривался в первом чтении на прошедшей 8 июня сессии областного парламента, депутат ЗС Сергей Тен поинтересовался крайним сроком переселения людей из зоны наполнения водохранилища. «Точка невозврата уже пройдена», – неутешительно ответил на это первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков. Наполнение водохранилища, к которому официально должны были приступить 1 декабря 2011 года, было решено начать, как было запланировано ранее, в сентябре. Как пояснил Пашков, это решение было принято потому, что затопление можно проводить только в отсутствие льда, в противном случае велика опасность гидравлического удара.
«Речь пока идёт о заполнении до отметки 185 метров, которая нас не касается», – подчеркнул чиновник. Однако в сентябре 2012 года начнётся затопление до нормального подпорного уровня водохранилища – 208 м, при котором под водой окажется часть территории Усть-Илимского района Иркутской области. Так что все работы по переселению людей и очистке ложа водохранилища нужно закончить в июле или августе следующего года, а необходимые акты, подтверждающие его готовность, – подписать до 1 сентября.
«Закон пишем, а не на заборе»
В связи с этим закон о подготовке части территории Иркутской области к затоплению, регламентирующий переселение людей, приходится принимать в экстренном порядке. Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС рассмотрел его в конце мая, причём парламентарии признали его недоработанным, а мэр Усть-Илимского района Виталий Хомяков предложил вообще не выносить его на рассмотрение сессии. Тем не менее на сессии 8 июня он был принят в первом чтении. В окончательном виде закон предполагается утвердить 29 июня, а крайний срок представления поправок к нему истекает 22 июня.
В то же время у депутатов есть претензии к некоторым положениям законопроекта, а также к гарантиям его реализации. Сергей Тен обратил внимание на пункт в приложении к документу, гласящий, что для его реализации потребуется около 1,08 млрд. рублей из областного бюджета. «У нас есть надежда на то, что какую-то часть нам федеральный бюджет компенсирует?» – обратился он к представлявшему документ Пашкову. Пока есть только проект постановления правительства, предполагающий выделение 844 млн. рублей в 2011 году, однако формально и эта сумма не предусмотрена в федеральной казне.
По словам Пашкова, сейчас этот вопрос прорабатывается и решение правительства РФ должно последовать «не позднее июля–августа». Кроме того, как только появится актуализированный проект подготовки ложа БоГЭС к наполнению, Иркутская область сможет претендовать на большую сумму. «Существуют разные экспертные оценки – от 2-3 миллиардов рублей до 8 миллиардов, – отметил первый зампред регионального правительства. – Пока я бы не стал сумму озвучивать, потому что это было бы безответственно. Но как только у нас будут документы (а они поэтапно будут выдаваться со следующей недели), мы её озвучим, это не будет никаким секретом».
Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Сергей Курилов заметил, что существующие расчёты не учитывают затрат на компенсацию жителям Усть-Илимского района потери недвижимого имущества (помимо жилых домов) и земельных участков. С ним согласен и Лукин, который указывает на другие недостатки законопроекта. Во-первых, зона подтопления рассчитана исходя из неактуализированного проекта, так что она может измениться. Во-вторых, несовершенна процедура подтверждения факта проживания в затопляемых населённых пунктах. «Люди четыре года сидели на чемоданах, некоторые из них не прописались, но выезжали и выезжают на заработки в другие территории, – привёл он пример. – Как будем этот вопрос решать? Увидим, что стоят валенки, – значит, кто-то здесь живёт?». Нарекания со стороны депутата вызвала и норма, по которой человек, имеющий жильё в других населённых пунктах, лишается компенсации. Поэтому он предложил не только «очень внимательно» подойти к качеству закона, «решающего судьбу людей на многие годы», но и обязательно направить часть группы, отвечающей за доработку документа, в Усть-Илимский район, чтобы на месте побеседовать с жителями затопляемых посёлков и «максимально учесть те подводные камни, которые могут возникнуть». «Мы закон пишем, а не на заборе», – резюмировал Лукин.