«Отчаянные» средства
Нестандартные решения проблемы с детсадами не годятся для глубинки
Жители Иркутской области активно откликнулись на призыв властей «поправить» демографию. По количеству новорождённых детей наш регион занимает лидирующие позиции по Сибири. Проблема же в том, что детей стало больше, а количество детских садов осталось прежним. Как быстрее устранить этот «социальный перекос», решали всем миром: депутаты, чиновники, общественники, руководители детских садов, представители контролирующих органов и родители. 31 мая в Законодательном Собрании состоялись общественные слушания «Реализация прав на доступное дошкольное образование».
В очереди в детский сад по всей области стоят более 53 тысяч детей. Это количество людей, соизмеримое с населением небольшого города, такого как Шелехов. Из общей армии очерёдников более 19 тысяч – так называемые «остро нуждающиеся», то есть дети от трёх до семи лет. В области действует программа, через которую идёт финансирование строительства и реконструкции дошкольных учреждений. Однако этих денег недостаточно для того, чтобы дать возможность ходить в детский сад каждому ребёнку. За три года работы программы освоено лишь 4,3% от всех запланированных на пять лет средств. Как признался заместитель министра образования области Борис Михайлов, такие темпы ставят под сомнение реализацию программы.
«Мы совершенно чётко видим: программу необходимо финансово насыщать», – говорит Ирина Синцова. По расчётам строителей, организация одного детсадовского места обходится примерно в один миллион рублей. Перепрофилирование не приспособленных под детские образовательные учреждения зданий стоит ещё дороже. Так называемые «внутренние резервы», когда новые группы открываются в бывших зимних садах, музеях детских садов, практически исчерпаны. Очевидно, что быстро решить проблему традиционными способами не получится.
«Есть старая истина: отчаянный недуг врачуют лишь отчаянные средства. Вместе мы должны выработать нестандартные решения, ведь ни для кого не секрет, что очередь будет продолжать расти», – сказала в самом начале заседания заместитель председателя правительства Валентина Вобликова. Видимо, одно из таких «отчаянных средств» – сотрудничество государства с частными учреждениями. Есть идея попробовать разработать механизм компенсации, чтобы дети ходили в частный детский сад, но стоимость посещения для родителей не отличалась бы от муниципального садика.
Как оказалось, почётное наименование «частный детский сад» могут носить не больше десятка учреждений для дошкольников. Остальные – всего-навсего группы по уходу и присмотру. Причина – в высоких требованиях к помещениям. Например, нужно, чтобы в детском саду было два отдельных входа, зачастую это становится непреодолимым препятствием для частников. «В прошлом году мы от-
крыли детский сад в городе Иркутске, – рассказывает заведующая учреждением по уходу и присмотру за детьми «Крошкин дом» Наталья Лосунова. – Чтобы провести государственную регистрацию, стали искать подходящее помещение. Найти не удалось. Тогда пришлось открыть учреждение по уходу и присмотру». В таких заведениях детям разрешено находиться не более шести часов, за детьми только присматривают, но не обучают.
По словам Натальи Лосуновой, родители платят 100 рублей в час. Обычно ребятишки ходят не весь месяц, а только половину. «Не приходят не потому, что не хотят, просто родители не могут заплатить», – Наталья Лосунова облекает в слова то, что и без того понятно.
Представитель СРО строителей Байкальского региона Егор Росляков пообещал провести переговоры с крупными застройщиками, чтобы они включали детские сады в проекты жилых домов. «Требование к помещениям жёсткие, но строители готовы идти на это», – подбодрил Росляков. А заместитель генерального директора ЗАО «Труд» Сергей Байбородин заявил, что компания уже запланировала строительство детского сада на 120 мест в одном из новых жилых комплексов Иркутска. Компания рассматривает вариант продажи помещения детского сада городу. В свою очередь город может передать его частному педагогическому коллективу за низкую плату. Такой пример в Иркутске уже есть. Администрация передала еврейской общине помещение детского сада, в итоге родительская плата в нём не превышает пяти тысяч рублей, в учреждение ходят дети разных национальностей.
«Мне кажется, наше обсуждение перешло к детским садам частной формы. Поверьте, это тема не совсем перспективная, – приостановил ход дискуссии вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. – Здесь речь идёт в основном о краткосрочном пребывании детей. Это не выход из ситуации, надо говорить о полном дне, об образовательном процессе. Если детский сад лицензирован, то в нём должны выполняться образовательные программы, должны быть специалисты: психолог, методист. Ни один частный детский сад, учитывая арендную плату и отсутствие государственной поддержки, такие требования не вытянет. Здесь выступала девушка, руководитель детского сада. Я уверен, у них нет лицензии на образовательную деятельность. Нет сомнений и в том, что дети находятся в этом детском саду весь день. Что, если ребёнка некуда девать, он на пять часов приходит, что ли? Ясно, что на весь день и весь день ребятишки там сидят. Может, с ним и занимаются тихонько, но не выдерживая тех параметров, которые должны быть».
Участники слушаний также не верят в перспективность строительства детских садов в частном порядке. Во-первых, неизвестны условия, на которых строители согласятся продавать помещения. Во-вторых, возникают сомнения, найдутся ли у муниципалитета деньги, чтобы выкупить готовые садики, считает вице-спикер.
По его мнению, государство должно напрямую финансировать социальные объекты. Особенно это касается крупных жилых микрорайонов, которые появляются в областном центре. Регион занимается расселением в нём дольщиков, ветеранов, северян. Но ни в одной областной программе не предусмотрены средства в инженерную инфраструктуру и объекты социальной инфраструктуры. «Если мы готовим какой-то проект, мы должны в нём участвовать в полном объёме. Детские сады не должны быть головной болью строителей. Это нам, органам власти города, области, нужно продумать и включить расходы на них через комплексные программы. В противном случае от такого решения жилищной проблемы будет ещё хуже. Нас ожидают в будущем огромные жилые массивы, в которых нет ничего, кроме жилых «коробок», – ни ФАПов, ни школ», – рисует непрезентабельные перспективы Геннадий Истомин.
Недружелюбно была настроена к частным дошкольным организациям и представитель Роспотребнадзора Ирина Сбитнева. «У нас уже имеется негативный опыт по работе учреждений по уходу и присмотру за детьми, – сказала она. – За два предыдущих месяца у нас уже пять жалоб, причём только по городу Иркутску. Идут жалобы от бывших работников, которых увольняют без выходного пособия, с ними не заключают трудовые договоры. Жалуются родители на некачественное содержание детей. Получается так, что родители отдают своих детей в никуда, им не гарантируется безопасность жизни и здоровья ребят».
Ирина Сбитнева добавила, что контролирующие органы могут только догадываться, сколько групп по уходу и присмотру работает в области. Таким организациям достаточно лишь зарегистрироваться в налоговом органе, они вправе не уведомлять о своей деятельности ни администрацию муниципалитета, ни какую-то другую службу. «У нас были зарегистрированы случаи групповых инфекционных заболеваний – 2-3 человека в частных садах. Мы пытались расследовать случаи возникновения инфекций, но даже не смогли попасть в эти учреждения. Нам говорили: «Мы не работаем, это дети знакомых и родственников». Такая проблема с частными организациями существует», – поведала Ирина Сбитнева.
В ответ присутствующие на слушаниях заведующие частными организациями пожаловались, что им не хватает информации о деятельности контролирующих структур и об основных требованиях, а также призвали «не ссориться, а дружить».
За «дошколят» вступилась депутат Ирина Синцова. Она посоветовала контролирующим органам преодолеть некоторую отстранённость от работы частных организаций и «создать атмосферу не страха, а доверия». «Позиция Роспотребнадзора понятна. Но, я думаю, здесь сидят депутаты, которым часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда к ним приходят люди и говорят: «Я вам сейчас приведу ребёнка, потому что мне не на что жить». Нужно более реально смотреть на вещи», – сказала Ирина Синцова.
Председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС Тимур Сагдеев предложил подробнее рассмотреть опыт других регионов, в которых освоили строительство детских садов по типовым модулям. Это значительно дешевле, чем тратиться на индивидуальные проекты. И, разумеется, деньги на строительство садов нужно выделять из государственного бюджета.
Как показали слушания, какое-то волшебное средство, то самое, отчаянное, найти всё-таки не удалось. Участники пришли к выводу, что опираться стоит на традиционные методы. Если для областного центра можно придумать какие-то нестандартные решения, то в большинстве территорий приходится рассчитывать только на муниципальные детские сады.