Виталий Шуба: «Если нет капитальных вложений, нет развития»
На 11,2% увеличились темпы роста доходов консолидированного бюджета Иркутской области в 2010 году по отношению к 2009-му. В кризисный период наш регион, в отличие от множества других субъектов, имел положительную динамику налоговых и неналоговых доходов. При этом остаётся загадкой, почему с 2007 года область постоянно снижает объём капитальных вложений и не увеличивает расходы на заработную плату. Эти и другие цифры озвучил на прошлой неделе на лекции в Иркутском государственном техническом университете депутат Госдумы Виталий Шуба.
Первая сотня налогов
Профессор Российского экономического университета имени Плеханова, депутат пяти созывов Госдумы, первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Виталий Шуба рассказал в минувшую среду преподавателям и студентам ИрГТУ об изменениях налогового и бюджетного законодательства начиная с 1990-х годов. Он считает, что проведённая с конца 90-х и в двухтысячных годах налоговая реформа «не имеет аналогов в мировой практике». «За двухтысячные годы произошло реальное снижение налоговой нагрузки, – говорит Виталий Шуба. – Так, ставка налога на прибыль была понижена с 35 до 24%, в 2001 году был введён единый социальный налог, его ставка составила 36%, затем она была снижена до 26%. Налог на добавленную стоимость снизился с 20 до 18%. При этом сохранилась понижающая ставка в 10% по социально значимым товарам. За десятилетие двухтысячных были отменены ряд «губительных» для бизнеса и граждан налогов. Это налог на реализацию ГСМ, налог на пользователей автодорог, налог на владельцев транспортных средств, налог на имущество в порядке наследования или дарения и ряд других».
Если в конце 90-х годов в России действовало более 100 налогов и сборов, решения по которым принимались на разных уровнях, то с 1 января 2006 года налоговая система России включает в себя всего 14 налогов и сборов. Из них – девять федеральных, три региональных, два местных и четыре специальных налоговых режима. «В результате налоговая нагрузка относительно ВВП была снижена с 33,6 до 27,4%, а в последующие четыре года ещё на три процента (в сопоставимых ценах на нефть). Сегодня наша страна входит в число тех государств, в которых довольно низкое налогообложение как физических, так и юридических лиц. И это при постоянном росте налоговых сборов», – подчеркнул Виталий Шуба.
Слушатели заметили, что для региона положительная работа налоговой системы сводится на нет из-за трансфертного ценообразования. «Тема очень актуальна, – согласился Виталий Шуба. – Закон, как принято его называть кратко, о трансфертном ценообразовании действительно рассматривается Госдумой. Но, как мы изначально проговаривали эту тему с правительством, закон может быть принят не один, а только с законом о консолидированном налогоплательщике, который внесён в Федеральный парламент в октябре 2010 года. Нужно чётко дать определение, что такое консолидированный налогоплательщик, что такое промышленная группа.
Мы должны понимать, что это очень революционное решение». Шуба отметил, что Российский союз промышленников и предпринимателей участвует в работе над этим законопроектом, «хотя, возможно, в его скорейшем принятии они не сильно заинтересованы». Тем не менее Шуба высказал надежду, что оба закона будут приняты «этим составом Госдумы».
Шуба сообщил, что «Единая Россия» в порядке оказания помощи регионам предлагает передать на региональный уровень в полном объёме налог на прибыль. «Сегодня 2% налоговой ставки зачисляется в федеральный бюджет. Но при этом необходимо также отдавать себе отчёт в том, что 29,6% налога на прибыль уплачивается в Москве. То есть если мы передаём в полном объёме этот налог, то значит, около 30% этого налога будет зачислено в бюджет Москвы. Следовательно, необходимо искать ещё и альтернативные решения проблемы». В их числе – отмена льгот, установленных федеральным законодателем по налогам, которые переданы субъектам РФ и МО. «Вполне логично, если налог в соответствии с Налоговым кодексом является региональным или местным, значит, и решения по льготам должны быть за соответствующим уровнем власти. Вот здесь видятся резервы по увеличению собственной доходной базы регионов и муниципалитетов», – сказал Виталий Шуба.
От 15 страниц к пяти тысячам
Виталий Шуба заметил, что ни одна страна в мире, имеющая растущую экономику, не переживала такого стремительного реформирования бюджетного законодательства. Депутат пяти созывов помнит, как 10 октября 1991 года Верховным Советом СССР был принят закон об основах бюджетного процесса РСФСР, как с 1 января 2000 года вступил в силу знакомый теперь всем Бюджетный кодекс РФ. Особое внимание Виталий Шуба уделил Закону «О порядке представления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1995 год». «Почему я много о нём говорю? Не только потому, что являюсь автором этого закона, – признался Виталий Шуба. – Это единственный закон в РФ, по которому преодолено вето президента России». В соответствии с Конституцией РФ Госдума должна была подтвердить ранее принятое решение двумя третями голосов, Совет Федерации – тремя четвертями. Так и произошло. После этого президент был обязан подписать закон. Документ установил жёсткие сроки внесения в Госдуму закона о бюджете правительством РФ, был определён состав документов, которые необходимо внести вместе с проектом бюджета. Тогда же появилась норма о четырёх чтениях бюджета РФ, закон предусматривал возможность создания согласительной комиссии парламентом и правительством РФ. «И в тот период, во второй половине 90-х годов, когда ни у одной из политических партий не было парламентского большинства, принятие бюджета проходило в согласительных процедурах. Так продолжалось практически 4-5 лет», – поделился воспоминаниями Виталий Шуба. «Я вспоминаю 1994 год, когда депутаты Госдумы в своём большинстве впервые держали в руках главный финансовый план страны, – сказал депутат. – Я нисколько не преуменьшу, если скажу: это были полтора десятка страниц. Сегодня объём проекта федерального закона о бюджете – пять с половиной тысяч листов. Все государственные расходы прописаны до вида каждого из них».
Бюджетное законодательство на протяжении двухтысячных приходилось менять несколько раз – в связи с принятием федеральных законов №95 (об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов) и №131 (о местном самоуправлении). Знаменитым законом №122 были внесены изменения в 155 отраслевых законов и разграничены расходные полномочия. «До принятия всех этих законов общий объём необеспеченных мандатов в 1,6 раза превышал возможности бюджетной системы нашей страны», – заметил Виталий Шуба. В 2007 году ещё один раз были предприняты масштабные изменения в БК. «Благодаря им урегулировали вопросы межбюджетных отношений, выделение трансфертов, что очень важно для тех субъектов федерации, которые за счёт своей доходной базы не могут профинансировать закреплённые за ними расходные полномочия, – сказал Виталий Шуба. – Тогда же было принято решение об уходе от рассмотрения проекта бюджета в четырёх чтениях. Мы перешли на три чтения. Тогда же было принято решение о создании резервного фонда и Фонда национального благосостояния. А кроме того, внесены изменения, и сейчас планируются расходы на реализацию долгосрочных целевых про-грамм». Бюджетная система держит курс на полный переход на программно-целевой метод. «В программном аспекте должны будут формироваться и региональные бюджеты, – подчеркнул депутат. – Программа решает определённую задачу, и должна быть обозначена цель, которая заявлена в её паспорте».
Иркутская финансовая аномалия
Темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов РФ в 2009-м составили 86,4% к 2008 году. В Иркутской области наблюдался рост на 4,8%. Если говорить о динамике роста налога на прибыль, то в год кризиса по консолидированным бюджетам России сборы упали более чем на 30%. В Приангарье тоже наблюдался спад, однако он составил около 7,2%. По НДФЛ по субъектам были равные цифры и в 2008-м и в 2009 годах. В Иркутской области – незначительное снижение поступлений до 99,3%. Налог на имущество организаций по России вырос на 19,2%, в Иркутской области – на 25,5%. А вот по динамике безвозмездных поступлений Приангарье в 2009 году получило лишь на 18,8% больше, чем в 2008-м. Зато в 2010 году, когда бюджеты России в целом взяли у Москвы на 6% меньше, нашему региону Минфин прибавил 9,6%.
В год кризиса расходы консолидированных бюджетов остались на прежнем уровне, а вот в нашем регионе сократились на 2,7%. Похоже себя ведут расходы на оплату труда. В целом по бюджетам РФ в 2009 году эта статья выросла на 10,6%. Иркутская область за этот же период сократила её на 7,4%. Капитальные расходы в кризис упали по субъектам на 22,3%, в Иркутской области – на 21,3%. Если в 2010 году в целом по российским бюджетам наблюдается тенденция к росту капитальных расходов – 90% к 2009 году, то в Иркутской области – 86%. Зато наш регион лидирует по неким «прочим» расходам. В 2010-м их рост составил 21,9%, тогда как в целом по российским бюджетам – 12,8%.
От общих тенденций депутат Госдумы перешёл конкретно к Иркутской области, сравнив основные показатели изменений консолидированного бюджета региона с бюджетами других субъектов. До 2009 года наблюдался постоянный рост доходов по регионам. А вот в кризисный год у всех шёл недобор. Как оказалось, Иркутская область несколько выпадает из общего тренда. Темпы роста доходов в 2009-м по сравнению с 2008 годом в Приангарье несколько упали, но рост не менее 6% наблюдался. А 2010 год к 2009-му показал не менее 11,2%. Депутат отметил, что по динамике налоговых и неналоговых доходов практически все регионы показали средний спад на 14%. «А вот Иркутская область, тем не менее, довольно стабильно прошла этот период», – заметил Виталий Шуба. По НДФЛ благодаря мощной поддержке рынка труда после спада пошёл явный рост, и Иркутская область из общероссийского тренда не выбилась, несмотря на серьёзные трудности с БЦБК и наличие большого количества моногородов. «Величина налога на имущество организаций по России не снизилась, более того, наблюдался рост, – заметил депутат. – В Иркутской области аналогичная ситуация, то есть мы сохранили производственные мощности». А вот по налогу на прибыль регион дал меньший спад, чем в целом по стране. Хотя стоит отметить, что в кризисный период регион сумел существенно снизить объём госдолга.
– Теперь уместно поговорить и о расходах, – сказал Виталий Шуба. – Расходы в кризисный год на основные социальные направления практически не упали, то есть власти сумели выполнить взятые на себя социальные обязательства. В Иркутской области в 2009 году были снижены расходы. Но при этом – если вы отфиксировали в памяти – доходы росли.
Депутат обратил внимание слушателей на ещё одну любопытную вещь. В кризисные годы субъекты РФ продолжали за счёт бюджета увеличивать размер заработной платы. Практически по всем консолидированным бюджетам наблюдается такой тренд. А вот Иркутская область, помимо явно наблюдаемого роста доходов и сокращения расходов, ещё и снизила расходы на оплату труда. «Ну, здесь я не комментирую», – заметил Виталий Шуба. Однако сказал, что проблема реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере сейчас «самая болезненная тема» для региона. Депутат остановился и на том, что в Иркутской области наблюдается довольно высокая динамика роста так называемых «прочих расходов», которые традиционно являются непрозрачными. «Необходимо понять, что в этих прочих расходах «зашито» и в каких направлениях они росли», – считает он.
«Иркутская область по неясным мне причинам с 2007 года снижает объём капитальных вложений», – добавил первый замглавы Бюджетного комитета Госдумы. Если по регионам России снижение пошло только в кризисные годы, то в Иркутской области такая тенденция наблюдается четвёртый год. «В условиях кризиса это оправданно, но в среднесрочной, долгосрочной перспективе такая тенденция крайне неблагоприятна, – считает Виталий Шуба. – Если нет капитальных вложений, нет развития. А значит, нет и будущего».