Разошлись пути
Железнодорожники подсчитывают ущерб от аварии, произошедшей 28 мая под Нижнеудинском
С рельсов сошли 22 грузовых вагона, в результате чего разлилось полторы тонны топочного мазута, а в районе ЧС образовалась многочасовая пробка. Около пяти тысяч человек провели от 8 до 19 часов в стоящих поездах. Свыше 500 тысяч рублей было потрачено на обеспечение этих пассажиров продуктами, ещё больше полумиллиона ВСЖД потеряло на возвращённых без комиссий билетах. Общая сумма ущерба, в которую войдёт и поднятие вагонов, и восстановление путей, и компенсация грузополучателям за частично потерянный груз, и обработка пропитанной разлившимся мазутом территории, подсчитывается до сих пор.
Авария произошла 28 мая в 01.24 по иркутскому времени под Нижнеудинском, на перегоне Камышет – Ук. 22 вагона грузового поезда, наполненные ёмкостями с соусами, томатной пастой, пищевым уксусом, пшеничной и манной мукой, различными сухарными изделиями, сухим молоком и комбикормом, а также запчастями, чугунными радиаторами и стальными трубами, на крутом повороте сошли с рельсов. Изначально глава пресс-службы Восточно-Сибирской железной дороги Евгений Хохряков заявлял, что опасных грузов в сошедших вагонах нет и разлива содержимого не произошло, однако позже железнодорожники официально признали, что в составе сошедших вагонов, кроме прочего, было 14 цистерн с топочным мазутом, полторы тонны которого разлилось по земле.
Однако угрозы дальнейшего рас-пространения розлива, по информации пресс-службы ВСЖД, удалось избежать. Территория розлива нефтепродуктов была окольцована земляным валом и обработана биоразлагаемым сорбентом.
– Пропитанный мазутом грунт был собран, поднят и направлен на утилизацию на перерабатывающее предприятие железной дороги, – сообщил сотрудник пресс-службы Кирилл Виноградов. – Все мероприятия по обезвреживанию розлива проходят под наблюдением сотрудников Центра экологического контроля Восточно-Сибирской магистрали.
На месте аварии работали 300 специалистов ВСЖД и МЧС. Вагоны поднимали с помощью трёх специальных поездов, а потом восстанавливали примерно километр железнодорожного полотна, укладывали рельсошпальную решётку, регулировали более 400 метров контактной сети. Груз из сошедших с рельсов вагонов тоже был собран и вновь направлен грузополучателям. По словам Виноградова, за частично утерянный груз ВСЖД придётся выплачивать компенсацию. В пресс-службе не сообщили, был ли груз застрахован.
Через 19 часов после аварии по первому пути начали пропускать застрявшие пассажирские поезда. К половине восьмого вечера 29 мая движение на участке было полностью восстановлено.
Трафик на путях
За это время на железной дороге успела образоваться пробка, в которой встали 12 пассажирских поездов из Пекина, Москвы, Владивостока, Иркутска, Читы и Усть-Илимска. Как было подсчитано в ВСЖД позднее, заложниками ситуации в поездах стали 4983 человека. Например, на пути из Москвы в Хабаровск были задержаны 513 пассажиров, из Читы в Москву – 580, из Владивостока в Пензу – 617, из Иркутска в Минск – 454. Люди провели в ожидании отправления поездов от девяти до девятнадцати часов.
По данным пресс-службы компании, от поездок на поездах отказались 642 пассажира. Железная дорога вернула им деньги за билеты, в общей сложности сумма возврата составила 534 тысячи 133 рубля. Ещё 31 билет на сумму 13 тысяч 861,5 рубля был переоформлен.
Кроме того, ВСЖД запустило автобусы, которые во время ликвидации последствий аварии доставляли пассажиров пригородного сообщения со станции Алзамай до нижнеудинского вокзала и из Нижнеудинска до Тайшета, и назначило дополнительный поезд Иркутск – Благовещенск в составе 12 вагонов.
На организацию дополнительного питания пассажиров было истрачено более 500 тысяч рублей. «Безусловно, все эти меры не компенсировали полностью причинённые неудобства и моральный ущерб. Мы в очередной раз приносим всем пассажирам извинения за доставленные неудобства», – отметили в ВСЖД.
Общую сумму ущерба от аварии и её последствий в пресс-службе назвать пока затруднились. Она подсчитывается, а параллельно выясняется, из-за чего, собственно, вагоны сошли с рельсов. «Проводятся все необходимые экспертизы, детально рассматриваются возможные причины произошедшего, – сообщила руководитель пресс-службы Альбина Павленко. – Но процесс этот достаточно долгий».
– Причин схода подвижного состава может быть несколько, каждый конкретный случай имеет свою специфику и условия, – сказала она. – В последнее время участились случаи схода подвижного состава на железнодорожных переездах, главная причина которых – грубое нарушение ПДД водителями автотранспорта. Также всё чаще причиной схода подвижного состава на сети железных дорог России становится заводской брак вагонного литья, когда излом боковой рамы тележки вагона приводит к сходу. В этой области железнодорожники не раз обращались к руководству заводов-производителей вагонного литья с претензиями к их продукции и требованиями ужесточить контроль качества своих изделий.
Впрочем, на Восточно-Сибирской железной дороге подчёркивают, что на подконтрольных ей участках есть тенденция к снижению случаев крупного схода подвижного состава. Последний сход грузовых вагонов случился в ноябре прошлого года тоже в Нижнеудинском районе. Тогда на перегоне Хингуй – Худоеланская сошёл с рельсов поезд с углём.