издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Предпраздничные хлопоты

Ближайшее будущее правительства прогнозируется без труда: летний отдых отменяется

  • Автор: Владимир ДЁМИН, «Восточно-Сибирская правда»

Хотя в мае губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев не сделал ничего из ряда вон выходящего, он сумел дать своим оппонентам, существование которых уже не отрицается и не замалчивается, несколько поводов подумать о своём поведении.

Что такое хорошо и что такое плохо

Ситуация в Иркутской области складывается довольно парадоксальная: на одной и той же территории, при одном населении, губернаторе, Законодательном Собрании и единственном наборе средств массовой информации есть как минимум две точки зрения на происходящее и, соответственно, две диаметрально противоположные оценки. Губернатор и члены правительства склонны считать, что при известных недостатках область всё-таки движется вперёд и вверх, в целом – при определённых оговорках – в правильном направлении. Лучшей иллюстрацией этого подхода может служить стенограмма пресс-конференции губернатора, состоявшейся 20 мая в рамках фестиваля «Байкальская пресса – 2011». 

В своей речи Дмитрий Мезенцев называет достижениями области снижение оттока населения; существенное снижение размера государственного долга; почти бездефицитный бюджет; более успешную, чем раньше, работу по газификации территории региона; успехи в развитии сельского хозяйства (без конкретных примеров); увеличение социальных расходов на миллиард рублей. За рамками выступления остались лицензия на перевозку пассажиров, полученная Байкальской пригородной компанией 5 мая; снижение федеральной компоненты в энерготарифах для потребителей Иркутской области с 1 рубля 32 копеек до 65 копеек; увеличение в 1,5 раза финансирования ремонта областных дорог и другие, не менее значимые события. 

Отчасти к успехам области можно отнести и те отношения, которые губернатору и правительству удалось наладить с крупными компаниями и федеральными органами власти. В первую очередь речь идёт о договорённостях, достигнутых между областным правительством и министром регионального развития Виктором Басаргиным (о выступлении с докладом по стратегии развития Сибири и Дальнего Востока); о переговорах с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной (о синхронизации программ газификации области и соседних регионов), поддержке Министерством сельского хозяйства РФ предложенных областью схем развития потребительской кооперации и встречах с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Если не случится форс-мажор, вице-премьер Виктор Зубков проведёт в Иркутске заседание Совета по развитию лесного комплекса при правительстве РФ – на это событие губернатор возлагает особые надежды, так как видит в развитии лесопереработки будущее области. 

Список проблем получается если не более длинный, то уж во всяком случае весьма неприятный. Первое, о чём счёл нужным сказать губернатор, – проблема дотационных территорий, которых в области 39 из 42. Этот пункт стал первым, где мнения губернатора и депутатов соприкоснулись на миг – и тут же решительно разошлись: губернатор полагает, что от сложившейся системы нужно уходить, и предлагает сделать ставку на развитие малого бизнеса (для которого созданы фонд поддержки в размере 500 млн. рублей и стабилизационный фонд) и 172 «честных сбалансированных инвестиционных проекта» в сельском хозяйстве; депутаты предлагают погасить за счёт областного бюджета долги за услуги ЖКХ и создать муниципальные дорожные фонды. Оба подхода не только имеют право на существование, но и обещают – каждый свои – определённые преимущества. Вопрос разве что в том, что предложения губернатора подразумевают возврат части средств, выделенных на инвестиции, а предложения депутатов предполагают консервацию сложившихся отношений «область – район/город»: мэры по-прежнему будут думать, что область всегда спасёт, и не станут прилагать особых усилий к решительному исправлению ситуации. 

Впрочем, некоторые проблемы территорий выглядят абсолютно тупиковыми уже не первый год. Взять тот же Байкальск: смена собственников, временная остановка, разнонаправленные решения федеральных органов власти, постановления правительства РФ – а в итоге губернатор может только выразить уверенность в том, что «собственник комбината исполнит волю премьера» и к 2012 году переведёт БЦБК на замкнутый водооборот. Очевидно, что застарелая проблема моногорода этим не решается, слишком велик груз отрицательных ассоциаций и впечатлений, связанных с именем Байкальска. И даже принципиально-оптимистический настрой губернатора не позволяет ему скрыть тот факт, что создание тепличного комбината в Слюдянском районе – затея очень дорогая, знакомить инвесторов с потенциальными туристическими объектами – задача будущего, а позиция Минэкономразвития по поводу особой экономической зоны стала более жёсткой. 

О наших непростых отношениях

Депутатам часто кажется, что все проблемы снимаются механическим увеличением финансирования той или иной расходной статьи в бюджете; губернатор, не споря в целом, призывает к осторожности в обращении с деньгами: никто не знает со стопроцентной точностью, как будет жить область в следующем году, какие расходы предстоят бюджету, и катастрофическое положение с оплатой услуг ЖКХ во многих районах – лишнее тому подтверждение. Любопытно, что правительство, добившееся увеличения поступлений в бюджет от крупных компаний, не отказывает депутатам решительно и бесповоротно: поправки, которые должны быть внесены в расходную часть, тянут, по словам губернатора, более чем на миллиард по одним только предложениям фракции «Единая Россия». Но депутатам хочется больше и уже сейчас. Что ж, в этом их трудно упрекнуть, ведь практика показывает, что опоздание в несколько дней (и тем более задержка в месяц) может оказаться фаталь-ным для исполнения многих муниципальных программ. Жители и гости Иркутска, с сентября 2010 года ломающие ноги о разбитую улицу Киевскую, подтвердят. 

Завершая тему дискуссий между правительством и депутатским корпусом как главным публичным выразителем настроений в обществе, губернатор отметил, что масштабы «борений» между двумя ветвями власти кажутся ему – видимо, пока ещё – корректными: у министров, идущих на заседание Законодательного Собрания, нет ощущения, что они идут на суд и расправу. Не исключено, что не все министры разделяют эту точку зрения. В отличие от министра финансов Алексея Зезули, стоически выдерживающего на каждой сессии критику депутатов, первый зампред правительства Владимир Пашков позволяет себе эмоциональные высказывания – не спасает ни опыт, ни авторитет губернатора, который наверняка дал подчинённым совет (или приказ) сдерживаться. 

В мае губернатор расширил список тех, кому депутаты смогут задавать вопросы: заместителем председателя правительства Иркутской области (социальный блок) назначена Валентина Вобликова, министром социального развития, опеки и попечительства – Владимир Родионов, министром лесного комплекса – Николай Пенюшкин, заместителем губернатора – руководителем аппарата губернатора и правительства – Александр Лобаков. Этими назначениями список вакансий в верхнем эшелоне областной власти был закрыт, и правительство теперь полнофункционально. А с полноценного правительства и спрос другой. 

Ближайшее будущее правительства и губернатора прогнозируется без особого труда: летний отдых отменяется, или, как говорят в армии, «отпуск получите деньгами». Помимо ударной июньской сессии Законодательного Собрания предстоит завершить подготовку к VII Байкальскому экономическому форуму – список мероприятий, анонсированных на несколько сентябрьских дней, уже поражает воображение. Сразу за форумом, без всякой паузы, начинается празднование 350-летия Иркутска, которое, как уже признал губернатор, пройдёт радостно не для всех: некоторые руководители и исполнители, трудившиеся спустя рукава, должны будут ответить за недоделки. Губернатор, правда, предпочитает говорить о ситуации в другой тональности: всё заявленное будет построено, пусть и чуть-чуть позднее, – но оставить безнаказанными такие промахи было бы неверно. 

Особую остроту проблемам области придают сезонные природные, экономические и политические факторы. Под первыми подразумеваются пожары: несмотря на все усилия правительства, МЧС и муниципалитетов, благодаря которым более 90% лесных пожаров тушат в течение суток, леса и населённые пункты горят весьма активно. К числу наиболее важных экономических факторов следует отнести также колебания цен на бензин.

Как нам обустроить список

Губернатор Дмитрий Мезенцев и секретарь регионального отделения «Единой России» Александр Битаров с разницей в три дня высказались по поводу включения губернатора в список кандидатов от «Единой России». Для того чтобы губернатор возглавил партийный список «Единой России», обе стороны должны понять, будет ли от этого польза. 

Прежде всего, обеим сторонам нужно срочно решить, как и на каких условиях можно прекратить конфликт, основанный не только на личных амбициях того или иного политика, но и на реально существующих расхождениях между принципами работы правительства и предложениями депутатского корпуса (за которым стоят не только избиратели, но и финансово-промышленные группы). Речь даже не о формальном примирении, для которого губернатору вообще придётся прилагать минимум усилий, а о более глубоких принципиальных договорённостях, которые должны будут работать – в идеале – и после выборов президента. Даже если примирение будет сугубо формальным, стороны наверняка попробуют укрепить свои позиции на будущее, уточнив, кто кому в данном случае сделал одолжение – губернатор партии или партия губернатору. 

Дмитрий Мезенцев сделал осторожный шаг в нужном направлении, предложив не делить ответственность за проблемы и поздравления за успехи и заявив, что правительство мгновенно реагирует на предложения депутатов. Однако тут же оговорился: на разумные и посильные бюджету предложения. 

Фактор, от которого зависят результаты выборов в Государственную Думу и, как следствие, политические биографии многих руководителей областного масштаба, называется просто – население области. Никто из областных руководителей, какой бы пост он ни занимал, не может утверждать, что владеет всей полнотой информации по всем районам и городам области, по всем социальным и возрастным группам. У правительства и политических партий просто нет инструмента, которым можно было бы измерить рейтинги областных руководителей и партийных организаций, выяснить отношение к проводимым в стране реформам и степень удовлетворённости уровнем жизни, так что сказать, чья точка зрения ближе рядовому избирателю – исполнительной ветви власти или законодательной, – сейчас невозможно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры