издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Купля-пропажа квартиры

Сделки с жильём признаны наиболее рискованными

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Липовая доверенность, недобросовестный застройщик, незаконные условия договора – вот неполный список рисков при купле-продаже квартиры. В Управлении Росреестра по Иркутской области, где регистрируются такие сделки, статистики случаев мошенничества не ведут, но утверждают, что попытки обмануть одну из сторон предпринимаются регулярно. Чем может обернуться сделка по покупке жилья и можно ли сократить риски при её совершении, выяснил «Квадратный метр» на «прямой линии» с представителями теруправления Росреестра.

Без гарантии

Проблемы при покупке квартиры в строящемся доме интересовали сразу нескольких позвонивших. «В СМИ часто говорят об обманутых дольщиках. Мои родители планируют купить квартиру на стадии строительства. Какие советы можете дать, чтобы подстраховаться?» – спросила иркутянка. По словам начальника отдела координации и анализа деятельности в учётно-регистрационной сфере Росреестра по Иркутской области Михаила Жиляева, самое важное до подписания и регистрации договора – посмотреть разрешительную документацию застройщика. «Прежде всего, компании должен быть предоставлен земельный участок в аренду или собственность. Причём конкретно под строительство многоквартирного дома. Как правило, это делается постановлением мэра или губернатора, – пояснил Жиляев. – Кроме того, должно быть разрешение на строительство. Без этих документов застройщик не вправе привлекать средства дольщиков. В дополнение стоит посмотреть декларацию объекта, где о нём содержится вся информация». На какой стадии строительства заключать договор, разницы с точки зрения закона нет, добавил специалист. «Возможно и то и другое. Зависит от финансовых возможностей и желаемых сроков. Но названные документы должны быть у компании ещё до начала строительства», – предупредил он.

Сама регистрация договора «долёвки» не может полностью обезопасить покупателя, признают в Росреестре. «Это не даёт гарантии от всех бед. Но процедура нужна, чтобы договор «долёвки» вступил в юридическую силу, – отметил Жиляев. – При регистрации договора проверяются все документы, имеет ли право застройщик на свой проект. Если нет, будет вынесен отказ в регистрации. В этом случае главное – не отдать деньги раньше времени». В сущности, максимум, что гарантирует зарегистрированный договор, – то, что застройщик не сможет дважды продать одну и ту же квартиру разным людям. Хотя и тут не всё так просто, признал Жиляев: пока компания строит дом, нумерация квартир в «коробке» иногда меняется по нескольку раз. Путаница с нумерацией квартир может обернуться для дольщиков спорами за одну и ту же квартиру. 

Защита от подделок 

Самое «слабое место» при сделке с жильём – доверенность. Жиляев утверждает, что сталкивается в практике с поддельными доверенностями «через день». Сигналом о том, что доверенность сфальсифицирована, становится постоянное отсутствие собственника недвижимости. «Замена его представителем – законное дело, но часто используется как средство мошенничества», – отметил специалист. Он признался, что проверить это наверняка очень сложно. Установить подделку документов можно лишь в ходе специальной экспертизы. Наложить арест на имущество и запретить с ним любые сделки можно только через суд. «Если возникли подозрения, то стоит обратиться в Росреестр. Мы примем к сведению, ещё раз уточним волеизъявление владельца. Но если внешне документы соответствуют нормам законодательства, то регистратор проведёт сделку», – сказал Жиляев. Когда документы будут подписаны, то владельцу незаконно проданного имущества не останется ничего другого, кроме как идти в суд. 

«Пока я был в командировке, домой залезли воры и украли документы на квартиру – свидетельство о регистрации права собственности. Могут ли его использовать против меня?» – спросил один из позвонивших. По словам Жиляева, в управление Росреестра можно написать заявление о краже документов и попросить без личного присутствия владельца не проводить сделки. «Но если всё-таки вам стало известно, что с квартирой производят какие-то операции, то стоит бежать в суд и накладывать арест на имущество, потому что простого заявления в Росреестр недостаточно для отказа от регистрации», – предупредил Жиляев. Его коллега, заместитель начальника отдела государственной регистрации прав на объекты жилого назначения Росреестра по Иркутской области Ольга Поправко добавила, что мошенничество может быть и со стороны покупателей жилья. «Иногда люди полагают, что продают квартиру за 4 миллиона рублей, а в документах стоит цена 400 тысяч рублей. Но регистратор не может препятствовать такой сделке, ведь в их праве составлять, назначать цену, – сказала Поправко. – Последствия будут очень неприятными – аннулировать сделку можно будет только в суде. Поэтому настоятельно советую внимательно читать договоры и вносить корректировки в те условия, которые вас не устраивают». 

Утром – деньги 

Проверить квартиру на «чистоту» в Росреестре советуют через Единый государственный реестр прав (ЕГРП). Из выписки станет ясно, кто собственник недвижимости и какие на ней обременения. «Объёмы выдачи справок из ЕГРП растут. Если раньше мало кто этим пользовался, то сейчас это само собой разумеющееся», – отметил Жиляев. По его мнению, крупно «проколоться» можно ещё на одном этапе сделки – моменте передачи денег. По закону порядок расчёта остаётся на усмотрение сторон, рассказал Жиляев. Сам пункт обязательно должен быть прописан, однако Росреестр не будет настаивать на определённом варианте расчёта. С продавцом покупатели расплачиваются до, после или во время подписания договора. «Подушкой безопасности» в этом случае служит закон. «Если квартира уже продана, а деньги ещё не переданы, то возникает «ипотека». То есть квартира считается обременённой требованием денег от её продавцов», – пояснил Жиляев. Правда, всё равно подобная сделка грозит обернуться для бывшего владельца дополнительной головной болью и длительными разбирательствами. Поэтому для обеих сторон лучше всего подождать до завершения регистрации купли-продажи в Росреестре, говорит Жиляев. «Причём имейте в виду, что сам факт подачи документов ещё ни о чём не говорит. Тем более что сейчас по закону на регистрацию мы принимаем всё, даже если нет половины нужных бумаг, – предупредил специалист. – Риелторы или продавцы иногда сразу предлагают расплатиться, как только бумаги ушли в управление. На самом деле ещё предстоит проверить эти документы, внести запись в ЕГРП. Только потом возникают юридические последствия». 

Вероятность того, что мошенничество может быть совершено с помощью самого госрегистратора, в Росреестре категорически отрицают. Случай про то, как специалист теруправления незаконно оформила целое иркутское общежитие в частную собственность, здесь называют «единичным». По словам Жиляева, постоянно проводятся внутренние проверки плюс Росреестр контролирует прокуратура. «Но проверки касаются в основном единообразия практики, а не каких-то незаконных фактов, которых практически не бывает», – подчеркнул он. Впечатление о коррумпированности, по мнению специалистов теруправления, создают отчасти риелторы или другие представители сторон сделки, которые предлагают людям за дополнительную плату ускорить процесс регистрации. Хотя по львиной доле дел и без того установлены сокращённые сроки (например, по приватизации жилья и дачной амнистии). В среднем на регистрацию уходит 15 дней, при большой загруженности – 20, в то время как по закону на всю процедуру предусмотрен месяц. Как утверждают в Росреестре, риелторы пользуются этим, берут деньги просто так и заставляют людей думать, что, заплатив, можно повлиять на ход регистрации. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры