Ранние всходы – ранний урожай
Сибирские хлеборобы идут на риск, нарушая оптимальные сроки посевных работ
– Мы ещё в конце апреля посеяли ячмень нового сорта «Биом» на 160 гектарах, горох – на ста, рапсом заняли 200 гектаров, донником – 60, – рассказывает генеральный директор ЗАО «Иркутские семена» Юрий Ширяев.
Сколько знаю Юрия Матвеевича, он всегда был образцом спокойствия, выдержки и рассудительности. Импульсивность и торопливость – не в его характере. И вдруг так заторопился с севом. Впрочем, есть у хлеборобов такое выражение «ухватить влагу». Ради того, чтобы семя попало во влажную почву, они идут на нарушение выверенных наукой и передовой практикой оптимальных сроков посевных работ. Но… бежали от засухи, а попали под снег.
– Его столько нанесло, – говорит агроном Александр Едаков, – проехать к нам было невозможно. На дальнем поле сеялки оставили – сугробы колёса почти закрывали. Но для нас важны и дополнительная влага, и то, что комки на полях после снега рассыпались.
По данным ведущего агрометеоролога Владимира Гонтаря, такое количество осадков в Иркутском районе – большая редкость. Как будто созданы неплохие предпосылки для формирования доброго урожая, но смущают холода, которые держались три недели. Впрочем, в элитхозе и в самом ЗАО «Иркутские семена» трудится один из опытнейших в Иркутской области коллективов. В выработке стратегии немалый вклад вносят свои учёные. С учётом сегодняшней ситуации они закладывают ещё более надёжный фундамент под будущий урожай.
– В нынешнем году значительную часть семян обработали гуматами, – рассказывает Александр Едаков. – Раньше применяли их, но не в таких объёмах.
Наука утверждает, что этот препарат среди прочего повышает стойкость семян к неблагоприятным факторам, снижает уровень стрессов после обработки гербицидами и, что особенно важно, ускоряет прорастание семян. Ведь лето в Восточной Сибири не просто короткое, оно нередко преподносит неожиданные сюрпризы в виде снега в разгар лета или заморозков на исходе его, а ранние всходы – это ранний урожай. Не случайно в старину говорили: ранний посев позднему в амбар не заглядывает.
Общеизвестно, что хлеб всему голова. Однако сегодня голова должна ещё больше болеть о «втором хлебе». Ведь наш обеденный стол трудно представить без картошки. Её раньше было очень много. Магазины предлагали качеством похуже, но по 10 копеек за килограмм, на колхозном рынке качество было выше и стоила она втрое дороже, но всё равно копейки. Наши лучшие руководители-аграрники Баширин (учхоз «Оёкское») и Кикин (совхоз «Тыретский» Заларинского района) в голос утверждали: нет культуры более выгодной, чем картошка. Она приносила хозяйствам немалые прибыли.
Однако с приходом рыночных реформ началось сокращение картофельных плантаций. Если в 1986– 1990 годах в сельхозпредприятиях Иркутского района они занимали 3,2 тысячи гектаров, то к концу предыдущего десятилетия эти площади упали до 600 гектаров. Площади сокращались, а цены розничные росли, причём стремительно. И тогда город взялся за лопату и занялся самообеспечением. В дальнейшем по мере социального расслоения, падения уровня занятости людей на производстве в самом областном центре площади городских посадок начали сокращаться. Состоятельным гражданам было выгоднее купить этот продукт, чем тратить время на выращивание. Обедневшие же люди и рады бы сами себя обеспечивать, да где хранить картофель? Как на загородный участок добраться?
После прошлогодней засухи в западных регионах страны наш урожай оказался чрезвычайно востребованным. А где высокий спрос, там и высокие цены. Они подскочили не только в регионах-погорельцах, но и в Иркутске. За килограмм запрашивали 40 рублей зимой и 30–35 – весной. Сейчас можно без преувеличения сказать: если бы ЗАО «Иркутские семена» не озаботилось возрождением этой отрасли, то ценовая ситуация сегодня была бы ещё сложнее. И дело не только в том, что его элитхоз – ведущий производитель картофеля в районе. «Иркутские семена», его базовое предприятие стали проводниками научно-технического прогресса в картофелеводстве. Они являются ведущими поставщиками наиболее перспективных и высокоурожайных сортов, обеспечивают высококачественным посадочным материалом.
Но надо осознать, что современное картофелеводство – отрасль капиталоёмкая, энергозатратная. В тот же элитхоз по осени давно уже не высаживаются десанты из нескольких сотен горожан с вёдрами и лопатами. Забыты простейшие подкапывающие устройства. Уборку ведут тракторист-комбайнёр, два человека на комбайне. Но комплекс тех машин стоит немало – 12–14 миллионов рублей.
– Сегодня у нас пять комплексов, – говорит директор элитхоза Леонид Ширяев. – Первые, которые приобретались в то время, когда внедрялось промышленное картофелеводство, давно окупились. Но они и стоили семь миллионов рублей.
Сюда следует приплюсовать ещё строительство новых или переоборудование старых хранилищ, где используется система активного вентилирования. Только в таких хранилищах картошке не страшны ни сорокаградусные морозы зимой, ни жара летом.
Сельхозорганизации Иркутского района, что отрадно, год от года наращивают площади второго хлеба. Нынче они намерены занять картофелем 1200 гектаров. Используются десять комплексов. Ещё два на подходе. Свою лепту вносят и фермеры. Как горожанину, мне очень хотелось бы, чтобы розничные цены к концу лета вернулись на прежний, прошлогодний уровень.