От чистого сердца
Нашему коллеге Олегу Быкову – 70 лет
В стихах он называл своей музой «Восточку». Однолюб, Олег Быков хранит ей верность по сей день. А пришёл он в редакцию в 1973 году по приглашению легендарной теперь Елены Ивановны Яковлевой. То-гда же в отделе сельского хозяйства начал карьеру будущий главный редактор «Восточно-Сибирской правды» Геннадий Бутаков. О коллеге говорит сегодня тепло, с нескрываемой симпатией: – Олег Васильевич стал профессионалом высокого класса. Мобильный журналист, один из последних могикан того призыва. Ярко пишет о незаурядных личностях и зачастую становится другом тех, о ком пишет. Потому что сам интересен им! Человек выраженного общественного темперамента, с коллективистской жилкой. Десятиметровый коридор «Восточки» украшала в прежнем здании стенгазета с рисунками, стихами, эпиграммами Быкова, отражая и оживляя редакционные будни. Вместе с Валерием Кашевским Олег был организатором походов через зимний Байкал от Листвянки до Танхоя, а летом – пешком по Кругобайкальской железной дороге. Юмором своим поднимал всем настроение.
Англичане, вычитала где-то, считают юмор четвёртой христианской добродетелью. У Олега Быкова чувство юмора, похоже, на первом месте. Ему искренне жаль тех, кому оно не присуще: «Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор». Убеждён, что человек «не может быть неисправимо плохим, если он хоть раз от души посмеялся».
Сам он и сейчас смеётся охотно и легко, особенно над собой. Думаю, это и помогает ему ощущать себя лет на двадцать моложе, не тяготясь своим возрастом. Но весёлость его кажется весьма своеобразной, когда всматриваешься в циклы комиксов превосходного художника-карикатуриста и вчитываешься в его лирику с обертонами от иронии до сарказма. Мало кто из его сверстников отважился бы в 1960 году позволить себе такие строки:
Кругами пятилеток – вниз и вниз,
Чуть было не сказал – кругами ада…
А десять лет спустя его лирический герой признаётся:
Я – сгусток безмерной, чудовищной боли.
Ещё и не такие откровения узрит читатель на страницах книги «Карнавал и молитва». Олег Быков смог издать её только в 2001 году. И лишь за пять лет до этого узнал, что он является внуком реабилитированного «врага народа» – раскулаченного крестьянина Черемховского района Ксенофонта Прокопьевича Соболева.
По изгибам-плёсамжизненной реки
Тянем баржи-судьбы, словно бурлаки.
Стихам и рисункам сатирического свойства с политическим и социальным уклоном было не место на газетной полосе. Художнику в нём пришлось потесниться, и эта неполнота реализованности посланного свыше дара мучит до сих пор. Но рисовать продолжает – для себя, для души. А с живописцами дружит и пишет об их вернисажах постоянно. Публикует также очерки о людях сильного характера, пытливой мысли, творческого склада. Его героями становятся по преимуществу исследователи и защитники природы, учёные, философы, деятели театра, культуры, искусства и науки.
Олег Быков благодаря своей наблюдательности и богатому жизненному опыту быстро находит общий язык с единомышленниками, сострадательными к бедам общества. Увлёкшись ещё в юности трудами Шопенгауэра, Спенсера, Ницше и книгой «Так говорил Заратустра», он стал пожизненно заядлым книгочеем и меломаном. Одну комнату в его малометражке целиком заняла библиотека, они с супругой ютятся во второй. При этом ещё две тысячи томов пришлось отвезти на дачу. А хранителем для любимых записей музыкальной классики, как и собственных акварелей и гуашей, стал компьютер.
Рано сформировавшееся иронично-саркастичное мировоззрение не помешало Олегу Васильевичу, поборнику социальной справедливости, стать тонким ценителем красоты в людях и природе. Он, кстати, и себя не единожды проверил, как сам шутит, «на вшивость». Спускался с двумя служителями Байкало-Ленского заповедника на резиновом плоту по Лене, составлял компанию бывалому другу таёжнику Семёну Устинову в трудных походах по лесной глухомани. Экстрим выдерживает мужественно, с честью. Заодно делает уникальные фотоснимки к своим публикациям.
Подняв на крыло двух славных парней, Быков сам стал дедом для пяти внучат. Оба его сына, Евгений и Алексей, пошли по стопам отца, получив университетское образование. И трудоголиками стали – в него же.
Авторские экземпляры первой своей книги Быков сопроводил стихотворным автографом. А прозой – заключительные слова: «Желаю всего самого доброго от чистого сердца». Олег, не сочти за плагиат вынесенные в заголовок последние три слова. Это тоже сделано от чистого сердца.
Востсибправдовцы присоединяются к тёплым словам в адрес коллеги и желают Олегу Васильевичу дальнейших творческих свершений