«Добро» на граффити
Стрит-художники разрисовали стену в центре города
В выходные в Иркутске появилось первое легальное граффити международного уровня. Стрит-артист из Парижа, называющий себя Кука, и восемь иркутских граффитистов разрисовали стену в центре Ир- кутска. Своё творение посвятили юбилею города, ключевое место в ещё не законченном рисунке занимает цифра «350». После прогулки по городским улицам Кука был поражён талантами иркутских художников, а они, в свою очередь, обрадовались тому, что власти предоставили им место для творчества.
Кука приехал в Иркутск на прошлой неделе по приглашению руководителя общественной организации «Альянс Франсез – Иркутск» Маржолен Лё Галло, которая вела переписку с ним по электронной почте с ноября прошлого года. Стрит-артист из Парижа выглядит весьма экзотично: тёмная кожа, карие глаза и «дреды» ниже лопаток. Успевшие пообщаться с ним иркутские граффитисты отметили, что он «прекрасный, позитивный человек». За несколько дней, что Кука провёл в Иркутске, он прогулялся по Иркутску с местными художниками, провёл для них мастер-класс, выбрал краску для росписи стены и побывал на Байкале.
Как выяснилось, это не первый визит стрит-артиста в Россию. Ранее он уже бывал в Екатеринбурге и отметил, что Иркутск кажется ему более душевным. Отчасти потому, что здесь много деревянных домов, «построенных руками». «В них есть душа, – сказал Кука про эти строения. – Мне хотелось бы изобразить на них персонажей, чтобы показать, что эти дома – живые». Кука живёт в Париже, где занимается арт-проектами и рисует. На днях ему исполнилось 30 лет, а его увлечение граффити возникло давно: «В те годы, когда я занимался скейт-бордингом и много бродил по улицам ночью».
Перед тем как взяться за стену, Кука поработал баллончиком на площадке для экстремальных видов спорта, разбитой напротив сквера Кирова. Роспись стены в центре города – своеобразный подарок Иркутску на 350-летие, отметила Маржолен Лё Галло. Между тем несанкционированные граффити – довольно актуальный для Иркутска вопрос. «Мэром города предпринимается много шагов, задача которых – избежать подобных рисунков на стенах, – рассказал начальник отдела по молодёжной политике администрации Иркутска Александр Шапочкин. – В ходе совместной акции администрация Иркутска предоставила художникам краску и площади для росписи». Речь идёт о стене 3 метра высотой и 60 метров длиной, не исключено, что она будет закрашена не за один раз.
Площадки для творчества иркутских граффитистов будут предоставляться и в дальнейшем. «Места определены и частично согласованы с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Иркутска, – рассказал Александр Шапочкин. – Не исключено, что к сентябрю по Байкальской и другим центральным улицам Иркутска появятся картины, на которых будет изображён, к примеру, Байкал».
Между тем французский художник был удивлён уровнем работ иркутских граффитистов. До визита в город он был уверен, что здесь «медведи по улицам ходят» и нужно будет объяснять людям, что такое граффити. Однако, прогулявшись по Иркутску, констатировал: у местных мастеров есть свой стиль. «Нам было интересно пообщаться с ним, было приятно слышать комплименты в наш адрес», – рассказал иркутский граффитист Максим. Он занимается граффити уже 10 лет, говорит, что для него это способ самореализоваться и развиваться дальше. Наш собеседник рисует на стенах шрифты и отмечает, что на создание одной работы может уйти от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от сложности.
Максим признался, что с пониманием относится к критике мэра Иркутска Виктора Кондрашова в адрес отдельных граффитистов. «Я разделяю мнение о том, что историческая и центральная части города должны оставаться чистыми и красивыми. Здесь не должно быть несанкционированных рисунков, – отметил он. – Поэтому приятно, что у художников появляются места, где они могут рисовать. Надеюсь, что эта практика будет продолжена и в дальнейшем». Кстати, нынешняя акция – не первый совместный проект отдела по молодёжной политике и сообщества стрит-художников. В ноябре в рамках фестиваля «Иркутск спортивный, Иркутск молодой» помимо фото- и видеоработ оценивались и граффити-рисунки.