Дмитрий Мезенцев: Положительные тенденции обозначены
Традиционная пресс-конференция губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева прошла в рамках фестиваля «Байкальская пресса». Она собрала журналистов со всех территорий региона. Как всегда, разговор журналистов с главой области стал и подведением итогов, и своеобразным срезом тенденций, намечающихся в регионе.
– Мне не хотелось бы, чтобы разговор был сухой, официальный, скучный и малосодержательный, – заявил, открывая встречу, губернатор. – Я хочу, чтобы это общение за круглым столом, в буквальном смысле слова, было тесным и принципиальным. Ещё раз хочу подчеркнуть, что мы с громадным уважением относимся к труду иркутских журналистов. Все мы вашими глазами, вашим мнением живём и анализируем мир вокруг. Я не хотел бы говорить никаких вступительных слов, давайте начнём с вопросов.
– Дмитрий Фёдорович, что означает для вас работа губернатора? Теперь вы можете сказать об этом вполне осознанно…
– Главное, чтобы не было стыдно за то, что ты делаешь. Я для себя всегда ставлю задачу: то, что я могу сделать, должен делать с максимальной отдачей. Уже 700 с лишним дней я нахожусь на посту губернатора и верю, что внешние оценки совпадают с моим внутренним ощущением: я работал с максимальной отдачей. Всё ли получилось? Наверное, не всё. Всё ли из задуманного реализовано? Конечно, не всё. Но мне кажется, обозначены положительные тенденции, которые уже сложно переломить.
– Каким вы видите развитие территорий области?
– Я сейчас хотел бы обозначить макрозадачи для области, которые, конечно, касаются развития территорий. Прежде всего, мы должны уйти от системы, когда есть 39 дотируемых территорий и три успешных. Как минимум половина муниципалитетов должны иметь если не бездефицитный бюджет, то принципиально другую финансовую зависимость от областного центра. На мой взгляд, это сигнал большой беды и экономического нездоровья, если второй город области спрашивает у центра кредит в 100 миллионов рублей.
Мы не раз говорили о Байкальске и БЦБК. Теперь стоит вспомнить о постановлении правительства о расширении особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Значит, будущее за этим видом бизнеса. Лесным районам нужны не 2-3 инвестора, которые позволят развивать лесной бизнес, а хозяйственные механизмы, при которых в лесу будет невыгодно воровать. Иначе никакие усилия лесной милиции ситуацию не переломят и модель жизни людей не изменят. Одна из задач областного правительства – сделать так, чтобы экономика максимально вышла из тени, чтобы люди понимали, что у них есть будущее. Иначе продолжится отток жителей в очень больших объёмах, который имеется сегодня. Он несколько замедлился за последние год-полтора, но это не те цифры, которые нас радуют. Нужно, чтобы мы могли сказать: к нам приезжают, молодёжь перестала уезжать. Мы занимаем одно из лидирующих мест по отрицательной трудовой миграции.
Мы видим более успешную работу по газификации области. Относительно недавно к нам приезжал глава компании «Газпром» Алексей Миллер. Мы подтвердили заинтересованность в газификации области. Обозначена последовательность прихода газа в область. Это Братск – Саянск – Ангарск – Иркутск. С учётом привычно низкого тарифа на киловатт-час электроэнергии в Иркутской области, мы должны думать, как использовать потенциал газификации. Наверное, это не газ для отопления, а газ как сырьё для промышленности. Мы должны подумать – и уже работаем над этим с «Газпромом» и заинтересованными потребителями – о программе газохимии в Иркутске. Более того, мы дважды докладывали об этом министру экономического развития Эльвире Набиуллиной, о том, что мы просим, чтобы наши планы были соотнесены с планами других субъектов и программой развития Сибири и Дальнего Востока, чтобы мы не изобретали велосипед, даже после реализации программы создания крупного газохимического кластера были востребованы и конкурентоспособны на рынке, в том числе и с учётом того, как развивается наш ближайший сосед.
Мы много раз слышали о создании нового алюминиевого завода в Тайшете. Думаю, что это требует тщательного обсуждения с учётом Стратегии развития Сибири и Дальнего Востока, которая утвер-ждена правительством РФ. В связи с этим на седьмом БЭФе, который пройдёт 12-13 сентября в Иркутске, предполагается доклад министра регионального развития Виктора Басаргина о Стратегии развития Сибири и Дальнего Востока. Мы будем просить министра подготовить в рамках этого доклада определённый раздел, касающийся Забайкалья и собственно Иркутской области.
Вы прекрасно знаете структуру населения Приангарья – 82% живёт в городах. Но при этом видим, сколь успешно в целом развивается сельское хозяйство. Мы не можем не замечать этого. При том что есть пионеры успешного развития, есть и много недостатков. На июньскую сессию мы вносим новое предложение. На каждой территории была развёрнута работа по осмыслению инвестпроектов, которые должны стать точками роста для абсолютного большинства районов области. Список предложений был сокращён с 800 до 172 проектов. Мы должны найти честные, сбалансированные проекты, поддержав которые из областного бюджета, получим через некоторое время возврат пусть не 100%, но хотя бы 70% средств.
Планируется возобновить работу принципов потребкооперации. Она позволит стабилизировать ситуацию на потребительских рынках и по-другому организовать закуп молока, меха и так далее. Мало кто знает, что даже в советские годы объём потребительской торговли превышал объём государственной и составлял 52% общего товарооборота. Мы разговаривали с руководством Россельхозбанка, с министром сельского хозяйства, и они готовы поддерживать эти схемы. Мы даже предложили, чтобы Иркутская область была если не пионером, то полигоном для отработки в современных условиях принципов потребкооперации, прежде всего на селе.
Вы знаете, что нынешний год объявлен Годом поддержки малого бизнеса. Во всех 42 муниципалитетах созданы центры по поддержке малого бизнеса. Совместно с федеральным центром мы увеличиваем размер фонда поддержки до 500 миллионов рублей до конца года. Это стабилизационный фонд, который будет согарантом для предпринимателя, берущего кредит в банке. Но люди не будут заниматься малым бизнесом без убеждённости, что это престижно и важно, не будут заниматься развитием малых производств и предприятий, относящихся к бытовой сфере, если не будут чувствовать поддержки, если не будут знать, что их не замучают проверками, оброками. Понятно, что в Иркутске или Ангарске развивать малый бизнес легче, но одновременно и тяжелее, чем на территориях. Прежде всего я говорю о лесной сфере.
– Уже месяц как прошёл президиум Госсовета, на котором обсуждалась проблема наркомании. Скажите, за это время какое-то решение выработано и какие меры в дальнейшем будут приниматься, чтобы решить эту проблему?
– Я хотел бы немножко открыть тайну для журналистов о том, как готовился доклад на президиум Госсовета. Мне было поручено возглавить рабочую группу, в которую вошли восемь губернаторов, руководители министерств здравоохранения, юстиции, ФСКН, МВД, активно участвовал Геннадий Онищенко. Меня многие из присутствующих в зале спрашивали, почему я не ответил однозначно «да» на вопрос руководителя страны. Потому что любой человек, работающий в вертикали власти, должен быть надёжен и комфортен для вышестоящего руководителя. Это правда. Но если ты не убеждён в том, что твой ответ не ухудшает ситуацию, ты не имеешь права лукавить, подыгрывать и врать. Именно поэтому я разделил позицию, которую имели и большинство участников рабочей группы. На тот момент мы не считали возможным на законодательном уровне введение обязательного тестирования школьников.
Мы действительно считаем, что такую массовую работу нужно начинать как можно быстрее. Но что должно быть основанием для такой работы – нормативная база ряда министерств или федеральный закон? На момент проведения дискуссии мы считали, что таким основанием должна стать нормативная база Минобрнауки. Последовательная, очень внимательная позиция, которую президент обозначил на следующий день после проведения президиума, побывав в Управлении ФСКН по Московской области; инициативы, которые уже обозначены президентом в подтверждение того, что тестирование школьников должно быть обязательным, говорят о том, что мы все поработали не зря. Мы и вы.
– Всех очень волнует ситуация на бензиновом рынке. Не будет у нас как в Тыве?
– В своё время в «Литературной газете» была рубрика «Если бы директором был я». Если бы я был директором «Иркутскнефтепродукта», который владеет 46% автозаправочных станций, я бы ответил вам более определённо. В силу того что это компании, которые входят в вертикально интегрированный холдинг и не управляются из Иркутска, могу сказать, что мы сделаем всё, чтобы никакого 40–50-рублёвого бензина у нас не было. Верю, что всё получится.
Думаю, практически мы пройдём этот период в бездефицитном поле. Вопрос – насколько у нас хватает АЗС и насколько компенсируется давление монополиста, владеющего сетью АЗС. Недостаточно компенсируется. Мы находимся в постоянном диалоге с владельцем компании «Роснефть» и в целом оцениваем ситуацию на рынке области как удовлетворительную. Думаю, и сельхозтоваропроизводители могут быть спокойны. Что касается снижения, то оно наступит с 1 августа. Давайте так: пока задачей для меня и моих коллег обозначим неповышение цен на топливо, а по снижению соберём отдельную пресс-конференцию.
– Вопрос по лесу. Даже цитату записал из вашей речи: «Нам нужен механизм, когда невыгодно будет воровать». Вот этот механизм в новейшей истории Иркутской области неоднократно создавался, пытались и биржу делать, и так далее. В последнее время появился закон о пунктах отгрузки древесины. Закон заработал, что-то стало меняться в лесном бизнесе, стал он приносить больше отдачи? Обрисуйте ситуацию.
– Думаю, принятие закона – это важный, позитивный шаг. Но мы должны понимать, что даже идеальным законом мы ситуацию вряд ли изменим принципиально, хотя она, безусловно, становится лучше.
Я представил кандидата на должность министра лесного хозяйства, и как только он будет согласован федеральным центром, мы тут же объявим фамилию этого человека. У нас сложнейшее положение в лесном секторе, область занимает первое место по объёму заготавливаемого и экспортируемого (во всех смыслах этого слова) леса. По ушедшему году мы заготовили 20,7 миллиона кубометров древесины.
Подчёркиваю, что наше будущее – за совершенствованием работы в лесу. В Братске объявлена программа модернизации БЛПК, которая должна обеспечить две тысячи рабочих мест и дополнительную налоговую отдачу до 1,5 миллиарда рублей для областного бюджета. Это должен быть пример успешного освоения лесного потенциала. Сейчас мы ведём переговоры о проведении российско-финско-китайской конференции в рамках седьмого БЭФа. Мы хотим вести речь о сотрудничестве трёх стран по переработке древесины на территории Иркутской области. Достигнута принципиальная договорённость о проведении заседания Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ, который возглавляет первый вице-премьер Зубков. Значительная часть второго пленарного заседания будет посвящена лесу. Туда же мы относим ситуацию с лесными пожарами. К слову сказать, если вы заметили, в этом году ситуация с лесными пожарами много лучше, чем в прошлом. Я отношу это к тому, что мы научились куда слаженнее взаимодействовать с Управлением МЧС по Иркутской области. МЧС, агентство лесного хозяйства, авиационная база охраны лесов, пожарные и, самое главное, муниципальные образования работают куда более эффективно.
– Стратегия развития Слюдянского района связана с развитием особой экономической зоны. Но на этом пути есть несколько проблем, одной из которых является БЦБК…
– Знаете, мне тут один из авторитетных журналистов сказал, что пресс-конференция в рамках «Байкальской прессы» собирается для того, чтобы задать мне все неудобные вопросы. Я нисколько не сомневался, что часть вопросов будет сложной, и это справедливо, потому что такова жизнь вокруг. Что касается зоны, сегодня позиция Минэкономразвития справедливо более жёсткая. Ушло много времени на её создание, на выбор места и так далее.
Но несколько дней назад я подписал соглашение о продлении договора с Мин-экономразвития России на год. За этот год мы должны доказать, что зона будет. Главным доказательством должно стать подтверждённое документами позиционирование резидентов зоны. На БЭФе будет достаточно представителей зарубежного турбизнеса, которым мы хотим продемонстрировать обновлённый проект зоны с новыми участками. Это будет не только «Гора Соболиная». Называть конкретные места я не буду, потому что пресс-конференция не успеет закончиться, как они будут раскуплены с тем, чтобы потом мы же их выкупали вчетверо дороже.
Одна из точек развития территории – это создание комбината закрытого грунта в Байкальске. Пока у нас есть два варианта: круглогодичное производство овощей либо круглогодичное производство клубники под стеклом и под кварцевыми лампами. Второй вариант – нетрадиционный и очень дорогой, но мы хотим добиться софинансирования из федерального центра в рамках поддержки моногородов. Вы знаете, что два города получили поддержку в размере не одной сотни миллионов рублей. Наша задача – умно потратить и не проговорить эти миллионы рублей.
Я хочу напомнить, что осенью прошлого года Владимир Владимирович Путин публично обозначил собственникам БЦБК задачу до конца нынешнего года выйти на замкнутый цикл водооборота, чтобы с 2012 года сброс неочищенных стоков в Байкал был практически прекращён. Я убеждён, что собственник комбината, безусловно, исполнит волю премьера. Это принципиально изменит экологическую ситуацию вокруг комбината. Также собственники информировали нас, что с осени 2009 года у них с одной из европейских компаний заключён договор об установке фильтров, которые если не на сто процентов, то весомо победят запах, распространяющийся в районе.
Мы верим в то, что участники БЭФа будут свидетелями запуска принципиально нового теплоисточника в Байкальске. Запуск будет дистанционный: мы нажмём кнопку в Иркутске, а заработает он в Байкальске. Это теплоисточник по принципу теплонасоса, который использует разницу температур, он на сто процентов экологически безопасен. Нам было очень важно добиться, чтобы он был запущен именно в Байкальске, потому что это для нас важнейший пример и в рамках реализации программы по энергосбережению, и как подтверждение понимания экологических проблем.
Будущее территории должно быть связано не только с БЦБК. Одной из ближайших задач для правительства области будет создание фармацевтического кластера, и опорной площадкой для него станет Байкальск. Куда больше мы надеемся, что разработки ИрГТУ будут реализовываться не только на базе дочерних предприятий вуза. Надеемся, что предприятия заработают в Байкальске, не теряя научной связи с вузом. Развитие высокоэффективного сельского хозяйства, фармацевтического кластера, особой экономической зоны, совершенствование системы водооборота и определение судьбы БЦБК – ближайшие задачи наши и ваши, руководства района, города и собственников. Мы ни одного раза не пытались уйти от обсуждения проблем.
На июньской сессии мы будем вносить поправки в бюджет, которые будут касаться выделения средств, в том числе и на инвестпроекты в ряде территорий. Будут внесены дополнения в бюджет, касающиеся вложений в инфраструктуру ряда муниципалитетов. Те деньги, которые будут выделены для Слюдянского района, – начало более внимательного отношения, в том числе, к инфраструктуре муниципального образования. Подождите до 29 июня.
– Могли бы вы прокомментировать и дать свою оценку складывающимся отношениям вас как губернатора и Законодательного Собрания? Как вы оцениваете отношения с региональным руководством «Единой России» и с мэром Иркутска?
– Есть правила политической борьбы, которые всегда предусматривают принцип конкурентности, особенно в рамках предвыборной борьбы. Это старая схема борений, которая в Иркутской области сложилась не за один год и даже не за пять лет. Она действует и сейчас. Если вопрос в масштабах, то они вполне корректны. Результатом будет совершенствование стилей и почерка взаимодействия регионального правительства и парламента.
Мы совершенно не относимся к той вполне доброжелательной пока критике, как к словам, которые не должны быть учтены. Но положение дел в громадной области – итог работы не за год и не за два. Думаю, что журналисты это знают. Это результат многолетней работы правительства, губернаторов и депутатов. Поэтому не бывает так, чтобы одна ветвь власти получала только слова критики или замечания. Когда мы идём с доброжелательным деловым настроем в Законодательное Собрание, у нас нет ощущения, что мы идём на заседание суда. Если в этом ключе построить работу, она будет неконструктивной, а самое главное – бесперспективной, мы потеряем даже имеющийся задел взаимодействия. Думаю, этого не произойдёт. Последний разговор со спикером ЗС, в котором участвовали члены правительства, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия», ещё раз показал, что у нас нет никаких принципиальных противоречий. Более того, ощущение, что трудно убеждается областное правительство, ложно. Правительство на разумные и посильные бюджету предложения реагирует мгновенно.
Если ты можешь не заставлять человека тратить силы на убеждение в том, во что ты веришь сам, не заставляй тратить силы, соглашайся. Порою нужно сказать «нет», и это тоже жизнь, на это тоже нужно порой идти. Предложения, которые поступили от депутатов, тянут на 11,4 миллиарда. Если мы реализуем все эти проекты, мы просто провалим бюджет этого года. Но это не значит, что мы не будем прислушиваться.
Мы будем не только поддерживать инвестпроекты в сельском хозяйстве, которые курирует «Единая Россия», но и выделим дополнительные деньги под инициативы фракции. Думаю, общий объём расходов составит более одного миллиарда рублей дополнительно. Если такая отзывчивость правительства и губернатора расценивается как повод к противостоянию, тогда я не знаю, как оценивать доброжелательность и взаимодействие. Но если мы слушаем вопросы и готовы на них отвечать, это не значит, что мы проявляем слабость. Это значит, что мы хотим обойтись без конфликта там, где можно обойтись без конфликта, без пустого позёрства.
Что касается мэра, то он избран народом и губернатор будет поддерживать Виктора Ивановича Кондрашова. Но это не значит, что мы не имеем права высказать и определённые претензии. Соревнований между правительством и любым из 42 муниципалитетов быть не может. Если мы в состоянии помочь Иркутску, в том числе и в ликвидации последствий циклона, мы будем это делать. Если губернатор взял на себя невероятные риски и заботы по подготовке города к юбилею, хотя меня никто не заставлял этого делать, то это означает готовность поддерживать мэрию, но прежде всего – город и горожан.
Не сделать этого сейчас – значит отодвинуть город на 50 лет, когда будет отмечаться следующий юбилей. Думаю, так или иначе мы все поучаствуем в 400-летии Иркутска, но не в той активной фазе, как сегодня. Разговоры о том, что «Иркутская слобода» – это индикатор успеха или неуспеха, введут набережную или не введут, пустые разговоры. По всем заявленным объектам проведена работа, которая не позволяет нам повернуть назад. Это всё состоится. Может быть, мой оптимизм полтора года назад был более розовым, чем сегодня, но в целом идёт дружная, последовательная работа по всем объектам.
– Мы довольно давно говорим о переходе на новую систему оплаты труда в бюджетной сфере. Когда уже закончим говорить и перейдём окончательно?
– Довольно долго и трудно шли переговоры с руководителями профобъединения. В ближайшее время мы подпишем трёхстороннее соглашение. Я объявлю вам сейчас то, что мы ещё не объявляли. С 1 мая минимальная оплата труда для бюджетной сферы Иркутской области будет установлена на уровне 4611 рублей в южных районах и 7205 рублей в северных районах. С 1 октября будет выплачиваться зарплата в рамках абсолютно полного введения новой системы оплаты труда в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Для этого областной бюджет в этом году предусматривает свыше 500 миллионов рублей, рост фонда оплаты труда составляет примерно 20%. С 1 января 2011 года предусмотрено увеличение фонда оплаты труда для врачей и специалистов со средним медицинским образованием, что потребует 800 миллионов рублей.
Увеличение фондов оплаты труда для здравоохранения планируется путём поэтапного введения новой системы оплаты труда с 1 сентября 2011 года с завершением перехода в 2012-м. Мы только в прошлом году сказали, что начинаем заниматься внедрением новой системы оплаты труда. Дело идёт непросто. Но недавно министр образования Виктор Басюк был в Братске, посетил 11 школ и привёз не просто данные о том, что новая система позволила увеличить зарплату, а привёз фамилии людей, которые получили увеличение до 10-12 тысяч рублей.
Понятно, что область реализует поручение премьер-министра о поэтапном увеличении зарплаты в сфере образования, чтобы в обозначенный период вывести зарплаты учителей до среднего уровня в промышленности. Подчёркиваю, что эта работа тоже будет идти поэтапно, чтобы потом не было вопросов. Расходы бюджета на социальные программы будут увеличены примерно на миллиард рублей. Менее чем за полтора года мы уменьшили размер госдолга в два раза, и сегодня он не превышает 7,34 миллиарда рублей. Нам удалось принять почти бездефицитный бюджет нынешнего года, и мы сделаем всё возможное, чтобы дефицит был предельно низким. В декабре мы обсуждали, что он не должен превысить 270 миллионов рублей. Заместив свыше 3 миллиардов рублей коммерческих кредитов в структуре госдолга, которые брались под 17–24% годовых, кредитами Минфина под 2-3%, мы только в прошлом году сэкономили 1,3 миллиарда рублей. Если помните, значительная часть этих средств пошла на дотацию производителям зерна по полтора рубля на каждый килограмм произведённого зерна, и область заметно компенсировала расходы по лизингу сельхозтехники. Это то, что нам кажется важным.
Скажу о том, что у нас осталась одна вакансия в правительстве – руководителя службы финконтроля. Мы решили сохранить ставку одного из замов, который ранее курировал финансовый блок. Он будет представлен в первой декаде июня.
– Если позволите, два вопроса, и оба имеют отношение к социальной сфере. Будет ли область помогать территориям решать проблему нехватки детских садов, потому что самостоятельно муниципалитеты не в состоянии справиться с этой задачей. Второй вопрос касается здравоохранения. Грядут серьёзные перемены, когда муниципальные поликлиники перейдут в ведение области. Как вы считаете, не скажется ли это на качестве и доступности медицинской помощи для местного населения?
– Давайте начнём со второго вопроса. Реформы, которые ухудшают качество жизни людей, никому не нужны, будь то сфера здравоохранения или любая другая. Здесь нужно действовать по медицинскому принципу «не навреди». Перевод муниципального здравоохранения в компетенцию субъекта не должен сказаться никак, если не в лучшую сторону, на тех людях, которые приходят за медицинской помощью. Мне кажется, реформа позволит добиться более высокого качества администрирования, внедрения новых технологий, позволит больше опираться на передовой опыт других областных центров и наших столиц и, конечно, более эффективно вести подготовку и переподготовку медицинских кадров.
Почему мы так выверенно и порой даже скупо подходим к расходам этого года? Потому что прогноз дополнительных расходов следующего года достигает 10 миллиардов рублей. Подняв зарплату бюджетников сегодня, мы не имеем права забрать эти выплаты завтра. Перевод муниципального здравоохранения на уровень региона будет стоить от 3,6 до 4,2 миллиарда рублей. Для нашего бюджета это колоссальные деньги. Мы не можем не идти на эти расходы, но при этом обязаны думать о механизмах пополнения бюджета, которые позволят нам эту задачу выполнить. Об этом мы думаем уже сегодня. Ещё раз скажу, что нежелание отвечать на любые сиюсекундные просьбы по увеличению расходов бюджета – гарантия того, что мы думаем о завтрашнем и послезавтрашнем днях.
Вопрос первый касался детских садов. Это проблема, которая возникла не за год и даже не за пять лет. Это перекосы новой экономической модели, которую мы одно время все очень приветствовали. Сейчас, даже выделив деньги на капитальное строительство новых сооружений, мы проблему быстро не решим. Поэтому у министерства образования и социального блока есть задача совместно с министерством имущественных отношений тщательным образом провести ревизию бывших детских садов, которые были приспособлены под иные нужды. При этом мы должны самым внимательным образом посмотреть на развитие системы частных детских садов. Например, нужно пересмотреть схему получения разрешительной документации на открытие частных садов. Думаю, это позволит нам принципиально быстро разрешить ситуацию.
– Близятся выборы в Госдуму. Дело в том, что сложилась такая практика, которая применялась и у нас в регионе, когда списки «Единой России» возглавлял губернатор. Скажите, вы будете следовать этой традиции? Не получится ли так, что, получив мандат депутата Государственной Думы, вы покинете регион?
– Скажу вам по секрету, что примерно раз в квартал из кругов, близких к политической элите региона, я выясняю новое место своего назначения. Палитра достаточно разнообразная, оценка моих возможностей у политической элиты серьёзная. Но вы задали очень непростой вопрос. 4 декабря нынешнего года – не только день выборов в Госдуму, но и важнейший этап становления политической системы страны. Как человек беспартийный, скажу, что у губернатора, не имеющего партийного билета, достаточно много возможностей вести диалог с различными партиями, представителями самых жёстких движений, критиками власти и так далее. Но я поддерживал и поддерживаю региональное отделение «Единой России».
Я не задумывался над тем, чтобы возглавить список, и ни с кем по этому поводу не разговаривал. Дело не в том, кто возглавит список, а в том, как нам удастся убедительно для избирателей показать нашу совместную работу. Если бы мы отдали на социальные программы все деньги, которые тратим на лозунги, результаты были бы выше. Что касается моего желания стать депутатом Госдумы, до вашего вопроса я об этом не задумывался. Впрочем, по итогам двухминутного размышления отвечаю отрицательно.