Непреодолимая сила
Ущерб, нанесённый электрическим сетям Иркутской области во время бурана 28-29 апреля, всё ещё не оценён до конца, но очевидно, что он измеряется не одним миллионом рублей. Специалисты во всех отраслях, от метеорологии до энергетики и коммунального хозяйства, сходятся в том, что столь разрушительных проявлений стихии в регионе не было очень давно. Немного расходятся они лишь в том, что послужило причиной значительного числа аварий: сказалось ли только сочетание мокрого снега со штормовым ветром или к нему прибавилась ветхость сетей.
«Мы ещё не подсчитали затраты на восстановление сетей, потому что не получили всех данных, – так корреспонденту «Сибирского энергетика» ответил министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Пётр Воронин на вопрос о размерах ущерба, нанесённого апрельским штормом. О порядке цифр может говорить тот факт, что, к примеру, только из бюджета Москвы на восстановление линий электропередачи после обрушившегося на столицу и прилегающие к ней регионы в декабре 2010 года ледяного дождя было выделено около 90 млн. рублей, а ОАО «Московская объединённая электросетевая компания» было вынуждено увеличить расходы на ремонтные работы на 700 млн. рублей.
К тому же полное восстановление электроснабжения потребителей в Москве и Московской области заняло около трёх недель, тогда как в Приангарье на это потратили семь суток. Справедливости ради надо заметить, что в Иркутской области без света остались 75,6 тыс. человек, а в центральных регионах России – свыше 400 тысяч, однако, как подчеркнул первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации ФС РФ по естественным монополиям Валентин Межевич, «у нас расстояния другие». «У нас были сложности из-за большого количества снега: местами в Аларском, Заларинском и Черемховском районах, а также в Присаянье снежный покров доходил до 50–70 сантиметров, – напомнил генеральный директор Иркутской электросетевой компании Борис Каратаев. – А когда он растаял, подъезды к ЛЭП на полях или через просеки стали непроходимыми, так что технику пришлось таскать тракторами». 29 апреля была закрыта и часть дорог на этих территориях, а также в Усольском районе, и расчистили пути только на следующий день. Вдобавок ситуация с повреждениями стала полностью ясной только 30 апреля: в первый день обнаружить все места, где произошли порывы, было невозможно, поскольку к ним нельзя было проехать и специалисты были вынуждены передвигаться пешком. Исключением стал разве что Иркутский район, где для того, чтобы найти место аварии на линии от областного центра до Листвянки, был задействован вертолёт МЧС. Тем не менее в зоне ответственности ИЭСК полностью восстановить электроснабжение потребителей удалось к вечеру 5 мая, а свет в отдельные обесточенные дома в целом по региону подали 7 мая. Каратаев подчеркнул, что этому способствовала как оперативная переброска ремонтных бригад филиалов Иркутской электросетевой компании и подрядных организаций, а также материалов на территорию Центральных электрических сетей, так и помощь администраций Аларского, Усольского и Черемховского районов, мобилизовавших местных жителей на расчистку дороги для техники.
Погода в степени износа
Значительное число аварий все собеседники «Сибирского энергетика» объясняют крайне неблагоприятными погодными условиями: штормовым ветром в сочетании с обильным снегопадом. Воронин настаивает на том, что этому сопутствовали и другие причины, в первую очередь износ сетей. «Ведь те линии электропередачи, которые мы построили за последние годы, как стояли, так и стоят», – привёл он аргумент. Сказались как ветхость опор, так и провисание изношенных проводов, приводящее, выражаясь профессиональным языком, к нарушению пролётных габаритов ЛЭП. Специалисты из западной части России – например генеральный директор ЗАО «Оптен Лимитед» Борис Механошин – замечают, что это характерно для сетей во всей стране и в обычных условиях приводит к значительному снижению их пропускной способности. А при шквальном ветре, по словам Воронина, «возникает перехлёст, и всё». Кроме того, на части линий оказались изношены опоры, а на ЛЭП Новожилкино – Тальяны в Усольском районе обнаружили шесть или семь изоляторов, прикрученных не к предназначенным для этого столбам, а к деревьям. «Вдобавок при трассе нет никакой дороги, а она должна быть, так что сами представьте, что это за линия», – отметил министр.
Впрочем, он тут же оговорился, что ЛЭП является бесхозной – раньше она принадлежала Китойскому леспромхозу, который прекратил своё существование. Затем она перешла районной администрации, а та передала её в безвозмездное пользование ИЭСК. Иркутская электросетевая компания, в свою очередь, разработала проект строительства новой линии, но средства на его реализацию не были предусмотрены в той части инвестиционной программы, которую утверждает региональное правительство (так называемой «губернаторской» программе на 2011 год). Каратаев отметил, что порывы на подобных бесхозных ЛЭП составили примерно 40% аварий в зоне от-ветственности Центральных электрических сетей, в которую входят Ангарский, Аларский, Балаганский, Заларинский, Нукутский, Усольский и Черемховский районы.
Говоря это, глава ИЭСК заметил, что повреждения сетей были вызваны не столько их износом, сколько погодными условиями. «Одновременно с тем, что дул ветер до 20 метров в секунду, на провода налипал мокрый снег, что усиливало нагрузку, – пояснил он. – К примеру, 16 мая во время шторма ветер был сильнее, но было повреждено несколько линий, которые в тот же день восстановили». С ним согласен и первый зампред комитета Совета Федерации по естественным монополиям, который так же уверен, что больший вклад в возникновение аварий внесла погода. «Когда происходит стихийное бедствие, провода подвергаются таким воздействиям, на которые они не рассчитаны», – сказал сенатор.
Неприкосновенные инвестиции в надёжность
Свою лепту в ход восстановительных работ внёс обмен недостаточно точной информацией между муниципалитетами, сетевыми компаниями, Главным управлением МЧС по Иркутской области и региональным правительством. «Если у нас есть специальная форма, по которой мы отчитываемся перед Минэнерго, то единой формы передачи данных между другими ведомствами нет, – рассказал Каратаев. – Поэтому вышло так, что чем выше уходила информация, тем сильнее она искажалась. Если бы её собирали быстро и качественно, то можно было бы сразу определить, сколько бригад и куда направлять». В итоге правильно распределить ремонтный персонал удалось лишь 30 апреля, когда были выявлены все места порывов ЛЭП.
Чтобы избежать таких ситуаций в будущем, принято решение о разработке стандартов сбора и обмена информацией между сетевиками, правительством Иркутской области, региональным управлением МЧС и диспетчерским управлением Системного оператора Единой энергосистемы России. В ИЭСК также пересматривается аварийный запас материалов на случай массовых отключений электроэнергии, хотя того резерва, который существовал до апрельского урагана, оказалось достаточно для ликвидации его последствий. Кроме того, в компании планируют разработать отдельную инвестиционную программу или выделить средства в рамках капитальных вложений на 2012 год на приобретение специальной техники повышенной проходимости для работы в Присаянье.
Однако изменений в действующую «губернаторскую» программу на 2011 год вносить не будут. Тем не менее глава Иркутской области Дмитрий Мезенцев дал поручение проанализировать ситуацию с бесхозными сетями и до 2015 года решить все связанные с их состоянием проблемы. «Как вы сами понимаете, это можно сделать за счёт инвестиционных программ», – подчеркнул руководитель областного министерства ЖКХ. При этом региональные власти намерены избежать роста тарифа на передачу электроэнергии, в который включается инвестиционная составляющая. Напомним, на прошлой неделе правительство Иркутской области объявило о том, что будет значительно снижена так называемая федеральная компонента в стоимости электричества, а также тариф на передачу электроэнергии. Воронин заметил, что у властей не так много пространства для манёвра при сокращении цены. «Мы можем это сделать только за счёт усреднения числа часов использования заявленной мощности для всех потребителей, тарифа на передачу и инвестиционной составляющей, которая в него входит», – сказал он. Между тем Валентин Межевич считает, что на сокращение той части тарифа, за счёт которой обеспечивается надёжная работа электрических сетей, никто не пойдёт.