издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зарплатная арифметика

Пилотной площадкой для внедрения новой системы оплаты труда учителей стали школы Братска

  • Автор: Аксана ОЛЕФИР

Братск стал одним из первых городов Иркутской области, которые приступили к внедрению новой системы оплаты труда учителей (НСОТ). «От настроения учителей напрямую зависит настроение горожан. Чем лучше наши учителя живут, тем спокойнее нам всем», – убеждена Марина Зубакова, заместитель мэра Братска по социальным вопросам. С 1 ноября минувшего года на НСОТ перешли две школы Братска, с 1 февраля – три школы, с 1 марта – ещё две, а с сентября перейдут все остальные.

Любые нововведения обычно вызывают опасения: как бы не было хуже. Особенно если они касаются перехода на новую систему оплаты труда. «Убеждён, что единая тарифная сетка, по которой последние 15 лет начислялась зарплата учителей, себя изжила, – говорит Сергей Фёдоров, директор школы № 14 города Братска. – Она не учитывала качество работы. Например, начинающие педагоги получали в разы меньше учителей высшей категории – это было и несправедливо, и вело к оттоку молодых кадров из школ». Поэтому школа, которой руководит Фёдоров, одной из первых заявила о своём желании стать экспериментальной площадкой для внедрения новой оплаты труда, тем более что в этом случае фонд заработной платы увеличивался за счёт областного бюджета на 20%. К переходу на НСОТ в школе готовились тщательно: узнавали нюансы у коллег из регионов, где уже работали по новой системе, искали нужную информацию в Интернете. 

Сразу после перехода на НСОТ с 1 ноября минувшего года персонал школы почувствовал разницу: «В первый же месяц моя зарплата поднялась тысячи на четыре, потом ещё на пару тысяч, – говорит Вера Тюкавкина, учитель биологии и химии школы № 14. – Хотя не у всех коллег из других школ, перешедших на НСОТ, зарплата увеличилась, кто-то даже почувствовал её уменьшение. Мне кажется, для того, чтобы переход был безболезненным для коллектива, важно, чтобы хорошо сработала администрация школы, тщательно продумала систему критериев оценки работы педагога. У нас в школе в конце каждой четверти завучи кропотливо на огромных «простынях» проставляют баллы, которые дают общую картину того, кто что сделал. Конечно, нужно заполнять очень много бумаг, впрочем, они были и до внедрения НСОТ». 

Сейчас зарплата учителей школ, перешедших на НСОТ, состоит из двух частей: базовой части и стимулирующей, за счёт которой учителя и получают прибавку. В самом начале было оговорено, что 15% от суммы стимулирующей части идут на единовременную премию, а остальная сумма – на выплату по баллам. Эти баллы педагоги получают за соответствие критериям, которые и влияют на размер стимулирующих выплат. В школе № 14 при разработке этих критериев рассудили, что нужно учитывать все сферы деятельности педагога, потому что образовательный процесс – это не только учебная часть, но и дополнительное образование и воспитательная работа. Так, у завуча по учебной части появился свой «шорт-лист», в который он за каждое проведённое мероприятие ставит учителю баллы, соответственно, подобные листы есть и у завуча по воспитательной работе, и у заместителя директора по методической работе. Баллы педагоги получают за участие детей в олимпиадах, научно-практических конференциях, за заполнение классных журналов, успеваемость по предмету. Учитывается и методическая работа, подготовка рабочих программ, спецкурсов, открытые мероприятия, туристические походы, выходы в театры, посещение стадионов… 

Окончательную оценку качеству работы учителя один раз в учебную четверть подводит комиссия, в которую входят директор школы, его заместители и руководители 11 методических объединений учителей. На комиссии обсуждается справедливость выставленных баллов, а затем составленные коллегиально документы подписывает представитель профсоюза. Стоит отметить, что есть критерии, по которым баллы снимаются. Это могут быть обоснованные жалобы учеников или родителей, нарушения трудовой дисциплины, например удаление с урока учащегося. А за грубое нарушение трудовой дисциплины учитель может и вовсе лишиться стимулирующей надбавки. 

По итогам первой четверти в школе № 14 один балл «потянул» на 60 рублей, а на руки со всеми коэффициентами педагоги получили по 103 рубля. Набрав в среднем около 30 баллов и получив ощутимую прибавку к зарплате, учителя воодушевились, но, заработав во второй четверти больше баллов, получили меньше: баллы обесценились. Теперь, по словам руководства, эти шероховатости устранены. И по статистике сейчас в школе № 14 средняя зарплата учителя составляет 18147 рублей, а до введения НСОТ она была 14930 рублей. Значительно подросла и зарплата технического персонала школы: с 6692 до 9667 рублей.

Руководство школы признаётся, что поначалу возникали опасения, что отношения в коллективе могут ухудшиться, поэтому решили в зарплатной ведомости писать не фамилию педагога, а его табельный номер. За полгода работы по НСОТ ни одной жалобы от учителей не поступило. 

Лидия Афанасьева, директор школы № 16, отмечает, что в городской педагогической среде были недовольные распределением надтарифного фонда, случались даже судебные разбирательства, поэтому она с опаской ждала внедрения НСОТ. Но оказалось, что в новой системе оплаты труда больше гласности, а значит, меньше претензий. «В учительской мы вывешиваем список, в котором нет конкретных сумм, зато чётко расписано, кто и за что поощрён». Лидия Дмитриевна уточняет, что положение о распределении стимулирующей части, разработанное в школе, полностью раскрывает, что подразумевается под качеством и результативностью работы, и добавляет, что критерии оценки качества труда учителя, которыми пользуются в школе сейчас, будут со временем видоизменяться, модернизироваться. Руководитель образовательного учреждения отмечает, что внедрение новой системы оплаты труда обязывает руководство быть внимательнее к каждому работнику, видеть все его хорошие стороны. При этом большая нагрузка ложится не только на администрацию, но и на руководителей методических объединений – они должны владеть полной информацией. 

«Если бы баллы распределяла только администрация, её можно было бы упрекнуть в субъективности, – говорит Жанна Эбель, учитель школы № 16. – Но, так как я вхожу в комиссию по стимулирующей части как руководитель методобъединения учителей русского языка и литературы, я знаю, кто из семи литераторов что сделал и за что получил баллы. А если возникают спорные ситуации, они обсуждаются. Например, недавно мы решали, как быть в том случае, когда учитель работал с классом несколько лет, с 6 по 9 класс, а потом 10 класс передал другому педагогу. И спустя пару месяцев несколько учеников успешно выступили на олимпиаде по литературе. Их новый педагог получил большее количество баллов. Мы посчитали, что это несправедливо, и, так как период подготовки учащихся был маленький, решили также поддержать и того учителя, который работал с детьми раньше. Признаюсь, думать, что новая система оплаты труда заставила нас лучше работать, не совсем правильно. Для учителей мало что изменилось: мы так же выполняем свою работу, да и что касается информации по выплатам – она и раньше была открыта, и сейчас. А зарплата? Да, она выросла в среднем на три тысячи, а хотелось бы побольше». 

Сухие цифры, которыми меряют результаты работы администрации школ, показывают положительную динамику роста зарплаты учителей. «По городу средняя зарплата учителя, который получает по новой системе оплаты труда, составляет 19900 рублей, это около 32 процентов прибавки, но в некоторых школах рост зарплаты достигает 58 процентов, – говорит Марина Зубакова, заместитель мэра Братска по социальным вопросам. – Мы получили повышение заработной платы не только у учителей, но и у младшего обслуживающего персонала, минимальный базовый оклад у которого по первому разряду составлял 1600 рублей, сейчас – 2740 рублей. Это плюсы, а вот минус в НСОТ один – мы не можем уйти от подушевого финансирования. Школы, которые уже перешли на НСОТ, были и морально, и юридически готовы к переходу, их финансовое состояние не вызывало опасений: в учреждениях была оптимальная структура штатного расписания, и для них переход был даже желателен. Сегодня, чтобы у школы не было проблем, в ней должно быть не менее 600 детей, тогда всё будет хорошо, у руководства не возникнет необходимости сокращать персонал, возможно повышение зарплаты. При подушевом нормативе, согласно которому ученик «стоит» 23 тысячи рублей в год плюс 20%, которые выделяются на НСОТ, результаты внедрения были видны сразу». 

Марина Зубакова отмечает, что есть образовательные учреждения, которые в этот норматив не вписываются. Это малокомплектные школы, где подушевой норматив маленький, а кроме педагогов там нужны и технички, и лаборанты по физике, химии, которые готовят урок. «Раньше мы могли перераспределить деньги, взяв их у школы с большим количеством учащихся и отдав школам в удалённых посёлках, где детей мало. Сейчас более жёсткий подход и, полагаю, может встать вопрос о том, что в малокомплектных школах возникнет необходимость убирать технический персонал». Заместитель мэра по социальным вопросам отмечает, что сейчас рабочая группа рассматривает различные варианты и модели перехода на НСОТ, ведётся работа по оптимизации штатного расписания: «Мы согласовываем каждое изменение, чтобы не пострадали учителя. У нас четыре «проблемные» школы. Скорее всего, часть расходов на зарплату вспомогательного персонала мы будем субсидировать. Так что к следующему учебному году все школы к переходу на НСОТ будут готовы».  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры