издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мобилизован и призван

«Свежей кровью» для партии власти должны стать беспартийные сторонники

  • Автор: Владимир ДЁМИН

Говорят, в одну реку нельзя войти дважды. Автор высказывания, видимо, полагал, что изменчивая водная среда в каждый конкретный момент представляет собой уникальное сочетание компонентов, повторить которое нельзя даже при наличии бесконечного времени и бесконечных ресурсов. Совсем иное дело российская политическая жизнь: в канун выборов в Государственную Думу председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин предлагает в очередной раз пойти проторённым путём.

Что-то кое-где у нас порой

Выступая в Волгограде перед участниками межрегиональной конференции партии «Единая Россия», Путин подвёл итоги 10 лет жизни страны и отдельно рассказал об опыте прохождения экономического кризиса. Признав, что были достижения, председатель правительства и лидер партии заявил, что, в сущности, экономика восстановлена всего на две трети, а развитие новой, инновационной экономики тормозится. Бизнесмены, руководители государственных предприятий и люди, желающие создать свой малый или средний бизнес, сталкиваются с отсутствием средств на развитие, вынуждены выступать в качестве просителей в министерствах и ведомствах. 

– Во многом, – заявил Путин, – такая ситуация является следствием того, что плохо работают механизмы так называемых социальных лифтов. Молодое поколение сталкивается с тем, что и у нас, и во многих других странах называется «места заняты». Молодым людям приходится рассчитывать в лучшем случае лишь на медленное продвижение в профессиональной карьере.

Хотя до сих пор медленное продвижение не считалось ни грехом, ни проблемой, ныне ситуация, видимо, такова, что времени на затягивание процесса нет. Поэтому, сказал далее Путин, «есть предложение создать при председателе правительства Российской Федерации агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, пока на общественных началах, но тем не менее посмотрим, как это встроить в структуру исполнительной власти в будущем». Вторым шагом в том же направлении должна стать программа «Молодые профессионалы». Речь идёт о том, что кому-то по предложению Путина предстоит заняться созданием «системы профессиональных квалификаций», с помощью которой будет дан «ясный сигнал, ориентир рынку и обществу, что может тот или иной профессионал или специалист. И вообще, кто называется профессионалом и специалистом в сегодняшней экономике, в сегодняшнем обществе, каковы критерии оценки». При этом черпать кадры предлагается из некоммерческого сектора, где, отметил Путин, сотни тысяч активистов, решающих независимо от государства крайне важные проблемы, с которыми сталкиваются люди. 

Если бы председатель правительства поставил на этом точку и перешёл ко второй части своего выступления, в которой от рассуждений на общегосударственные темы он переключился на задачи, стоящие перед Южным федеральным округом, эта речь осталась бы в политической истории страны сравнительно малозначащим событием. Но, продолжая своё выступление, Путин сказал то, чего большинство населения страны услышать вовсе не ожидало: выдвижение новых лиц в бизнесе, на госслужбе, в политике должно идти не по бюрократическим законам и процедурам, причём это касается «и партии «Единая Россия», в которую всё больше и больше будут и должны приходить люди нового поколения». 

Услышать такое от лидера партии накануне выборов в Государственную Думу было бы не слишком приятно для активистов любой организации, но для «Единой России», имеющей в Думе большинство и рассчитывающей в декабре укрепить свои позиции, неприятно вдвойне. По сути, Путин сказал, что кому-то из депутатов придётся уступить своё кресло в зале заседаний, а в более отдалённой перспективе – и все остальные места во всех других органах государственного и партийного управления. Премьер назвал качества, которыми должны обладать новые лидеры – «высокообразованные, амбициозные, профессиональные и конструктивные», – и многие, вероятно, отметили, что в этом списке нет таких позиций, как «опытные, испытанные, доказавшие свою преданность». Завершая выступление, буквально на последней минуте весьма продолжительной речи Путин поставил последнюю точку в предвыборном плане партии: «В процедурах отбора кандидатов должны участвовать не только члены партии, но и беспартийные сторонники «Единой России», участники профсоюзных, женских, молодёжных организаций, других общественных объединений, инициативные, неравнодушные граждане – все, кто через возможности «Единой России» в Государственной Думе хотел бы напрямую влиять на формирование политики нашего государства. Что я предлагаю и как я предлагаю это сделать? По сути, предлагаю создать то, что в политической практике называется широким народным фронтом».

Как это понимать?

Существуют – по крайней мере, пока не поступили дополнительные разъяснения – две равно имеющие право на существование версии развития событий. Первая предполагает, что Владимир Путин разочаровался в «Единой России» как структуре, что партия исчерпала свои возможности и что лидер партии оценивает итоги выборов октября 2010 года и марта 2011 года не так оптимистично, как большинство актива. Да, в своё время были сказаны приличествующие случаю слова об укреплении позиций, росте доверия и сплочённости рядов, но в действительности партия получила от своего лидера более низкую оценку, поскольку не выполнила поставленную перед ней задачу. Вполне вероятно, что слухи о всяческих закрытых социологических опросах и замерах рейтинга, гуляющие по политизированным слоям общества, имеют под собой реальную основу – а обязательной частью этих слухов является постепенное снижение рейтинга партии и параллельный рост её антирейтинга, сводящие в итоге политическое влияние партии в широких слоях общества к недопустимо низкому уровню.

В этом случае мера, избранная Владимиром Путиным для исправления ситуации, может быть признана верной и своевременной лишь отчасти. «Единая Россия» на всём протяжении своей истории неоднократно декларировала то одну, то другую программу по обновлению кадров – специально для этого было создано объединение «Молодая гвардия «Единой России», проводились партийные праймериз и реализовывался проект «Кадровый резерв». Все они оправдались лишь отчасти, потому что нельзя в стране, экономическим строем которой является капитализм, не учитывать такие факторы, как личное состояние партийного активиста или его возможности лоббировать интересы какой-либо финансово-промышленной структуры. В итоге во главе местных отделений МГЕР часто оказывались молодые предприниматели (даже если они не имели никакой заинтересованности в молодёжной работе), праймериз «выигрывали» вопреки всякой логике «нужные» руководству городских и региональных отделений партии представители градообразующих предприятий, а «Кадровый резерв» оказался колодцем, из которого черпали редко, да и то с самой поверх-ности. Партийцы высшего ранга, в соответствии с самой человеческой природой, прочно держались за власть, делились ею с ближайшими родственниками и никак не желали никакой ротации, даже если видели, что она пошла бы на пользу делу. 

Взяться за радикальные перемены прямо сейчас, за полгода до выборов, и решительно перетрясти список потенциальных кандидатов означает, помимо всего прочего, что на выборы пойдут люди, которых плохо знают за пределами их узкого профессионального и личного круга – так уж сложилось в нашей стране, что известность приобретается с большим трудом и уже после того, как человек пришёл во власть. Новые люди к тому же не имеют опыта ведения предвыборных кампаний, а делать в очередной раз ставку на «паровозов» (пять лидеров регионального списка) и личную популярность самого Путина всё труднее. Именно поэтому следует признать, что действительно массового обновления рядов партии не случится, а народный фронт используют для создания внешней поддержки. 

Политическая архитектура 2011 года

В средневековой архитектуре, когда потребность в просторных и высоких зданиях уже была, а опыта и теоретических знаний ещё не хватало, проблему снижения нагрузок на несущие стены решали через строительство внешних отдельно стоящих опор, связанных с основным сооружением арками. Народный фронт, составленный из профсоюзов (самых многочисленных общественных объединений в стране), ветеранских (самых авторитетных), женских и молодёжных объединений, может стать не заменой и не массовым источником новых кадров, но именно системой контрфорсов, которые удержат «Единую Россию» и придадут ей необходимую прочность и даже, если так можно выразиться, некоторое изящество. Главное в таком рассмотрении проекта то, что он будет реализован по уже испытанным временем схемам, доказавшим свою состоятельность. 

В 1999 году «межрегиональное движение «Единство» («Медведь»), из которого впоследствии выросла «Единая Россия», было создано министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергеем Шойгу как ответ на заявление группы губернаторов, которые потребовали избрать «конструктивную» Государственную Думу. В списке учредителей избирательного блока, который впоследствии был преобразован в движение, значились организации, название которых мало кому что-то говорило и тогда, и сейчас: Народно-патриотическая партия, движение «Моя семья», Всероссийский союз поддержки и содействия малому и среднему бизнесу, движение «Поколение свободы», движение «В поддержку независимых депутатов», движение «Рефах» («Благоденствие»), Всероссийский союз Народных домов и Российская христианско-демократическая партия. Неоднородный конгломерат, в котором одна группа участников до сих пор не знала о существовании другой, тем не менее занял второе место на выборах и вскоре объединился со своими оппонентами из фракции «Отечество – вся Россия». Это был блестящий пример того, как группа малоизвестных организаций, поддержанная председателем правительства, может одолеть считавшийся абсолютным фаворитом блок губернаторов.

Спустя несколько лет, осенью 2007 года, был создан ещё один блок общественных организаций, который назывался просто и откровенно – «За Путина». В состав группы объединений, которые взяли на себя заботу о проведении учредительного съезда, вошли Союз детей войны, Союз ветеранов войн в Афганистане и Чечне, «Студенческий отряд» и несколько объединений предпринимателей, а лидером движения стал известный адвокат Павел Астахов. Движение ставило перед собой несколько задач: оказать «дополнительную поддержку «Единой России» на выборах в Государственную Думу; выработать предложения по формированию такой схемы государственной власти, которая позволила бы Путину сохранить возможность влиять на политику страны, и в конце концов организовать сбор подписей в поддержку преемника, которого назначит Путин. Как всем известно, все три задачи были успешно решены, правда, сегодня мало кто помнит, что в их решении принимало участие какое-то там движение, пусть и с очень внушительным названием. 

Организация Астахова была распущена в марте 2008 года, всего через пять месяцев после создания, хотя сам он на пике активности заявлял: «…мы можем и «Единую Россию» контролировать, и парламент, целиком взятый, и любой институт власти, и мы это будем делать. Мы абсолютно критичны. Мы будем критиковать и курс, и план, и партию, и того, кто сделает малейшее отступление от тех перемен, которое грозит вернуть нас в прошлое, к культу личности, просто ухудшит жизнь наших людей». Эти слова и последующая эволюция самого Астахова, который сначала стал членом Общественной палаты РФ, а позже был назначен уполномоченным по правам ребёнка, должны быть известны тем, кто возьмёт на себя бремя формирования региональных отделений народного фронта. 

Кривое зеркало российских регионов

Каждый политик, затевающий проект такого масштаба, как общероссийский народный фронт, должен учитывать, что человеческая психика склонна вычленять из любого сообщения только то, что ей понятно, приятно и не вызывает дискомфорта. Игра «сломанный телефон» – самый наглядный пример того, что может приключиться с новой инициативой председателя правительства в переложении на 83 ситуации в 83 российских регионах, каждый из которых обладает уникальной конфигурацией общественных и политических отношений. Если формирование местных структур НФ поручат региональным властям вне зависимости от партийной принадлежности губернатора, это будет одна история – кое-где она может завершиться попытками использовать фронт для усмирения излишне деятельной партийной организации. Если управление процессом поручат самим общественным объединениям, дело может затянуться сверх всякой меры, особенно с учётом того, что наступает лето и даже приближающиеся выборы не заставят россиян отказаться от отпусков и отдыха. Если реализуется третий сценарий, при котором народным фронтом будет заниматься сама «Единая Россия», имеющая – через контролируемые ею органы власти – тесные связи с общественными объединениями, фронт ждёт такая же неяркая и недолгая судьба, как и движение «За Путина»: делиться властью не в правилах партии власти.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры