От добычи угля к угольным кластерам
В Кузбассе прошёл международный форум
В Кемерове с 4 по 7 мая 2011 года проходил международный форум «Уголь в мировой экономике». Участники форума обсудили перспективы развития угольной отрасли, в том числе роль угля в топливных балансах стран, экологически чистые технологии отрасли, вопросы глубокой переработки угля и получения продуктов с высокой добавленной стоимостью.
Форум организован Минэнерго России при поддержке правительства РФ и Совета Федерации Федерального Собрания РФ и администрации Кемеровской области. В конференции приняли участие первый заместитель председателя Комитета по промышленной политике Совета Федерации ФС РФ Сергей Шатиров, заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, председатель Российского организационного комитета Всемирного горного конгресса Георгий Краснянский, вице-президент РАН Николай Лаверов. Среди приглашённых – руководители крупных международных организаций и ведущих российских угольных компаний, независимые международные эксперты, представители бизнеса и научно-исследовательских организаций из России, Китая, США, Индии, Германии, Франции, Польши.
Анатолий Яновский приветствовал участников конференции от имени министра энергетики РФ Сергея Шматко. Он особо подчеркнул, что угольная отрасль и отечественная энергетика в целом выходят на качественно новый уровень развития, при этом всё больше внимания уделяется инновационным технологиям при одновременном соблюдении самых высоких стандартов безопасности и производительности. Анатолий Яновский выступил с докладом «Долгосрочная программа развития угольной промышленности России до 2030 года». Он отметил, что к 2030 году потребление угля на внутреннем рынке возрастёт более чем вдвое, до 220 млн. тонн, при этом экспорт угля увеличится до 170 млн. тонн. В ближайшие 20 лет в России будет построено около 100 новых угольных предприятий, появятся новые угольные районы на Дальнем Востоке и в Сибири. Основным угольным районом страны останется Кемеровская область, на долю которой приходится более 50% всей угледобычи.
«В ходе дискуссии на конференции дана объективная оценка роли угля в мировой экономике на современном этапе, выработаны соответствующие рекомендации по координации солидарных действий, направленных на повышение эффективности его использования и уменьшение воздействия рисков на развитие угольной промышленности и международной торговли углём» — сказано в пресс-релизе оргкомитета форума.
Как отметил сенатор от Кузбасса Сергей Шатиров, сейчас и в России и в мире происходит переосмысление структуры энергетического баланса. «Мы сталкиваемся с новыми вызовами в сфере энергетики. Это и изменение климата, и экологические проблемы, и проблемы ядерной энергетики, вскрывшиеся в ходе катастрофы в Японии, — сказал сенатор. — Перед угольщиками стоит задача определить, куда двигаться».
Пока что российские угольщики вынуждены признать, что главным источником доходов для них является импорт. «Какие наши традиционные рынки? Во-первых, европейские страны – Германия, Англия, Украина, Турция. В настоящее время они потребляют где-то 44 миллиона тонн наших кузбасских углей», — сказал в своём выступлении Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области.
В азиатском направлении основными импортёрами кузбасского угля могут стать Япония, Индия, Южная Корея и Китай. Через 15 лет в эти страны регион ежегодно будет отправлять по 50 млн. тонн, а сегодня только один Китай закупает на внешних рынках уже в 4 раза больше. Сегодня, по данным Сергея Шатирова, члена Совета Федерации РФ, КНР импортирует около 200 млн. тонн, из них всего 5% российского угля: «Почему? Потому что неразвита инфраструктура. Прежде всего Транссиб, БАМ, припортовые станции и портовые мощности».
С сенатором согласен Владимир Баскаков, вице-президент по угольной отрасли холдинговой компании «Сибирский Деловой Союз»: «Развитие отрасли должно идти по нескольким направлениям, в том числе это глубокая переработка. Надо возить вместе с углём не тонны породы и влаги, а калории. С другой стороны, транспортная логистика – это и развитие железной дороги, и строительство морских портов, и железнодорожная инфраструктура вплоть до портов. Так, Владивосток заперт сегодня не портами, их ещё можно строить и строить, а вот доставить туда уголь – это проблема».
Что касается китайских угольщиков, то они не исключают, что в будущем их собственная потребность в импортном угле будет снижаться, а экспортные возможности увеличиваться. Ван Гуандэ, вице-президент Китайской национальной угольной ассоциации отметил: «Мы значительно повысили обеспеченность страны углём. Если в 2005 году мы добывали 2,3 миллиарда тонн, то в 2010-м – уже 3,24 миллиарда. В среднем каждый год наращиваем добычу на 178 миллионов тонн».
Если у китайцев счёт идёт уже на миллиарды тонн, то годовая угледобыча России – это 323 млн. тонн. Наша страна тоже планирует наращивать темпы и к 2030 году выдавать на-гора на 100 млн. тонн больше. Причём хорошо бы, отмечают эксперты, повысить внутренний спрос на этот товар, перерабатывать уголь, получать продукты с высокой добавленной стоимостью и использовать их на месте добычи.
Председатель Международного организационного комитета конгресса Йозеф Дубинский (Польша) уверен, что угольным компаниям необходимо внедрять новые технологии. «Всё дело в технологиях и их цене. От Китая Россия отстала недалеко, Китай сам не сделал технологии – он их купил, просто нужны деньги и желание вкладывать их в отрасль, её развитие».
Одной из ключевых проблем, которые рассматривали участники конгресса, стало сокращение экологического ущерба от работы угледобывающих предприятий. Для этого нужно решить несколько задач, из которых важнейшая – снижение количества вредных выбросов, которые получаются в процессе использования угля в качестве топлива.
«Выброс твёрдых частиц – это острая проблема по углю, – считает коммерческий директор отделения «Дженерал Электрик и Энерджи» в Европе и СНГ Илья Соловьёв. – Плюс выбросы серы и двуокиси углерода. Эта ситуация очень острая. Способ решения – полная газификация угля». В процессе газификации уголь с водой обрабатывается при определённой температуре, затем очищается водой до получения синтетического газа, содержащего 35–45% СО и 35–45% водорода. Газ может сжигаться по более чистой технологии, при этом происходит полный отказ от твёрдых частиц, которые оседают ещё до процесса сжигания. В мире работает порядка 300 газификаторов, в России пока нет ни одного.
Поднимался и вопрос об обеспечении более эффективного использования угольного топлива в энергетике. По оценкам специалистов, несмотря на развитие направлений по использованию альтернативных источников энергии, в том числе природного газа, уголь будет не только удерживать своё положение, но и значительно наращивать присутствие на рынке энергии.
Участники форума сошлись во мнении, что необходимо переходить от простой добычи угля к строительству энергоугольных кластеров. На разрезах должны строиться собственные электростанции, работающие на попутном газе и продуктах глубокой переработки угля, нужна современная углехимическая промышленность в непосредственной близости от районов добычи.
Для российских угольщиков форум является возможностью «сверить часы» перед 22-м Всемирным горным конгрессом, который состоится в сентябре этого года в Стамбуле (Турция).